Монах Иоанн-настоятель и нейрохирург -5

   В г. Сухум меня встретила Наталья, с которой мне на следующий день предстояло подняться на ее вездеходе-уазике в горы.В день отъезда, после утренней службы в кафедральном соборе, мы посетили келью старицы - монахини Ольги, где получили благословение.В это солнечное утро, выходя из кельи, моя душа светилась, озаренная внутренним светом, светом христианской любви и благодати, наполнявшей меня после встречи с этой знаменитой монахиней.Этот воистину счастливый день был отмечен еще и тем, что у руководителя Сухумско-Абхазской епархии о.Виссариона были подписаны документы о создании прихода храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Произошло это в соборной резиденции, где мне от лица руководителя фонда Десницы св. Иоанна Крестителя довелось наградить о. Виссариона золотой медалью в честь Десницы св. Иоанна Предтечи.Это была настоящая победа: Наталья получила документ, узаконивающий строительство храма. Этот документ о. Виссарион не подписывал многие годы в связи со сложными политическими отношениями. Большое спасибо нужно сказать племяннику бывшего президента Абхазии Борису Ардзинба, который помог организовать эту встречу. Также большую роль сыграли мои встречи с нынешним президентом Абхазии Сергеем Багапшем и Патриархом Всея Грузии Ильей II, которого вместе с президентом Фонда Валерием Новоскольцевым, суждено было наградить орденом Десницы св. Иоанна Крестителя. Во второй половине дня мы с Натальей посетили рынок, где приобрели продукты, которые должны были перевезти в село Псху для нуждающихся в них строителей храма.Лишь только когда стемнело, мы отправились в путь. С нами в машине ехали еще двое человек. Справа от меня сидел смиренный монах, отец Иоанн, который, являясь настоятелем храма, находящегося на территории госпиталя г. Сухум, также был нейрохирургом этой больницы. Он только что провел сложную черепно-мозговую операцию и мысленно, видимо, еще присутствовал там. Понимая это, мы ехали в тишине. Я тогда и не подозревал, насколько знаменит этот скромный человек в Абхазии, слава которого догнала нас уже у первого поста ГАИ.Милиционер остановил нашу машину взмахом своей палочки и, подойдя к шоферу, коим была Наталья, спросил, не у нас ли находится знаменитый нейрохирург Иоанн Свинухов. Отец Иоанн ответил: «Я здесь». «Вас разыскивают по всей Абхазии, и мы без вас никак не сможем обойтись. Вы уж не покидайте нас», - сказал милиционер, добавив также, что в горы по нашей дороге на поиски врача поехали машины. Отец Иоанн ответил, что он намерен провести некоторое время в своей келье высоко в горах. На вопрос, где находится эта келья, он ответил, что туда можно добраться лишь медвежьими тропами.Проехав в ночи среди скал около получаса, мы увидели две встречных машины, которые, проехав мимо нас, вскоре вернулись и, обогнав нас, прижали нашу машину корпусом своей. Вторая остановилась сзади.Из машины выскочили мужчины и подошли к нам. Отец Иоанн, тяжело вздохнув, сказал: «Это за мной». От крепкого абхазца, одетого в черный костюм, мы услышали: «Не пугайтесь, это не нападение и не захват заложников, нам нужен доктор Свинухов. Он здесь?». «Да, я здесь» - ответил монах.Абхазец эмоционально стал объяснять, что их родственнику, в настоящее время находящемуся в больнице, на их взгляд неправильно сделано заключение дежурным врачом. А они доверяют лишь Свинухову. Абхазец достал рентгеновский снимок головы и медицинские справки.Отец Иоанн, взяв снимок и неспешно рассмотрев его сквозь свет фары машины, направленной на нас, вынес решение: «Заключение дежурным врачом вынесено правильно. С пациентом ничего страшного не произошло. Будет жить долго». Он выписал какие-то лекарства и вписал в больничный лист некоторые поручения.«Вы наше национальное достояние и поэтому мы боимся вас потерять. Не покидайте нас надолго» - сказал абхазец. Добившись гарантии скорого возвращения врача, нас отпустили.