Анна Радлова
Так, у неё в первой же сцене «Гамлета» дежурные офицеры и Горацио рассуждают о том, что со времен Христа крики петухов заставляют присмиреть духов злобы. Более того, упоминается, что, согласно поверью, в ночь перед Рождеством петухи кричат без умолку, сковывая нечистую силу. Тут вспоминается Гоголь, который замаливал грехи «Вечеров» – своего юношеского тщеславия – всю сознательную жизнь. Наверное, понимал, о чем пишет, и Булат Окуджава («Всю ночь кричали петухи...»).
Анна Дмитриевна родилась в семье петербургского чиновника, по происхождению немца, закончила Бестужевские курсы, которые предоставляли высшее образование исключительно женщинам в дореволюционной России. В 1914 году вышла замуж за Сергея Эрнестовича Радлова – успешного театрального деятеля. Театр Радлова, в котором Анна работала литературным секретарем, сохранился и после революции. В СССР ни сам режиссер, ни его коллектив вплоть до Великой отечественной войны репрессиям не подвергались, почему – я доподлинно не знаю. Они пережили даже первую блокадную зиму в Ленинграде и почти каждую неделю давали спектакли, подготовили и выпустили одну премьеру, а весной театральный коллектив Сергея Радлова был эвакуирован в Пятигорск для продолжения творческой деятельности.
Вскоре Пятигорск оккупировали немцы, и опять репрессий не последовало. Радлов получил разрешение выступать перед публикой. По мере наступательных действий Красной Армии коллектив перемещался в западном направлении: Запорожье, Киев, Берлин, Марсель, Париж. Скитания продолжались более двух лет. Это всё не выдумки. Звездой театра Радлова был, например, Николай Крюков, он стал звездой и советского экрана. Опыт жизни за рубежом ему очень пригодился в «Последнем дюйме».
Участники радловского театра добровольно вернулись в Советский Союз и без промедления были отправлены в вологодскую ссылку, где продолжали заниматься прежним ремеслом. Анна умерла в Вологде в 1949 году в возрасте 58 лет. Сергей Радлов после реабилитации возглавил театр в Риге, он скончался в 1958 году.
Надо еще упомянуть о том, что перу Анны Радловой принадлежит нашумевшая «Повесть о Татариновой». В словаре Брокгауза и Ефрона об этом историческом лице читаем: «Екатерина Филипповна Татаринова, урожденная Буксгевден, годы жизни 1783–1856, основательница мистической секты "духовного союза" в Санкт-Петербурге в 1820-х годах, заимствовавшей у хлыстов и скопцов обрядность радений, как путь к экстазу, вызывающему пророчества. В 1837 году арестована и сослана в монастырь в городе Кашине. О ней подробнее в "Историческом вестнике" за 1896 год, № 9».
Работа над повестью была завершена в 1931 году, тогда же было получено разрешение на публикацию этой книги, однако подходящего издательства Радлова не нашла или недостаточно упорно искала. «Повесть о Татариновой» впервые была опубликована в 1992 году. Сектантство, как и всё глобальное, пришло к нам из западного мира. Истоки его надо искать в квакерстве. Духовное оскопление человека, по мнению идеологов этого движения, дает ему неограниченную свободу от суеты, житейских и общественных обязанностей. У Анны Радловой главная мысль сводится к тому, что революция выросла из сектантства, из нелепых суждений о рае земном.
В ее понимании Екатерина Татаринова была в каком-то смысле провозвестником того, что случилось с нашей страной в октябре 1917 года. А мистика судьбы Анны Радловой заключается в том, что она от советской власти пострадала ничтожно, в отличие от многих других, и в открытые враги этой власти не попала.
20.10.2024
Свидетельство о публикации №224102000107