Литургия в горах Кавказа -20

Поездом Москва-Сухум я снова возвращаюсь в Абхазию. В прошлом  году было проложено прямое железнодорожное сообщение между нашими столицами, нарушенное после грузинско-абхазкой войны. Ранее мне приходилось ехать вначале до Адлера, затем  переходить границу и далее автобусом до Сухума. На днях должны привезти из Задонска иконостас. Его по благословлению митрополита Задонского Никона и на его пожертвования изготовила мастерская Задонского монастыря.Мне дважды довелось с Наталией посетить этот монастырь и встречаться с владыкой. Это настоящий молитвенник и человек большой духовной жизни, пожертвовавший на храм в далекой Абхазии большие средства.На вокзале Сухума меня встречает Наталия с монахом Иоанном и на своем внедорожнике  «Нисан», везет в квартиру на побережье, где я проведу несколько дней до отъезда на ПсхуНаталья рада моему приезду и оживленно рассказывает о проделанной за этот год в скиту работе, и о том, что предстоит выполнить мне как архитектору.  Я с гордостью смотрю на эту волевую, деятельную и симпатичную женщину, уверенно и по-абхазски дерзко ведущую большой внедорожник с поднятой над капотом выхлопной трубой.«Не удивляйся, так водят машину все абхазцы, единственным приоритетом которых является величина и стоимость машины. Едущих осторожно водителей, дорожный патруль, как правило останавливает,  заподозрив в водителе чужака.УАЗик, который я раньше водила, был более поворотлив в горах, но менее грузоподъемен, а раньше мне доводилось управлять даже КАМАЗом». Проезжая пост Госавтоинспекции, патруль радушно, кивком головы приветствуют Наталию.«Меня здесь все считают абхазкой» - говорит она. Я уточняю: «Не только абхазкой, но и джигитом на хорошем коне».Наташа размещает меня в жилом пятиэтажном доме у самого берега Сухумской бухты, в квартире монаха, ныне подвизавшегося на Афоне в Греции.После московской суеты и забот, нахождение  здесь весьма полезно для души и тела.Прогуливаясь как-то по набережной, я был приятно удивлен, увидев на баннере турагентства фотографию нашего храма. Там я прочитал: «Псху, самое высокогорное село в Абхазии – село облаков и туманов, расположенное в верховьях Бзыби на высоте 760м. Исторически там проживало Абхазское горное общество. по окончании Кавказкой войны они целиком переселились в Турцию, а эти места заселили русские монахи. Жители села сохранили уклад 19 века. Вы увидите горы и ущелье с высоты птичьего полета. Вы сможете осмотреть руины средневековой крепости».Да, появился еще один туристический маршрут, пусть даже и самый интересный и экстремальный, но не нанесет ли это непоправимый вред «монашеской республике», это покажет время.Пляжи Сухума через день стали надоедать своей многолюдностью, а через пару дней меня потянуло в горы.Вечером четвертого дня, машина загружена и мы выдвигаемся в путь. В салоне вместе с Наталией, Иоанном и мной находится  инок Арсений. Три года назад мы встречались с ним на Псху. Это красивый, атлетически сложенный, волевой мужчина, лет тридцати пяти, похожий на индейца. Сам он принадлежит редкому малочисленному народу, число жителей которого не превышает 500 человек. Этот народ – «тофалары», проживает на берегу Енисея в Томской области.Во времена правления Чингиз-Хана его проводниками были тофалары. Их врожденные способности следопытов -  жителей леса, умение выживать в любых условиях, высоко ценилось в войске Чингиз-Хана.Этот древний народ во времена «великого перехода» осваивал Северную и даже Южную Америку. В воинственных инках течет кровь потомков Тофаларов. Арсений рассказал мне, что слова инки и инок т.е. монах имеют общий смысл.Несколько лет назад в Перуанских Андах на берегу Амазонки, я встретился с потомками Тофаларов. Фотографию инструктора по рафтингу, который руководил нашим сплавом по реке, я  переслал Арсению. Индеец, потомок инков с Амазонки как две капли воды был похож на инока Арсения, единственным отличием была татуировка с ликом Иисуса Христа в терновом венке.Лишь в четвертом часу утра, преодолев перевал и многочисленные горные речушки, мы добрались до Псху. Проезжая мимо храма, останавливаемся. В свете прожекторов на фоне звездного неба в обрамлении горных вершин, освященных светом полной луны, храм кажется сказочным и  неземным.За год моего отсутствия многое изменилось, фасады освобождены от строительных лесов и полностью завершены, цоколь и крыльца входов облицованы плиткой под дикий камень. На месте прежнего сгоревшего храма поставлен резной деревянный крест, водруженный над символической голгофой в виде альпийской горки. Справа от храма залит фундамент под  крестильню, а слева от храма возведен цокольный этаж будущего келейно-трапезного корпуса. Наташа сообщает нам, что в храме ведется роспись сводов алтаря.И вот, наконец-то мы подъезжаем к скиту и разгружаем вещи. Меня селят в ветхом, глинобитном, покрытом деревянной дранкой, домике, являющимся библиотекой скита. С трепетом вхожу в намоленное помещение, в котором жили ранее первые иноки и пустынники скита. Две устланных железных кровати с деревянным настилом среди книжных полок и икон составляют интерьер помещения. Под шум холодильников в коридоре, вдыхая аромат трав которые сушатся в различных углах и аромат ладана, я засыпаю.Утром, выйдя из кельи на улицу, любуюсь священными вершинами гор, окружающих долину. Вот гора «Серебряная», а вот и «Святая», застывшая в своем молчаливом величии. По единственной, размытой потоками дождевых вод, каменистой улица села, идут на свои пастбища и наделы свиньи, гуси, а изредка и коровы. Каждая божья тварь знает здесь свое время и место.