Мы поехали по горному серпантину среди отвесных скал, не встречая уже ни одной встречной машины.Меня поразило смирение и тот спокойный, ровный голос монаха-целителя, которым он объяснял диагноз эмоциональным абхазцам.Я сказал отцу Иоанну, что в своей жизни почти не встречал человека, исцеляющего одновременно душу и тело, и видимо, этот путь спасения человека наиболее эффективен.Отец Иоанн ответил мне: «К сожалению, большинство людей, и это относится не только к абхазцам, задумывается о Боге, лишь находясь у последней черты. Храм Божий должен находиться при любой больнице, так как это быть может последняя возможность прийти через покаяние ко Господу. Лечение классической медициной вместе с молитвой и покаянием оказывает на пациента наиболее эффективное воздействие и исцеляет не только его тело, но и душу. А корень любой болезни пребывает там. Невозможно полное исцеление тела без исцеления души. Утром и вечером я служу в храме при больнице, на протяжении дня оперирую и консультирую пациентов, также исповедую и соборую больных».Я спросил у батюшки, как обстоят дела с воцерковлением иноверцев и язычников. Отец Иоанн ответил: «Воцерковляем, и больница с храмом лучшее для этой миссии место». Наталья сидевшая за рулем подтвердила слова батюшки, сказав, что каждый второй язычник в Абхазии, побывавший в больнице, воцерковлен отцом Иоанном. Батюшка сказал: «В этой маленькой горной стране, в отличие от большого города, не укроется ни одно человеческое деяние, поэтому мне, как миссионеру, приходится контролировать каждый свой шаг, соизмеряя его с Божией волей. Люди, смотря на пример преданного служения, меняют свой образ жизни и воцерковляются».Позднее ночью, преодолев на вездеходе многочисленные горные ручьи и труднопроходимые даже для вездехода участки скальных дорог, мы въехали в высокогорное село Псху.Фары машины осветили погруженные во мрак ночи незатейливые глинобитные сельские домики, покрытые деревянной «дранкой».Наталья подвезла нас к единственному освещенному фонарем месту - площадке, на которой уже установлен фундамент храма и лежит у лесопилки сложенный штабелями сруб будущих его стен. Да, за несколько месяцев моего отсутствия здесь проделана большая работа.На ночлег мы с отцом Иоанном разместились в маленьком, состоящем из одной комнаты, домике, расположенном в глубине большого яблоневого сада.Ранним утром, после благодатного молитвенного правила, отслуженного отцом Иоанном, мы с ним направились в один из домиков села, пожертвованным моим другом отцом Александром Кобловым под храм.В руках отец Иоанн держал служебное евангелие в богато украшенном окладе, то самое которое, он вчера на протяжении всего многочасового переезда, находясь в беззвучной непрестанной молитве, держал, обняв руками. Это евангелие, подаренное общине, было предназначено для строящейся церкви.После благодарственной молитвы отец Иоанн торжественно возложил священную книгу на престол в алтаре. Этот храм, созданный во славу Божию пожертвованиями, начиная от здания до церковной утвари, наполнен духом молитвы. Мне радостно, что и мой скромный труд вольется в лепту этого великого богоугодного дела.На обратном пути мы заходим в скит матушки Серафимы. Хозяйство это состоит из нескольких скромных домиков, в которых проживают инокини и послушницы. Нас встречает старшая сестра и ведет во двор, затененный виноградником, плетущимся по решетчатому каркасу.Несколько молодых сестер, собирающих виноград на высоте 3-4 метра, увидев батюшку, встрепенулись, словно птицы и радостно приветствуют его, спустившись с лестниц, берут благословение.Сестра, усадив нас за стол, угощает чаем с медом и фруктами. Она говорит, что большинство сестер сейчас находятся у матушки Серафимы в монастыре, а оставшиеся здесь заняты на уборке винограда.Сестра, показав нам на стеклянные бутыли с недавно законсервированными овощами, фруктами и соками, сообщает: «Большую часть года мы полностью отрезаны от мира и, что заготовим, то и будет нас кормить. Грибы и ягоды мы уже заготовили, картофель и другие овощи также собрали».