Первое правило венаторианской каноники если желаеш
•
Культура мышления
Если мудрец, ощупывая ногу слона, говорит, что объект перед ним похож на столб, то должен рефлексировать свой способ познания (ракурс), тем самым допуская, что с другого ракурса могут открыться иные свойства объекта, границы которого ещё не определены. Выдавать часть слона (хобот, ногу, хвост, бок, ухо и так далее) за всего слона — это значит нарушать закон тождества.
Если нарушается главный закон логики (закон тождества), то никакой другой закон работать не будет, поскольку ему не с чем будет работать, образно говоря. Сначала нужно определиться по поводу чего задаётся вопрос, без этого ответ на него невозможен. И далее, в процессе мышления или беседы нельзя подменять смысл используемых понятий, тем самым подменяя предмет мышления. Это также делает невозможным как поиск ответа на вопрос, так и установление взаимопонимания в беседе.
Когда человек испытывает ощущение многозначности, начинает сомневаться в том, что к данному конкретному случаю законы логики применимы, это значит, что он незаметно для себя нарушил закон тождества — то есть потерял ясное представление о предмете мышления. В этом случае нужно вернуться к определению основных понятий, сосредоточиться на предмете, и все законы логики снова будут работать в мышлении, как они и работают в мире.
Притчу о слоне в контексте этой статьи можно истолковать как признание совсем другого рода — да, мир большой, в нём многое неизвестно, но законы логики позволяют нам отделять известное от неизвестного, позволяют приходить к взаимопониманию, дают уверенность в том, что мы можем находить ответы с помощью собственного мышления и проверки полученных выводов на практике.
О законах логики я кратко рассказываю в этом видео:
Культура мышления
Свидетельство о публикации №224101900349