Сенсуализм Гельвеция

Когда Плеханов в книге «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» писал, что «французские материалисты были бесстрашными, последовательными до конца сенсуалистами, т. е. ОНИ РАССМАТРИВАЛИ ВСЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ  (выделено мною - П.П.)». (1, с.63), он имел в виду преимущественно Гольбаха и Гельвеция, философские  взгляды которых считал материалистическими .
Но на самом деле, если разобрать выделенное утверждение о том, что все психические функции человека являются видоизменениями его ощущений и не более того, то становится ясно, что такое суждение является вовсе не материалистическим, а идеалистическим, так как ощущения всегда субъективны, мы ощущаем кое-что, что вне нас, и кое-что, что внутри нас, но и те и другие ощущения находятся только внутри нас и в этом отношении отличаются от материального объективного мира, существующего независимо от всяких ощущений, сознания, мышления  и духа. Ощущения и чувства могут быть обманчивы и иллюзорны.
Гольбах писал: «нам не известна ни сущность, ни истинная природа материи, хотя мы в состоянии познавать некоторые из её свойств и качеств, смотря по способу, как они на нас действуют» (Systeme de la Nature, II p. 116) (1770 г.)  (2,  с.35.). «Для нас материя есть то, что так или иначе влияет на наши чувства; а свойства, приписываемые нами различным материям, основаны на различных впечатлениях или переменах, производимых ею в нас» (там же, с. 28).
Гельвеций шёл в утверждениях о субъективности наших чувств и ощущений ещё дальше: до утверждения, что «человек является только ощущением» (3, с. 83, 85). «Наша душа есть только способность к ощущению; разум есть только результат этой способности: всё в человеке есть только ощущение, «способность чувственного ощущения есть поэтому причина его потребностей, его страстей, его общественных свойств, его мыслей, его суждений, проявлений его воли, его поступков…Человек, это — машина, приводимая в движение чувственным ощущением, которая должна делать всё, что оно требует («De  l’Home. Section II, Ch, X)» (опубликовано в 1772 г., посмертно). (3 с.81-82 и 4).
Тем не менее, Плеханов ошибался, утверждая, что «автор книги «О духе» был единственным философом в XVIII столетии, осмеливавшимся затронуть вопрос о ПРОИСХОЖДЕНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ. ОН БЫЛ ЕДИНСТВЕННЫМ, ОСМЕЛИВАВШИМСЯ ВЫВОДИТЬ ИХ ИЗ «ЧУВСТВЕННОГО ОЩУЩЕНИЯ» ЛЮДЕЙ» (выделено мною- П.П.) (3, с.84).
Сенсуалистическую теорию познания и идеи о первичности ощущений высказал раньше Гельвеция  французский философ-идеалист Этьенн Бонно де Кондильяк (фр. E’tienne Bonnot de Condillac (1715— 1780)  в «Трактате об ощущениях» («Traite des Sensations»), опубликованном в 1754 г. (5).
Гельвеций же опубликовал своё главное сочинение «О духе» или как его теперь чаще переводят  «Об уме» (De  l’Esprit)  только через четыре года, в 1758 г. (3,4). «Книга Гельвеция «De l’Esprit» не прибавляет ничего принципиально нового к «Трактату об ощущениях»» (6). Тем не менее, именно Гельвеция предпочёл цитировать Плеханов, сделав свой выбор в виду наклонности этого французского философа к материализму.
Приведём в заключение некоторые, наиболее характерные цитаты, которые воспроизводил в своём очерке о Гельвеции Плеханов.
«Человек чувствителен к физическому удовольствию и к физическому страданию. Он избегает последнего и стремится к первому. Это постоянное и необходимое стремление носит название СЕБЯЛЮБИЯ,- излагает мысли Гельвеция из книги («De I’Home. Section IV, Ch, IV; «De  l’Espri. Discours III, ch.XV.) Плеханов (3, с.84). Это себялюбие нераздельно от человека: ОНО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕГО ГЛАВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ (выделено мною- П.П.). «Из всех чувств,- цитирует Гельвеция Плеханов, - это чувство единственное в своём роде; мы обязаны ему всеми нашими желаниями, всеми нашими страстями; последние могут быть только проявлением себялюбия в отношении к тому или другому объекту» (там же).
«В «страсти» жажды славы всё может быть сведено к чувственному ощущению. Мы любим славу, как и богатство, РАДИ ВЛАСТИ, которую они дают. Но что такое власть? Это – средство заставить других служить нашему счастью. Но, в сущности, счастье может быть сведено к чувственному наслаждению. ЧЕЛОВЕК – ТОЛЬКО ОЩУЩЕНИЕ. Все подобные страсти. Как, например, страсть к славе, власти, богатству и т.д. являются только ИСКУССТВЕННЫМИ СТРАСТЯМИ, которые можно вынести из физических потребностей. Чтобы лучше понять эту истину, надо всегда помнить, что наши ощущения наслаждения и страдания двоякого рода: ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ наслаждения или страдания и ПРЕДВИДИМЫЕ. Я испытываю голод и ощущаю ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ СТРАДАНИЕ. Я предвижу, что умру с голода: я испытываю ПРЕДВИДИМОЕ СТРАДАНИЕ» (3, с.85). (Выделено Плехановым – П.П.).
«Предвидение представляет собой результат ВОСПОМИНАНИЯ». (Там же. Выделено Плехановым – П.П.)… Но воспоминание обладает свойством «оказывать на наши органы д о известной степени такое же влияние какое оказывает самое страдание или наслаждение. Очевидно, поэтому, что все впечатления, называемые внутренними страданиями и наслаждениями,ТОЧНО ТАК ЖЕ ЯВЛЯЮТСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ (А не психическими ли, вернее?-. Выделено мною -П.П.), и что словами ВНУТРЕНЕЕ И ВНЕШНЕЕ можно назвать только такие впечатления, которые вызываются воспоминанием или присутствием определённых предметов» (Выделено Плехановым – П.П.) (3, с. 85).

