На притчу о молодом вине и мехах
Ветхие мехи – это привычный, устоявшийся образ жизни, мировоззрения, ценностей, идеалов, которым человек жил в прошлом, унаследовав их от семьи, социальной среды или приобрел самостоятельно, познавая окружающий мир. Новые мехи – это новое, не привычное для него учение, образ мысли и поведения, которые ранее они не ведал, но которые глубоко запали в сердце. Бессмысленно говорить о «новом вине» тому, кто не хочет менять свои ветхие убеждения. Поэтому Христос призывает его давать лишь способным вместить учение Христово в «меха новые». А святитель Иоанн требует не допускать «неблаговременной поспешности вливающих» в деле благовествования, то есть не давать учение без предварительной подготовки учеников к принятию Слова. Молодое вино – необычное, новое, как по форме, так и по содержанию, просвещение в истине, затрагивающее самые глубины человеческого сознания. Вливающий вино – человек или иной источник, через которого, Божьим Промыслом, благая весть доходит до сердца. Теперь нам предстоит собрать воедино эти составляющие и дать толкование притчи с учетом менталитета современного верующего в окружающем мире. В качестве молодого вина мы должны рассматривать Евангелие, ибо его «молодость», то есть непреходящая актуальность, не вызывает сомнений. Как учение, исходящее от Бога, оно не имеет ни возраста ни погрешимости, что делает его вечно молодым и востребованным. Новый Завет дан один раз и до скончания века. Любой, спасающийся, может прибегнуть к нему, утолив жажду истины и получив радость от пьянящего действия благодати: «И вино веселит сердце человека» (Пс.103:15). Но для того, чтобы испытать эту радость, то есть «веселящее действо вина» благодати, нужно заранее подготовиться, иначе «рваные старые меха» или разрушение прежнего образа жизни, представлений, идеалов, за которыми следует уныние и опустошенность – неизбежны. На этом этапе познания главное зависит от вливающего вино или от благовествующего. Никто не приходит к вере внезапно, неожиданно или сам по себе. Всегда катализатором богопознания выступает кто-то другой. Он дает импульс, который запускает в сознании процессы, ведущие к жажде истины. Иногда таким импульсом бывает случайная встреча, краткая фраза, мимолетный разговор, а иногда – длительное общение наставника и ученика. Но бывают случаи, когда, не имеющий Духа и благословения Божьего, начинает самочинно браться за изучение Писания, пытаясь постичь евангельские тайны «от ветра головы своея».
В первом случае, ученик, загоревшись богословской идеей, самостоятельно вступает на путь познания, постигая веру и догматы, опираясь, прежде всего, на учение святых отцов и Священное Писание. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Не живые человеки были моими наставниками, а почившие телом, живые духом св. отцы…Читающий святых писателей неприметно приобщается к обитающему в них и глаголющему свыше Св. Духу». Этот путь самый верный, но и самый трудный. Верным он становится только в том случае, если идущий по нему, предизбран Богом. Тогда Сам Дух ведет подвижника сквозь лабиринты познания, уберегая от лжеименного знания и наставляя в истине. На этом пути адепту раскрываются тайны, не ведомые другим. Его посещают откровения свыше, подтверждения которым он находит в трудах богоносных отцов и особых, личных Откровениях свыше. Это укрепляет ученика Христова в вере и мужестве на избранном пути. Если адепта ведет в богопознании другой человек, то этот путь длиннее и намного опаснее, поскольку, богоносных отцов в наше время практически не осталось, а те, кто ведомы Духом, сокрыты от людей Промыслом Божиим. Поэтому, в подавляющем большинстве случаев, различные «старцы», «духовники», проповедники и самозванные богословы ведут не к Богу, а к Себе, и тогда слепой падает в яму вместе со слепым поводырем. Такие наставники уподобляются вливающему «молодое вино в ветхие мехи», то есть губителям себя и других, поскольку и сами не поняли новое учение, и дают его не способным вместить. Почему это происходит мы разбирали в беседе «О духовниках и старцах», и здесь я повторяться не буду.
