Подъем главы храма -13

Пасмурным утром идем на освящение и подъём главы храма. Помогаю ребятам из бригады установить крест на главу. Большинство рабочих находятся на крыше храма, занимаясь установкой барабана над алтарём и готовясь к поднятию главы тросами.Мы стоим рядом с отцом Василием вокруг главы. Батюшка торжественно провозглашает: «Освящается, купол сей благодатью Пресвятого Духа окроплением святой воды во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Он обходит купол со всех сторон, окропляя его. Хор, руководимый Натальей, поёт: «Спаси Господи люди твоя и благослови достояние твое». Окропляют и нас.Рабочие поднимают купол, и устанавливают его на деревянную раму – салазки. Натягиваются тросы, и конструкция вместе с куполом медленно начинает подниматься. Мы все замечаем, что в плотной пелене облаков, прямо над храмом появляется отверстие, которое начинает расширяться. Лучи солнечного света, отраженные в позолоченной чешуе купола, ослепительными брызгами освещают храм и наши радостные лица. Все понимают, что это добрый знак. Это дело угодно Господу.Рабочие бережно устанавливают главу, подвешенную тросами к стальной балке, и крепят её сваркой.Храм приобрёл вторую главу. Мы обходим его, любуясь и радуясь новому элементу, венчающему алтарную апсиду.Василий Ананьевич, подойдя к спустившемуся с крыши бригадиру Андрею, дает советы по установке третьей главы вручную. Андрей, мотивируя тем, что эта глава весом в пятьсот килограммов, в четыре раза тяжелее, установленной, предлагает поднять и установить её с помощью вертолёта.Направляемся в скит. Заметив, что двери администрации открыты, Наташа останавливает машину. Вчерашняя попытка дозвониться до города оказалась неудачной. Не было связи, а сегодня утром не могли найти радистку тётю Катю, она ушла на поиски заблудившейся коровы. Связь из этих мест возможна только благодаря радиостанции, установленной в этом здании села, поэтому тётя Катя здесь особо уважаемый человек. Позвонить необходимо по трем причинам, две из которых наши, точнее Дашины. Она надеется, что самолет или вертолет  сегодня или завтра прилетит за нами, нужно только позвонить в аэропорт. Также ей необходимо успокоить и объяснить родителям, что в Абхазии её не похитили и есть места, куда дозвониться по мобильной или иной связи невозможно. Третья причина скорее приходская. Наташе необходимо заказать асбестовые трубы, предусмотренные нами в проекте и перевезти их вертолётом.Радистка тётя Катя, как её здесь шутя, называют: «радистка Кэт», оказывается на месте. Выслушав, нашу просьбу она делает сообщение: «Пятьдесят четвертый двадцать девятому». Попытки связаться с оператором безуспешны. Из динамика слышаться лишь шумы и потрескивания. «Это грузины глушат нас. Мы находимся рядом с их границей, а они по-прежнему считают нас своей территорией, вот и вредят. А здесь не одну сотню лет живут русские», - говорит тётя Катя. Но вот, наконец, появилась связь, и она громко и четко выговаривая каждое слово телеграммы, передает её оператору для дальнейшей передачи в Москву. На том конце не сразу понимают, приходится пять или шесть раз повторить короткую телеграмму: «Папа и мама у меня всё хорошо, задерживаюсь на неопределённое время – погода не лётная».Наташина телеграмма также уходит на «большую землю». Мы возвращаемся в скит.Вечером за трапезой, старший по скиту монах Иоанн, рассказал нам, как он с братией строил первый храм, который сгорел в 2000 году. Тогда, не зная монаха Иоанна, выполняя проект того храма, я был с ним и братией в одной команде, хотя и находился в Москве. Теперь мы с ним члены одного прихода. Он рассказал нам, что хотя церковь и сгорела, многие её строители воздвигли храм в своих душах. Их жизненный путь был предопределён участием в создании храма.Вечером выпал густой снег, насыпавший полуметровые сугробы. Машиной подъехать к церкви невозможно и мы, взяв фонарики, идём «гуськом» по протоптанной среди высоких сугробов тропинке. Храм наполнен прихожанами. Занимаю своё, уже ставшее привычным, место у панихидного стола. Даша с Натальей и сестрами стоит на клире, участвуя в хоре. Строгое лицо монаха Иоанна, облаченного в черную мантию, сосредоточенно во внутренней молитве. За его внешней простотой в общении чувствуется большая воля, выкованная в постоянных лишениях и трудностях жизни одинокого пустынника.