Озёрновские степи из моей буровой жизни

     Две колени, глубоко врезавшиеся в землю тянулись через всё степь, от нашей старой точки для бурения, находившейся на участке «Васино» приблизительно в десяти двенадцати километров от  посёлка Кумак, где находилась наша поисковая геологоразведочная партия от Домбаровской геологоразведочной экспедиции. Колея от полозьев нашего бурового тепляка оставалась на непросохшей ещё земле. Было начало месяца мая и кое-где по степи в низинах ещё лежали остатки слежавшегося и почерневшего снега перемешанного нанесённой на него землёй степными порой неласковыми ветрами. Эти колеи ещё долго лежали в степи заросшие травой и напоминавшие, о былых подвигах геологии. Но со временем вода и снег, а так же ветер и травы делали своё дело и степь выравнивалась. Да, как бы не умели мы человеки нанести раны нашей природе, она выздоравливала, правда немного меняя ландшафт и вновь жила своей полноценной жизнью.  Наш буровой агрегат тянуло два трактора С-100, недалеко от, и параллельно степной дороге. По дороге катила водовозка с прицепленной четырёх кубовой ёмкостью с соляркой. Естественно за один раз мы не могли всё своё оборудование взять с собой, ещё пару саней с трубами и другими принадлежностями оставались на старой точке. Геологоразведочную партию обслуживало всего два тягача С-100. А путь лежал неблизкий в озёрновские степи, там геологами заданно несколько поисковых скважин. От посёлка Кумак до совхоза Озёрный лежал путь в шестьдесят километров. Часть моей бригады находилась в тепляке, я в то время уже работал в качестве старшего мастера и под моим руководством находилась бригада из восьми человек, четыре буровика и четыре помощника бурильщика. Двое из них находились сейчас на смене. Мало ли что может случится в дороге, помочь перецепить тягач, или ещё что. Мы пересекли уже реку Кумачку в этом месте называемую нами Мечетью и двигались по правому берегу реки Верблюжки. Знакомая степь лежала по обеим сторонам нашего продвижения, мы находились в тепляке и присматривали за оборудованием, хотя мы всё, что надо надёжно закрепили перед этой дальней перевозкой. Вели разговоры о разном и попивали чаёк из термосов. Долго ли коротко, но на другой день наш буровой агрегат дотащили на запрограммированную точку и начались обычные подготовительные работы для начала бурения скважины. От начала скважины рылась промывочная канавка проходящая под тепляком и полозом саней и в полуметре поворачивала в зумпф, а это была обычная яма 2х2х2 вырытая вручную рабочими буровой, буровиком и помощником при помощи лопат и лома. Для начала в зумпф заливался глинистый раствор определённой кондиции, для забуривания скважины, мягкие породы при бурении легко разрушались и поддавались вымыванию, для того и нужен глинистый раствор, чтобы укрепить стенки скважины до того, как в скважину будут опущены обсадные трубы на плотные и достаточно твёрдые породы,  перекрывающие мягкие разрушающиеся породы, и тогда уже раствор откачивается из зумпфа и в него закачивается обыкновенная вода, подающаяся на забой для охлаждения режущего инструмента будь то победитовая коронка или алмазная. Всё это хорошо работало в летнее и весенне время да ещё в начале осени. Но постоявший всю почти зиму тепляк и пробуривший скважину в приделах 850 метров глубины. Прочно прирастал к земле то есть его полозья, наметённый под тепляк снег подтаивал, снова замерзал, сюда добавлялась вода брызжущая из поднимаемого снаряда стекавшая через щели в полу буровой, а их я вам скажу было предостаточно. И уже при перевозки примёрзший агрегат не могли сорвать с места два тягача на базе трактора С-100. Ещё в бытность мою помощником бурильщика мне приходилось залезать под сани ложится на лёд находившийся под санями и при помощи тяжёлого молотка и зубила освобождать полозья ото льда. Для того чтобы под них можно было просунуть трос диаметром 40 миллиметров. Затем этот трос цеплялся за тягач и полозья снизу подрезались тросом и освобождали тепляк от ледового плена. Но не всегда даже два тягача могли сорвать тепляк с места хотя и полоз был подрезан тросом. Это было в мою смену, два тягача бесполезно рыли землю и не могли сдвинуть тепляк. Тогда наш мастер на водовозке