Опасность второго пути заключается в том, что самочинное, то есть не благословленное Богом изучение Писания и богословия, неизбежно вводит любопытствующего в прелесть и еретические заблуждения. Это пагубное явление среди наших «православных» приобрело масштаб эпидемии. И что поразительно – 90 % из них женщины! Иначе, как «Болезнью Евы» этот симптом не назовешь. Один раз женщина решила научить своего мужа, как нужно в Бога верить и все! Чем все это закончилось знает каждый. Не случайно вся, более чем двухтысячелетняя история Вселенской Церкви, не знает ни одной женщины-богослова. Запретил Господь женщине прикасаться к «святая святых», но видать Суда Божьего никто из них не боится. Поэтому, желающему принять «молодое вино», нужно быть очень осторожным, трезво оценивая ветхость своего ума и личность наставника, поскольку, как писал святитель Игнатий: «Буквальное разумение Писания убивает душу». Так же и по отношению к различным учителям и проповедникам, включая духовенство и монашество, нужно быть крайне внимательным, поскольку, как продолжает Владыка Игнатий: «Проповедуя веру, можно утопать в неверии». К сожалению, таких проповедующих в Церкви сейчас подавляющее большинство. Не водимые Духом, они наставляют не в истине, а собственном богословии, которое ничего общего с учением Христа не имеет. И вливают от самонадеянности и духовной слепоты «вино молодое в меха ветхие», то есть в умы, зараженные ветхостью падшего мира. Но возникает закономерный вопрос: а как же спасаться в таком случае? Самому нельзя – можешь впасть в прелесть! других учителей – нет! А если и есть, то не факт, что они от Бога учат, а не от себя. Что делать? Посвятивший всю жизнь в поисках ответа на этот вопрос, Игнатий Брянчанинов благословляет: «Необходимо руководство писаниями Святых Отцов – это единственный способ спасения, остающийся на по умалению духовных наставников». Но здесь есть одно очень важное условие, чтобы постигать истину и откровения Духа непогрешимо, нужно себя к этому предуготовить через изменение образа мыслей и жизни. «Уклонись от зла и сотвори благо», – говорит Писание (Пс.33:15). Нельзя браться за постижение божественных истин, если сердце не очищено от плотского, страстного и тщеславного. Погибель – гарантирована! Работа над собой, со временем, делает сердце пригодным для просвещения Духом, Который откроет истины, позволяющие безопасно приближаться к святоотеческому наследию. Если нет возможности сил, или терпения следовать этим тернистым путем, то лучше оставить всякие самочинные попытки постижения истины, довольствуясь простой верой в Бога и жизнью по совести, врачуя падения покаянием. Это будет самое лучшее и самое безопасное богословие. Предваряя притчу о молодом вине, Христос говорит то же самое, но другими словами в другой: «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже» (Мф.9:16). Небеленная, то есть чистая, не запятнанная, новая ткань – это Его учение, а ветхая одежда – устоявшиеся стереотипы и представления падшего разума. Христос запрещает не только другим «приставлять» новую заплату или давать евангельское учение ветхому человеку, но и делать это ему самому. Другими словами, если мировоззрение, духовные качества, нравственные ценности не претерпели изменения и ветхий остался ветхим, то самочинное стремление к постижению Откровения будет для него губительным.
Таким образом, притчу Спасителя можно изложить следующими словами. Изучение евангельского учения – благое дело, ибо оно вино молодое, веселящее сердце, несущее неизреченную духовную радость и надежду спасения. Однако, пить его может только тот, кто скинул с себя ветхость бытия и привязанность к мирскому, поскольку не могут откровения свыше, которые есть свет истины, смешиваться с мраком падшей и чувственной природы человека, погрязшего в бытовых проблемах и страстях. Образно говоря, нельзя есть бутерброд с чаем и читать Евангелие; нельзя пробегать глазами труды святых отцов и думать, что у тебя белье не замочено; нельзя размышлять о спасении и беспокоиться о деньгах на лекарство. Такая гремучая смесь пожеланий и реальности низвергает в самые глубины погибели. Познанию божественных тайн должна предшествовать тяжелая изнурительная работа над собой, на что могут уйти годы и десятилетия. Это путь долгий и исключительно тяжкий, потому что выбор между «Добротолюбием» и хлебом насущным будет стоять всегда. И это предусмотрено Промыслом Божиим, поскольку: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). Не имеющий в себе силы для подвига богопознания, пусть оставит его и изберет путь благочестивой жизни по совести и в покаянии. Также и стремящиеся научить истине, не должны опрометчиво насаждать своего понимания Писания несведущим умам. Ибо на таковых учителях будет лежать ответственность за «порванные мехи» и пропавшее «молодое вино», а за погибшие от их «учения» души Бог взыщет с горе наставников.
В заключение необходимо подчеркнуть, что изучение Писания и Предания ради постижения истины, дело спасительное и богоугодное. Однако, оно не для всех предназначено. И прежде, чем приступить к нему, следует очень внимательно разобраться в себе. Насколько каждый готов к этому, насколько у него хватит сил и позволяют возможности, и главное – ради чего это нужно! Какую цель преследует ищущий знаний свыше? Если им движет любопытство, азарт, желание стать умнее других, доказать самому себе, что он не глупее других и сам может в учении Христовом разобраться, да еще, не дай Бог, и других научить, то лучше за это не браться. Не ответив самому себе на эти вопросы, приступать к учению Христа – губительно!
Свидетельство о публикации №224101900623