Строительство храма заставило его покинуть свою сокрытую в горах келью, но он всё же посещает её. Там находится его пасека. Сегодня он предложил нам с Дарьей в ближайшее время посетить его жилище.Рядом стоит Василий Ананьевич, он также приглашал нас в гости. Возле него стоят две внучки и их мама.Сегодня читают акафисты святого Василия Великого, служба продолжится в течение пяти часов.Возвращаемся из храма в тишине, освещая занесённую тропу. Заснеженные кроны деревьев, освещаемые редкими уличными фонарями, кажутся сказочными персонажами на фоне черного неба из которого сыпятся огромные снежинки. Периодически то здесь, то там слышен шум от падения снежных шапок с ветвей деревьев. Мы пытаемся увернуться от подобных обвалов, прячемся под свои капюшоны и воротники. Где-то в горах раздается крик шакала очень похожий на человеческий стон. Проходим в калитку нашего скита, преодолевая завал от упавшей перед нами с крыши снежной лавины. На пороге нас ждет верный пес породы «лайка».После вечернего чая и молитвенного правила, мы с Дашей приступаем к работе по проектированию скита, а уже поздно ночью начинаем проектировать храмовый комплекс с храмом в Честь Василия Великого. Усталость не чувствуется, работа спорится, видимо сегодняшнее чтение акафистов, написанных этим святым, приносит свои плоды. Даша профессионально воплощает на экране монитора ноутбука наш проектный замысел. В эти минуты я продолжаю читать вслух книгу, переносящую нас в иную реальность. Во втором часу ночи расходимся по кельям.После вечернего чая и молитвенного правила, мы с Дашей приступаем к работе по проектированию скита, а уже поздно ночью начинаем проектировать храмовый комплекс с храмом в Честь Василия Великого. Усталость не чувствуется, работа спорится, видимо сегодняшнее чтение акафистов, написанных этим святым, приносит свои плоды. Даша профессионально воплощает на экране монитора ноутбука наш проектный замысел. В эти минуты я продолжаю читать вслух книгу, переносящую нас в иную реальность. Во втором часу ночи расходимся по кельям.Утром просыпаюсь от уханья снежных настов при падении с кровли. Открываю окно через которое вместе со свежим воздухом врываются журчащие звуки ручья под названием Ахей, несущего свои воды в горную реку Бетага, впадающую в Бзыбь. Далее река устремляется к Чёрному морю.Выхожу во двор и направляюсь к ручью. Пройти несколько десятков метров не попав под очередное падение снежного наста с вершин деревьев почти невозможно. Найдя безопасное место, созерцаю вершину горы Серебряная. В лучах утреннего солнца она ослепительна в своём снежном убранстве. Гора словно сплошь покрыта миллиардами бриллиантов и золотых слитков.Журчание ручья наполненного талыми водами уносит моё сознание прочь. Подходит Даша и с восторгом созерцает неописуемую красоту заснеженного Кавказского хребта. Падение снежного наста возвращает нас на землю. Подойдя к ручью омываем свои лица в его водах. Радость переполняет нас. Выйдя на улицу, идём по тропинке к полю аэродрома и там понимаем что ни завтра, ни послезавтра вылететь нам не удастся. Всё поле засыпано глубоким снегом, а перевал сокрыт густым туманом. Даша обречённо вздыхает, ведь дома много незавершенных дел, да и команда архитекторов лишилась руководства.Возвращаемся. У дома меня ждёт монах Харлампий, интересующийся скорым приездом митрополита Варсонофия в Абхазию. С интересом узнаю, что этот монах был участником строительства сгоревшего храма. Оказывается, этот храм изменил и его судьбу, он остался здесь.Наташа везёт нас по осевшему от яркого солнца снежному насту, создавая две колеи. «Я здесь работаю и дорогоукладчиком»,- говорит она. Останавливаемся у дома тёти Нины, которая тут же выходит, неся две трёхлитровые бутыли с молоком. Наташа, поблагодарив, передает ей пустые. «Это вас надо благодарить,  вы строите такой храм, и я последняя грешница своей малой помощью пытаюсь быть полезной вам. Может быть Господь и помянет меня во Царствии своем»,- говорит она.