поехал в близлежащее отделение совхоза и попроси помощи в качестве трактора Кировца. Помощь наш мастер получил и подъехал Кировец. Кировец встал первым за ним два трактора трос диаметром 40 миллиметров зацепили мы за тепляк и от греха подальше отошли на приличное расстояние. Была дана отмашка и три трактора разом начали движение, трос натянулся и как нитка, со звоном лопнул хорошо рядом никого не было и никто не пострадал. Трос связали и сложили его вдвое, стало немного короче но была надежда, что он больше не порвётся. Опять команда и трактора сделали рывок но всё бесполезно тепляк крепко стоял на земле. Не знаю кому пришла мысль поставить Кировец между тракторами, чтобы ещё раз попробовать сдёрнуть тепляк с места. Но результат нас, особенно меня удивил, Кировец стоял между тягачами и последний зацепленный был тепляк. Опят команда опять начало движения, рывок и половина Кировца отделилась от другой половины. Разорвали Кировец пополам.  Меня удивило, не то, что Кировец разорвали пополам, а то кому пришла в голову такая, мысль поставить Кировец между двух тягачей. Но я промолчал, в то время был я всего лишь помощником, и моим мнение мало кто интересовался. Зунпф был готов в него заливался раствор и к дизелю протягивался трубопровод по нему поступала солярка из четырёх кубовой ёмкости, для бесперебойной работы двигателя, в буровую постепенно заносился буровой снаряд и начинались буровые работы. В озёрном нам выделили общежитие и у нас была своя передвижная столовая и так же небольшая передвижная глинистая станция. На глинистой станции работало четыре человека два в один заезд два в другой. Заезды были по четыре дня. На участке было две буровые и в заезде я отвечал за работу обеих буровых, а мастер с другой буровой отвечал за работу участка в другом заезде. Передвижные глинистые станции были слабенькие, и глинистый раствор надо было делать не таким крутым, но рабочие забывали об этом, или решил пофилонить, как говорится, и засыпали лишнюю глину в ёмкость, так что тепловое реле не выдерживало нагрузки, отключало мотор и глинистая простаивала, что сказывалось на качестве бурения буровых агрегатов. Постоянные жалобы бурильщиков на глиномесов мне надоели и я решил на прямую соединить мотор с электрической сетью предварительно выкинув тепловое реле. Приехав с водовозкой на глинистую станцию, она опять стояла с полной ёмкость глинистого густого раствора. Выключив рубильник, тем самым обесточив глинистую, а напряжение было 380 вольт, я полез рукой в электрический шкаф чтобы вытащить провода из пазов, чтобы ещё огородить себя от случайного включения кем нибудь электроэнергии. Но на беду мою моя рука коснулась не выхода а ввода, я буквально отлетел от шкафа метра на полтора ударившись о деревянную стенку глинистой. Я посидел немного приходя в себя, стараясь понять, что случилось. Рука потянулась в карман за сигаретами, но я отдёрнул её назад, я уже почти два года не курил. Поднявшись с пола я подошёл к щитку и уже более осторожно отсоединил провода, затем отцепил от системы тепловое реле, вернул провода в исходное и включил рубильник. Нажав на кнопку пуска глиномешалки, она заработала. Я знал, что глинистая станция будет теперь работать без проблем, и рабочий не будет закидывать лишнюю глину, в надежде, что выбьет тепловое реле и станция постоит, а он займётся своими какими делами. Работы шли дальше, но этот случай прочно лёг мне в память, удар в 380 вольт, показал мне, что всегда нужно сосредотачивать своё внимание и концентрацию его на том что ты сейчас именно делаешь. В обще то первое знакомство с электричеством у меня произошло ещё в отрочестве, я решил помочь матери и отремонтировать электрическую плитку, были в то время в употреблении хозяек небольшие круглые и мало занимаемые место на кухни плитки. Вот её то я и решил отремонтировать, как я её ремонтировал, я рассказывать не буду, но спираль у меня видно соединена была не правильно, пробки в электрическом счётчике выбило, и первый раз я познакомился с коротким замыканием. Но с тех пор прошло много лет и в школе буровых мастеров мне пришлось изучать и электричество и механику и много ещё чего сопутствующее геологии.
19.10.2024г.
Леонид Сычугов Екель


Рецензии