Сестра поинтересовалась последними событиями, произошедшими в Сухумско-Абхазской епархии. Батюшка смиренным, тихим голосом поведал о решении наместника о. Виссариона войти епархией в состав Московского Патриархата.«Мы здесь как в космосе, никакой информации, -- сказала сестра. «Наш старец, отец Рафаил Берестов, благословил не пользоваться современными паспортами, имеющими знаки сатаны, поэтому мы даже здесь находимся нелегально, втайне от властей. Но, слава Богу, именно это и укрепляет наш дух и веру. Наш батюшка Рафаил сейчас на Афоне в Греции молится о нас».Отец Иоанн рассказал, что он намерен подняться в свою высокогорную келью и заняться ее ремонтом, а также помолится наедине, вдали от цивилизации. Вскоре мы распрощались с сестрами обители и, взяв преподнесенный ими для Натальиного скита виноград, направили свои стопы обратно.Раздались звуки циркулярной пилы на лесопилке у строящегося храма, это бригада рабочих, приехавших с Украины, начала свой трудовой день. Когда мы подошли к строительной площадке, там уже вовсю кипела работа, контролируемая Наташей.К пилораме подъехал грузовик ГАЗ-66, доверху загруженный очень толстыми в диаметре стволами.Шофер Игорь из Сухума, выйдя из машины, подтащил к ней стальной трос и при помощи рабочего связал тросом свисающие с кузова бревна. Другой конец троса был привязан петлею к столбу, вмурованному в бетон и выполняющему роль якоря.Игорь, сев в машину, очень осторожно тронулся вперед. Бревна, схваченные в пучок тросом, начали свое движение назад. Еще не дойдя до середины, их масса на ребро кузова оказалась больше допустимой. Кабина машины оторвалась от земли и медленно стала подниматься вверх. Когда концы бревен, завалившись вниз, коснулись земли, кабина вернулась на землю. Через секунды бревна с грохотом повалились на землю. Игорь невозмутимо вышел из машины отвязывать трос.Шестеро рабочих, обслуживающих пилораму, при помощи блока, закрепленного к стальной раме, и лебедки подтащили бревно к распилочному столику, находящемуся на рельсах, и совместными усилиями уложили его.Завизжала пила, бревно медленно стало подъезжать к ней, готовясь стать брусом. Началась распилка.Рядом на поляне разместились штабеля сложенных друг на друга распиленных для будущего храма  бревен. Повсюду распространяется аромат от свежеспиленной пихты, мелкая фракция которой поднимается вверх и покрывает подобно снежинкам стоящих рядом людей. Вокруг поляны, которую условно можно назвать центром села, состоящего из одной улицы, по всему горизонту простираются вершины.Гора «Святая» и «Серебряная» доминируют над всеми. Где-то там в пещерах подвизается иеромонах Серафим. Одному ему ведомыми медвежьими тропами он иногда спускается в село на праздничные богослужения, а также для того, чтобы во славу Божию поучаствовать в строительстве храма.Наталья, подойдя к нам, сообщает: «Одна из двух машин, посланных за лесом, не вернулась. ЗИЛ, на котором поехали Тариел с Руфиком, сломался окончательно и хозяин этой машины Тариел хотел сжечь ее. Машина стоит загруженная. Что делать? Инок Арсений, монах Иоанн и послушник Александр, приехавшие с первой машиной, остались там. Они уже третий день в лесу, а еды с собой взяли мало. Слава Богу, у них есть спальные мешки».Мы стоим в нерешительности и не зная, чем помочь. Наталья принимает решение: «Надо ехать перегружаться». Она подходит к шоферу Игорю и только в одной ей присущей манере общения, способной растопить лед или скале прийти к Магомету, убеждает его ехать обратно. Попытки Игоря оправдаться усталостью и ненадежностью машины обречены на провал. Ее обаяние, одесский юмор и некое качество, доставшееся ей от еще той Наташи ее молодости, умевшей разбивать сердца молодых людей, сделали свое дело. Игорь, хотя и является кавказским мужчиной, сломлен. Скрывая свое поражение, он начинает кокетничать и в хорошем настроении садится за руль, отправляясь на новое задание.