«Есть люди. Которые любят науку, теряют здоровье над книгами и терпят всевозможные лишения, чтобы только приобрести знания. Можно было бы сказать, что любовь к науке не имеет ничего общего с физическими наслаждениями, но это утверждение было бы ошибочным» (3,с.86). Что же общего имеет любовь к науке и знаниям с физическими наслаждениями? Почему люди, которые любят науку, «теряют здоровье над книгами»? Может потому, что они меньше двигаются? И какое физическое наслаждение они получают?  На эти вопросы нет подходящего  ответа у Гельвеция.  Он сравнивает учёного со скрягой, который ждёт приращения своего богатства в будущем, а учёный надеется приобрести прекрасную женщину и славу, но сам же философ предупреждает, что такие надежды могут оказаться тщетными («De I’Home. Section II, Ch, X).
Не получив удовлетворительного ответа на поставленные вопросы мы продолжаем естественно думать, что на самом деле такого рода любовь как чувство к науке и знаниям основана не на ощущениях или каком-то физическом удовольствии, а на духовном удовлетворении и психологических причинах.




ИСТОЧНИКИ

1. Плеханов Г.В. Сочинения.   В 24 тт.,  Т.VII. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Французский материализм XVIII века.- М.: Государственное издательство.
2. Плеханов Г.В. Сочинения.  В 24 тт., Т.VIII. Очерки по истории материализма. Гольбах.. –М.: Государственное издательство, 1925 г.
3. Плеханов Г.В. Сочинения.  В 24 тт., Т.VIII. Очерки по истории материализма. Гельвеций.. –М.: Государственное издательство, 1925 г.
4. См. статью «Гельвеций, Клод Адриан» в Википедии.
5. См. статью «Кондильяк, Этьенн Бонно» в Википедии.
6. См. статью «Сенсуализм» в Википедии.


Рецензии