О чём трещал сверчок

О чём трещал сверчок
                (рассказ садовника)

Был вечер. Родители моей внучки Маши ушли в гости. Мы сидели с ней на кухне и пили чай. Вдруг в углу возле мойки затрещал сверчок.
  - Интересно, что он говорит? – спросила Маша, отхлебнув чай из розовой чашки.
  - Он зовёт свою подругу, - ответил я.
  - Откуда ты знаешь?
  - Как мне не знать, если я специально изучал сверчковую азбуку.
  - Расскажи, как это было, - попросила меня внучка.
Она поелозила немного на стуле, усаживаясь поудобнее, и приготовилась слушать.
  - Когда я был молодым человеком, то служил садовником в одном семействе, - начал я свой рассказ. Хозяева частенько уезжали и тогда вся дачная территория, дом и сад оставались на моём попечении. Проживал я в маленькой времянке, в конце сада, у забора. Избушка, в которой обитал я летом, была старая и убогая. Она напоминала скорее хижину, чем загородную дачу. Построили её как видно давно на скорую руку. Всюду были видны щели, ото всюду дуло, давно не крашенный потолок провисал над самой моей головой. Однажды вечером сидя у окна своей хибары, я через треснутое стекло наблюдал за спешившими куда-то прохожими. От скуки я не знал чем заняться и поэтому разговаривал с мухами и пауками. А когда ко мне залетел шмель, то и его, как старого знакомого, я поспешил пригласить к столу. Но шмель явно был не в духе. Он недовольно что-то прожужжал мне в самое ухо, и потом заметался по комнате, ища выхода. Наконец, найдя в форточке щёлку, выбрался на улицу. Некоторое время в комнате было тихо, но вдруг, раздалось какое-то пиликанье, будто кто-то невидимый заиграл на расстроенной скрипке. Это был сверчок. Он стал звенеть почти каждый вечер. Его скрип слышался то из старого комода, то из-за рукомойника, то с потолка. Своей музыкой он развлекал меня, хотя концерты, надо сказать, были весьма однообразны. Я хотел с ним поговорить, но как только подходил к тому месту, откуда слышалось пиликанье, он умолкал, видно боялся меня. Наслушавшись сверчковых песен, я засыпал, оставляя ему в углу крошки от печенья. На следующее утро я не находил крошек. Ел ли печенье сверчок или кто другой я не знал, но каждый раз продолжал оставлять в углу угощение. Как-то раз я столкнулся со сверчком возле рукомойника, как говориться нос к носу. Походил он на большого кузнечика. Я увидел его на краю раковины. Сверчок сидел и разглаживал свои усы.
  - Привет, - сказал я сверчку.
От неожиданности он повалился в угол, туда, где стояло ведро для мусора. Немного погодя он вылез по метле и снова уселся на рукомойник. Я вгляделся в сверчка пристальней и заметил, что под левой лапкой у него что-то блестит. Это была маленькая серебряная книжица. Сверчок развернул её и книга вдруг стала расти. Вместе с ней рос и сверчок. Не прошло минуты, как у себя в комнате я увидел сидевшего на табурете зелёного человечка. Его брюки, рубашка, курточка, ботинки – всё было зелёного цвета. Поблёскивая зелёными очками, он смотрел на меня и улыбался. На коленях у него лежала книга в блестящем переплёте. Знаками человечек попросил меня подойти к нему и посмотреть его книгу. Я подошёл и взглянул на раскрытую страницу. Она вся оказалась испещрена непонятными знаками, разобраться в которых мне было не под силу. Единственное, что я понял, так это то, что эта книга научная, что-то вроде сверчковой азбуки. Мы познакомились со сверчком, и он стал учить меня своему языку. Я достал с полки букварь, и сверчок показал мне какие знаки его азбуки соответствуют буквам нашего алфавита.
И вот теперь каждый вечер, когда приходил мой зелёный друг, мы усаживались за учебники. Я всё пытался освоить сложный сверчковый язык. Надо вам сказать, что работа эта была не из лёгких. В сверчковой азбуке оказалось всего 13 знаков, но каких! Они казались мне труднее китайских иероглифов. Наконец, я стал понемногу стрекотать по-сверчковски. Но, вероятно слова я сильно коверкал, потому что зелёный учитель мой до слёз смеялся, роняя книгу. Как только азбука захлопывалась, она тут же становилась маленькой, а человечек превращался в сверчка. Учение прерывалось, я отправлялся спать, а сверчок продолжал в углу пиликать свои песни. Но на следующий день он снова превращался в человека. Целую неделю занимались мы с моим другом сверчковыми науками. Иногда, устав от занятий, мы откладывали учебники в сторону, и садились пить чай с вареньем. Тогда сверчок рассказывал мне, где он побывал и что повидал. Я узнал, что родом зелёный человечек происходит от домовых сверчков. Его родители видели в своём сыне знаменитого профессора, поэтому устроили его по знакомству в одну из церквей, где служил их дальний родственник – прус-итальянец. Они отдали за учение сына несколько связок сушёных мушиных лапок и целый мешок толчёных комариных крылышек. Сверчок поселился в уголке и принялся изучать науки. Он был очень усидчив. И поэтому стал таким умным, что превзошёл в знании сверчкового языка даже своего учителя-пруса. За это прус подарил ему волшебную книгу, написанную на древнесверчковом языке. В ней были собраны сведения о многих насекомых, когда-либо живших на Земле. Став профессором, учёный сверчок продолжил изучение шестиногих обитателей нашей планеты. При помощи волшебной книги он побывал во многих странах, и свои наблюдения занёс на её страницы. Кроме того сверчок путём заклинаний научился принимать облик зелёного человека. Но превращаться в человека он не спешил. В книге говорилось, что встреча с людьми таит в себе множество опасностей. Ведь человек часто использует свою силу во вред брату своему меньшему. Встретив меня, он долго наблюдал за мной, прежде чем мне довериться.