Утром, посетив строящийся храм, Наташа везет нас обратно в скит.Немного отъехав, мы приостанавливаемся напротив поминального знака, расположенного почти в центре сельской улицы. «Здесь был убит глава администрации села. Хороший был человек, помогал нам в строительстве храма», - сообщила Наталья. С фотографии на кресте смотрели на нас добрые и ответственные глаза немолодого мужчины, безвременно покинувшего эту землю. Рядом в вазе стоял букет с цветами. Наталья продолжила: «Султан Алиевич был мусульманином по вероисповеданию, но принял твердое решение стать христианином. Он говорил, что первый придет креститься в наш храм, когда он будет построен».Мы с отцом Иоанном  идем в скит. Завтра ему предстоит покинуть нас и подняться в свою келью, расположенную в горах в тридцати километрах. Нужно помочь батюшке собраться в дорогу. Рано утром в селе должен совершить посадку вертолет, идущий на Пшицу, расположенную в  двух километрах от кельи отца Иоанна.Еще вчера батюшка собирался идти к своей келье пешком через дорогу, но Наталья настоятельно рекомендовала перелететь на вертолете, тем более, что пилот возьмет его во славу Божию. Да и груза можно взять побольше.К трапезе подъезжает и Наталья. Замолкает отдаленный звук циркулярки. Бригада также скоро подойдет. Обедаем в две смены, так как все не вмещаются. Горный воздух усиливает аппетит и делает пищу гораздо более вкусной, чем в городе.После трапезы иду к небольшой речушке, протекающей прямо за оградой. Ограда в этих местах нужна лишь для того чтобы защититься от назойливых коров и свиней, желающих полакомиться плодами чужого огорода. Раздеваюсь донага и, погрузившись в ручей, тут же выскакиваю. Ледяная вода освежает и наполняет энергией струящегося потока. Эта энергия струится в теле и связует меня с землей и небом. Я в восторге протягиваю руки к солнцу и растворяюсь в его лучах.Одевшись,  бреду над ручьем обратно. Замечаю, что двое телят что-то исследуют в ручье рядом с калиткой нашего скита. Подойдя ближе, вижу, что они, открыв крышку большой алюминиевой кастрюли, пьют из нее фруктовый компот, поставленный остужаться в воду. Заметив меня, телята бросаются наутек, перевернув копытами кастрюлю. Фрукты компота поплыли вниз по течению. Я позвал из трапезной Галину и показал на место недавнего преступления. Галина отнеслась к этому философски. Видимо подобное случалось и ранее. «Да. Рабочим сегодня придется обойтись без компота», - сказала она.Наталья провела нас по территории скита и показала строящиеся там деревянные здания: «Это наша будущая трапезная». Мы вошли в светлое просторное помещение трапезной, над которой разместился мансардный этаж. Рядом расположилась большая кухня и складское помещение: «Здесь не стыдно принимать и архиереев» - сказал батюшка.Выйдя из трапезной, мы идем через яблоневый сад к строящемуся деревянному двухэтажному срубу. «А это наш келейный домик. Сейчас наши пустынники ютятся в сараях, а скоро переселятся в настоящие дома».Наташа предлагает батюшке в качестве покрытия кровли его келии взять с собой небольшие дюралюминиевые листы, применявшиеся в типографии для оттиска печатных изданий. Их скиту пожертвовал Борис из Сухума.Отец Иоанн обрадовался такой возможности, так как крыша его кельи, покрытая деревянной дранкой, прохудилась и требовала ремонта.Посчитав предварительно площадь покрытия его кровли, мы переносим листы и, связав их стопкой, укладываем в багажник УАЗика.Наташа наделила батюшку  необходимыми продуктами. Ему там предстоит провести многие дни вдали от людей и цивилизации, а поэтому надо все предусмотреть.Утром следующего дня мы подъезжаем в местный аэропорт, находящийся в конце села и представляющий собой хорошо выкошенную прямоугольную поляну, разместившуюся между горными вершинами «Святая» и «Серебряная».Наташа сообщила мне, что на «Серебряной» находится келья отца Серафима.Еще не доехав к аэропорту, мы слышим шум винтов вертолета, совершающего посадку. Он прилетел раньше, чем предполагалось, и должен, подняв груз на борт, улететь. Наташа, добавив газу настолько, насколько позволяла нам ухабистая дорога села, вскоре подъезжает к вертолету, уже готовому взлететь. Под шум винтов и грохот двигателя мы перенесли груз в кабину вертолета и, получив благословение, попрощались с батюшкой.Вертолет взмывает в небо и устремляется над высоким ущельем в сторону Пшицы. Там высоко в горах находятся пасеки жителей села, где нужно будет забрать собранный в бидоны мед и привезти его обратно в село. Эту операцию без вертолета проделать почти невозможно в связи с труднодоступностью этих мест.Глядя на удаляющийся в сторону восходящего солнца вертолет, мне немного грустно, так как расстаюсь не просто с человеком, с которым успел подружиться, но и с настоящим духовным учителем, достойным подражания. Я пожалел, что не согласился полететь с ним и пожить в его закрытой для суетного мира монашеской келье. «Грехи не пускают, надо скоро ехать в Москву», - ответил тогда я. Видимо, так оно и есть, грехи не пустили.