Возвратясь во двор, иду к трапезной через ряды парников с помидорами, огурцами, перцем и баклажанами. В прошлом году их не было.Иоанн окликает меня: «доброе утро, пойдем, покажу нашу новую столярную мастерскую». Зайдя в обширное помещение, я удивляюсь наличию в нем современных профессиональных инструментов и прочему оборудованию. Хозяин мастерской, высокий, полный, лет шестидесяти пяти мужчина приветствует нас. Это Володя, бывший супруг Натальи, а ныне трудник скита. Ранее он был бизнесменом и руководителем одесской футбольной команды «Черноморец». После встречи со старцем Ионой он начал воцерковляться и даже привел всю свою команду к старцу. Владимир материально стал помогать храму. В настоящее время его главной целью стало служение во славу Божию в скиту. Он с любовью показывает нам новое столярное и токарное оборудование, а также результаты своего труда, резную дверь, оконные наличники и пр.Рядом с мастерской построен гаражный бокс со складским помещением, а у ручья разместилась великолепная баня с сауной. Да, сделано немало.На пороге трапезной появляется Вика с Софией, я рад снова встретиться с ними. Выходит и Наташа: «Приглашаю всех на завтрак, рабочих мы покормили, остались вы».Зайдя в помещение, знакомлюсь с новым членом трапезной команды, послушницей Ниной она, как и другие женщины скита из Одессы. После вкусной трапезной и благодарственной молитвы, идем на строящийся объект, над которым мне предстоит потрудиться.Метрах в сорока от трапезной возводится большое, в четырех уровнях, здание келейного корпуса с просторным трапезным залом и кухней.Сейчас поднято два уровня, цокольная и трапезная часть, предстоит построить еще два келейных этажа. Наташа задает вопросы и просит помочь с планировкой этажей. Едем на храмовую территорию.Храм в утренних лучах солнца особенно красив, как я позже узнал, местные жители его называют жар-птицей. Резные двери и наличники окон с коваными решетками, цоколь и крыльца входов облицованные плиткой под дикий камень и другие элементы фасадов, завершили внешний облик храма.Внутри также произошли большие изменения, выполнен балкон храма с кованой оградой, облицован разными элементами притвор и церковный киоск, обшиты и подготовлены под роспись своды, а апсида алтаря уже покрыта фресковой живописью. На лесах под сводами храма трудится стройная, немолодая женщина, это иконописец из Киева Наталья. Она позже рассказывала: « Слабая, уставшая и немощная  по утрам я иду к храму, но стоит подняться на леса, наполняюсь силой и радостью, и с непостижимым рвением тружусь над фресками».Иоанн спрашивает меня: «Завтра наш храмовый праздник, день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, нам нужно подготовить храм к праздничной литургии, расставить иконы, застелить полы. Ты нам в этом поможешь?» Я, конечно же рад потрудится.Монах Иоанн предлагает мне взобраться на колокольню. Он с гордостью и искренней радостью показывает привезенные из Задонска установленные недавно колокола, управляемые при помощи своеобразной клавиатуры и предлагает попробовать поиграть. Я с восторгом, но все же осторожно нажимаю на клавиши, вслушиваясь в мелодичный звон колоколов. Вид с колокольни великолепен, горы завораживают. Выйдя из храма, Наташа ведет меня к крещальне.У фундамента крещальни трудится бригада рабочих, мне предстоит разработать чертежи крещальни с купелью и раздевалкой.Подходил к строящемуся зданию келейного корпуса на 15 келий и трапезной. Сейчас отстроен цокольный этаж с котельной. Работы выполнены на высоком уровне, да и как иначе у Натальи схалтурить не удастся. Она ставит мне задачу по проектированию этажей здания, к чему я в тот же день и приступаю.К обеду подъезжают гости предстоящего праздника: игумен Свято-Владимирского подворья Валаамского мужского монастыря Ефрем с братией, Игумен Афанасий с Сухумского кафедрального собора с инокинями, Иеромонах Диомид, иерей Александр, Дмитрий и другие. Подходит и настоятель храма иеромонах Василий. Ожидается игуменья Серафима с сестрами.После, с любовью и молитвой приготовленной трапезы и размещения гостей, идем на вечернюю службу, где предстоит исповедь.Утром состоялась праздничная литургия, на которой присутствовала значительная часть села, а также гости и духовенство. К сожалению, схимонахиня Тихона по своей немощи не смогла прийти. За ней ухаживают сестры игуменьи Серафимы. Завтра мы собираемся посетить ее.Такого количества духовенства и прихожан храм еще не собирал. В лицах прихожан храма считывается не только радость, но и гордость за возведенный среди этих труднодоступных мест чудесный храм, в котором сегодня отмечается праздник в честь его небесного покровителя Иоанна Крестителя.Лица Наталии и монаха Иоанна, монахинь Софии и Виктории отражают не только радость, но и колоссальную ответственность и усталость, ведь на их плечи лег основной груз, связанный с приемом гостей и организацией праздника.Они почти не спали, подготавливая храм и праздничную трапезу. Как мог, и я поучаствовал в этом процессе, начистив пару ведер картошки.После причастия и благодарственного молебна, отец Василий в торжественной речи особо отметил заслуги в строительстве храма Наталию с братьями и сестрами прихода, не забыв и жителей  участвовавших, кто молитвенной помощь, а кто и своей копеечкой. Также похвалил и меня, представив прихожанам как автора проекта храма. После службы состоялся праздничный обед, где присутствовало, кажется все село. 


Рецензии