«Наташенька, тут мне поросеночка зарезали, я хочу во Славу Божию тридцать килограммов мяса передать вам. Ведь рабочим вашим без мяса тяжело будет».«Спаси Господи», - отвечает Наташа.«Тётя Нина, мы вам заплатим. Мясо нам действительно нужно. Хотя через несколько дней начнется Великий пост, без мяса ребята не смогут».«Нет, Наташа, денег земных мне не надо».Поблагодарив тётю Нину, мы ставим бутыли в машину и едем на стройплощадку.После обмеров территории под будущие строения часовни, дома причта и дома для батюшки Ионы, заходим в храм, Наташа с Дарьей читают акафист в честь св. Иоанна Предтечи. Стою рядом, вслушиваясь в слова молитвы. За эти дни пребывания на Псху я почувствовал себя настоящим членом православной общины. Ежедневные службы в храме, утренние и вечерние молитвенные правила, акафисты - все это делало свое доброе дело, постепенно ломая мою лень в молитвословии. Большой город остался где-то там, далеко за перевалами и хребтами, а здесь, втянувшись от безысходности в жизнь общины, я почувствовал всю мощь ее как единого организма и радость пребывания в ней. Не удивительно, что люди, оказавшиеся, казалось бы, случайно здесь, приехавшие потрудиться за деньги или во Славу Божию, оставляли свои негативные привычки и качества. Растворившись в строгом распорядке христианской жизни общины, наполненной трудом и молитвенной жизнью, многие переставали курить, сквернословить, а некоторые впервые начинали поститься.После чтения акафиста, взяв с собой Андрея, подъезжаем к сельскому кладбищу. Оно совсем рядом с храмом. Стоя у свежей могилы, где упокоен новопреставленный раб Божий Александр, поминаем его. Да будет ему вечная память.Во второй половине дня после трапезы Наташа предложила нам с Дашей поехать с монахом Иоанном к Святому источнику и окунуться в нем.И вот мы на новеньком тракторе белорусского производства едем по занесенной снегом лесной тропе, прокладывая путь через сугробы. Монах доверил руль Даше и она с усердием и ответственностью ведет эту большую машину.Сейчас пешком добраться к речке Святой почти невозможно. Тающий снег превратился в сплошное месиво, лишь сверху припорошенное пушистым снежком. Настает и мой черед порулить. Подъехав к ущелью, передаю руль Иоанну. Перед нами река, которую надо переехать. Переправившись через бурные потоки, и проехав по ее противоположной стороне, мы останавливаемся у святого источника. До сих пор погружаться зимой в источник мне доводилось лишь однажды. Это было в Грузии в Бодбийском монастыре святой Нины. Но там была купель со ступенями и махровые полотенца, выдаваемые монахиней после омовения.Хотя в зимней реке я и не купался, решение принято. Раздевшись до плавок, растираюсь снегом и спускаюсь к реке, отогнав все сомнения прочь. Встав на камне, повернувшись в сторону деревянного креста, установленного на запруде из валунов, читаю молитву. Даша подбадривает меня. Захожу в ледяную воду, температура которой не превышает пяти градусов и трижды во имя Отца и Сына и Святаго Духа, погружаюсь в ее бурлящие потоки.Холода не чувствуется. Необыкновенная легкость наполняет меня. Тело, лишенное силы притяжения, словно возносится над землей. В состоянии восторга возвращаюсь в кабину трактора. Даша остается для омовения в реке, а мы отъезжаем немного далее.Но вот мы снова в кабине возвращаемся назад. Светлое состояние радости и чистоты переполняет нас. Едем в тишине, разум потерял свое значение. На наших лицах счастливые улыбки.Проезжая большую поляну, с которой открывается чудесный вид на горные отроги, останавливаемся и выходим. Вершина горы Святая в лучах заходящего солнца блистает отраженным золотом.Рядом со стволами могучих деревьев на образовавшихся в сугробах проталинах растут подснежники.Мы, наслышанные о них лишь в песнях, впервые созерцаем белые цветы, растущие плотными группками на небольших оттаявших участках земли.От покрытой снежным настом поляны идет пар. Природа дышит началом весны. Налюбовавшись пейзажем и цветами, возвращаемся в скит.


Рецензии