Меня вернул на землю громкий голос пожилого, но еще крепкого мужчины, рассказывающего Наташе о чем-то интересном, что выдавало ее удивленное лицо.Это Ананьич, как здесь его ласково называют по отчеству. Он только что погрузил свои алюминиевые бидоны в вертолет, улетевший на высокогорную пасеку.Прислушавшись к словам, я понял, что история действительно интересная. Оказывается, его собака Шарик еще с ночи обнаружила медведя и своим лаем выдает месторасположение зверя. Василий Ананьич указал нам рукой в направлении западной части взлетного поля, где изредка раздавался медвежий рык и тявканье дворняжки. «Медведи часто приходят сюда полакомиться каштанами или иными плодами с чужого сада», - сказал он.Наташа предложила подъехать поближе к тому месту. С нами напросились две девочки лет по 10-11. Мы, сев машину, понеслись по взлетному полю. Девочка Кристина, видимо, внучка Ананьича, оживленно стала рассказывать, как она, когда ходила к водопаду, видела медведя, кабанов и белок. В ее живых, смелых глазах чувствовались задатки волевого человека, способного принимать решение и достойно нести свой крест. К сожалению, в городских условиях молодые люди учатся принимать решение лишь за монитором компьютера, да и то на уровне – «перебить всех стоящих на его пути».Подъезжая к единственному сооружению аэродрома, которым оказался строительный вагончик начальника аэропорта, мы видим небольшую дворнягу. «Это Шарик, он отогнал медведя и бежит домой», - говорит Кристина.Вскоре мы слышим шум возвращающегося вертолета. Подъезжаем к нему. Мужчины оперативно выгружают бидоны с медом. Через пять минут вертолет снова взмыл в небо, направляясь на Пшицу за новой партией меда.К нам подошел начальник аэропорта Михаил Шишин, являющийся сыном Василия Ананьича и с гордостью сообщил: «Этот вертолет подарил Абхазии бывший президент России Владимир Путин».Неторопливо возвращаемся в скит. На улице машину останавливает мужчина и, подойдя к Наташе, протягивает трехлитровую банку молока. «Возьмите, молочко свежайшее, домашнее», - говорит он. «Спасибо», - говорит Наталья, - «Михаил, может, что-нибудь привезти из города, ты скажи». «Нет, ничего не надо», - говорит он вслух и, прислонясь к уху Натальи, оглашает шепотом свою просьбу.Немного отъехав, Наташа со вздохом заявляет: «Кроме строительных вопросов мне приходится быть и скорой помощью, и дедом морозом, и перевозчиком товаров. Как говорится: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик».Через мгновение она, улыбнувшись, заявляет: «Местные жители - это также моя семья, где каждому нужно проявить внимание. Поэтому  и отношение ко мне от полного неприятия перешло в доверительное. Помню, как-то местные жители спросили меня: «А вы когда построите храм, уедете отсюда?». Тогда Михаил ответил вместо меня: «Нет, мы ее от себя не отпустим». «Теперь отношение ко мне доброжелательное».Приехав в скит, Наташа как профессиональный прораб, собрав рабочих и иноков, дала указания, поставив каждому задачу на этот день. Бригадир, попытавшийся спорить с ней, вскоре осознал всю тщетность своих словесных трудов перед одесским напором и волевым, слегка саркастическим взглядом Натальи. Иноки и трудники восприняли свою поставленную задачу с христианским смирением.Наташа предложила проехаться с ней к дому Михаила Шишина, с которым мы расстались на поляне аэропорта, начальником которого он и является.Вскоре мы въезжаем на хозяйский двор Михаила, где он со своими сродниками укладывает вилами сено в скирду, находящуюся под навесом.Увидев и поприветствовав нас, работу временно приостановили. К нам подошел хозяин и начал обсуждать с Натальей хозяйственные вопросы.Не прошло и пяти минут, как к дому подкатил крутой внедорожник. Из черного джипа с нагловатым видом вышли несколько мужчин. Один из них спросил: «Где сейчас находится доктор Иван Свинухов?». Наталья ответила, что он ушел в свою горную келью.«А где находится эта келья?». Наташа по-одесски ответила вопросом на вопрос: «А вам это зачем нужно?». «Мы приехали из Пицунды, там наш брат попал в серьезную аварию и нам срочно нужен доктор Свинухов, мы его отвезем в город».Наташа сказала: «Я очень сожалею, но отец Иоанн нам адреса не оставил. Только одному ему ведомыми тропами он добирается к своей келье, которая находится очень далеко отсюда».Мужчина ответил ей: «Я вам не верю, если вы не скажете где он, мы сами разыщем его». Это было уже похоже на угрозу. Лишь только присутствие крепких мужчин села с вилами заставило их трезво оценить ситуацию и уехать.«Да», - подумалось мне тогда: «Отец Иоанн для многих всего лишь инструмент для излечения и найдя его, подобные родственнички непременно приволокли бы его к болящему. Но монах Иоанн не ропщет, он осознанно выбрал путь целительства души и тела всех нуждающихся в этом».


Рецензии