Однажды мой учитель-сверчок пришёл ко мне какой-то необыкновенно торжественный. Его великолепный зелёный фрак сверкал в полумраке комнаты. Как-то странно взглянув на меня, он сказал:
  - Сегодня необычная ночь. На звуки моих песен, наконец, откликнулась моя невеста. Я чувствую, что она уже близко. Я должен отыскать её. Кроме того мы видимся с тобой в последний раз. Ведь когда я встречусь со своей любимой, книга потеряет для меня волшебную силу, и я больше не смогу превращаться в человека. Он задумчиво посмотрел на меня. Я молчал огорчённый.
  - Но зато сегодня ночью ты сам можешь превратиться в сверчка и отправиться со мной на поиски моей невесты. Хочешь ли ты этого? – спросил меня зелёный друг.
О чём было спрашивать? Я конечно страстно желал этого.
  - Подойди ко мне, - промолвил сверчок.
Я повиновался ему беспрекословно
  - Нажми первую букву сверчкового алфавита.
Не скрою, меня бил озноб, когда я дотронулся до буквы «W», которая означала в переводе на человечий язык « Начало». И звучала как «Стрртт».
При этом у меня закружилась голова, и я понял, что куда-то лечу. Не успел я оглянуться, как стал таким маленьким, вроде мухи или таракана. Я наверно испугался бы, если ни мой друг, который держал меня за руку и стрекотал на ухо слова поддержки. Я посмотрел на свои руки и ноги и не узнал их. Они стали причудливыми и зелёными, как трава. Я не знал для чего существуют те или иные мои новые конечности, пока мой друг сверчок всё мне не растолковал. Он пояснил какой ножкой по какому крылышку надо скрести, чтобы вызвать нужный звук. Слушать мне приходилось теперь коленкой, а не ухом, как обычно. И всё это от того, что оба мы с ним были теперь маленькими насекомыми, а не людьми.
Я посмотрел на своего друга и увидел, что он мне машет лапкой. Я подполз к нему и мы вместе выбрались на улицу через щель, в которую не вошёл бы мой карандаш. Мы очутились под домом. Здесь было свежо от ночной прохлады.
  - Надо поздороваться с Квакшей, - проскрипел сверчок и постучал щупальцем по железной лейке, стоящей у порога.
  - Кто там? – послышался глухой голос.
  - Добрый вечер, уважаемая Квакша, как поживаете?
  - Неважно, еле собралась на работу, - пробурчала в ответ серая лягушка.
 - А где вы работаете, - спросил я.
  - Смотрительницей. Слежу за садом и очищаю его от вредителей. Извините, что не предлагаю стаканчик «бурпы». Он ещё недостаточно охладился.
  - А что такое «бурпа», - спросил я потихоньку у сверчка.
  - Напиток. Его приготавливают из сока одуванчика и варёных слизняков.
  - Хорошо, что он ещё не остыл, - поморщился я.
 - Не подскажите нам,  как пройти к пруду, - поинтересовался сверчок у лягушки.
  - Идите прямо к цветочной клумбе, а там свернёте.
Мы шли,  наслаждаясь ночной прохладой, а путь нам освещали, сидевшие на высоких травинках светляки. Я знал, что за поворотом должен показаться пруд, но не ожидал так скоро его видеть. Мелкий, заросший ряской и камышами водоём показался мне тогда величественным и таинственным. Было тихо. Камышинки чуть подрагивали на ветру. Сверчок спустился к воде и поднял своё крылышко. Послышались волшебные звуки скрипки. И тут, как по команде со всех сторон раздалось кваканье. Было такое впечатление, что все пучеглазые красавицы собрались сегодня в нашем саду и ждали только сигнала моего зелёного друга, чтобы начать свой лягушачий концерт. Какую симфонию они исполняли под руководством сверчка дирижёра, я не знаю, но только закончилась она также внезапно, как началась. Тут огромная кувшинка посредине пруда стала медленно раскрываться. Внутри цветка на пестике сидело какое-то усатое существо
  - Вот моя невеста, - воскликнул сверчок и раскрыл свою книгу.
Тут он вновь стал человеком, а его невеста превратилась юную деву с прекрасными изумрудными волосами. Она поднялась навстречу сверчку.
  - Давай прощаться, - сказал мне мой зелёный друг.
В последний раз послышалась его тихая песня. Зашумели травы. Глядь, ни сверчка, ни его невесты, как не бывало.
Смотрю – сижу я на берегу пруда, а в середине на волнах качается чудная кувшинка.
  - А больше ты не встречал зелёного человечка? – спросила Маша.
  - Нет, не приходилось, только с тех пор стал понимать я трудный сверчковый язык.
  - А научишь меня ему?
  - Конечно научу, только для этого надо иметь доброе сердце, любить животных и никогда их не обижать.


Рецензии