Дигорцы, дидойцы

ДИГОРЦЫ,ДИДОЙЦЫ



"И дики тех ущелий племена. Им бог - свобода, их закон -война".

М.Ю. Лермонтов. "Измаил-бей"



Осетин-дигорцев (дигорон) обычно переводят исходя из самого осетинского что-то вроде "горцев".  Для дидойцев нет никакой этимологии, есть лишь груз. ДИДО, ДИДОЭТИ. Ауарские же соседи их так не называют.

Во многих источниках  фигурируют некие ДИДУРЫ, которых махачкалинская контора разнокалиберных сказочников - ДНЦ РАН мгновенно приписывает дидойцам. В этой связи возникают два вопроса:

1. Дидойцев слишком мало даже по дагъестанским меркам, чтобы античные и армянские авторы их бы сразу обнаруживали. Они - высокогорье на отшибе - у самых границ Грузии. Нагорный Дагъестан (Тагъ) не ориентировался или слабо ориентировался на Грузию, он брал во внимание Прикаспийскую равнину, то есть Горган/ Выркан. Для ауарских правителей - этой Кайтаг. На западе же Ичкерия и Алания интересовали их больше чем Грузия.

2. В источниках нет ДИДО-ЭТИ, а есть ДИДУРЫ. Подобную конструкцию мы встречаем в этнониме HAYLANDUR ( Сев. Кавказ) и БАЙАНДУР (одно из огузских племён).

Для дигорцев мы предлогаем мнг. ДЭГУЬУЬР "высоко, поверх, над, на" ( дэгуьуьрх "верхний, находящийся наверху), а основа ДИДО может являться переиначиванием мнг. ДЭЭД, ДЭЭДЭХ.

Причём эта лексика вовсе не обязательно заимствована непосредственно из мнг. языков. Она могла дойти до нас из тех "внутренне-кавказских" языков, в которых подобная - общая с моегольской - лексика представлена.

Мы вообще плохо знаем тогдашнюю языковую ситуацию на северокавказской равнине, но изображаем как будто достаточно хорошо осведомлены. Наши знания в этой области мозаичны и недостаточны.
 
Заметно также, что в источниках время от времени путают дигорцев с дидойцами.

Как обычно получали сведения о Сев. Кавказе античные и армянские авторы? 1.Из предыдущих работ различных авторов; 2. От образованных лиц, внушающих доверие, в первую очередь тех, кто владеет др.-греческим, латинским, армянским, сирийским языками. У работающих на поле крестьян и козьих пастухов никто ничего не спрашивал. Этот более "продвинутый контингент мог ориентироваться вовсе не на родное наречие, а более употребительный тогда некий "надъязык".

Термина "дидойцы" нет ни у самих дидойцев, ни у горцев с ауарским языком. Похоже на то, что использовался некий лексикон многих, более популярный и распространённый язык.

Дидо, ДИДУРЫ могли быть в каком-то языке-источнике - ДЭЭДУЬУЬР с примерно тем же значением, что мнг. ДЭЭР, ДЭЭД, ДЭГУЬУЬР. Не обязательно полностью совпадать, но, по крайней мере, - не противоречить и в целом сходиться.

"Нас водила молодость в сабельный поход,
Нас бросала молодость на Кронштадский лёд..."
- писал Эдуард Багрицкий. Кто мог, судя по источникам, водить горцев в подобные жестокие походы? Мы имеем ввиду "главарей" со стороны. Киммерийцы и хоны. Все остальные совсем не подходят или мало подходят.

ДИДУРЫ фигурируют в армянских источниках аж среди наёмных "северян", атаковавших Армению. Набеги для горцев обычное дело, как и наёмничество. Надиршах-Афшар, например, недоумевал почему его профессиональная армия не в состоянии одолеть "каких-то пастухов". Русский же представитель в ставке Надиршаха Горчаков по этому поводу писал, что и "десять персиян против одного лезгинца стоять не способны". Все эти навыки выковывались в набегах, когда жизнь висела на волоске. В спортзалах и фитнес-клубах этому не научиться.

В подобного типа мероприятиях совсем не важна чья-то этничность - всё уже согласовано командирами. Ваша же задача -идти и рубиться вместе со всеми. ДЭЭДУЬУЬРЫ мы или ЛЕГИ, СОЛЫ - пусть как хотят, так и считают. "Татаар" по-мнг. это не более чем "подтянутый", "мобилизованный". Просто наёмники предпочитают сильных, опытных и уверенных в себе соратников - больше шансов самим выжить и победить. А когда то или иное имя приносит удачу, то оно закрепляется. ДЭЭДУЬУЬР могло быть занесено в Грузию и другие земли главарями или костяком основных вооружённых сил, участвовавших во вторжении. Потому что схема та же - ХАЙЛАНДУР, БАЙАНДУР.
 


Рецензии