Жизнь - случай или замысел?
Для объяснения всех этих явлений, учёными, в русле господствующей научной парадигмы, взята на вооружение физико-математическая теория бельгийского учёного Ильи Романовича Пригожина (1917-2003) о самоорганизации неравновесных природных систем.
Движущим началом развития объявляются неустойчивости диссипативных, т.е. неравновесных, рассеивающих энергию, процессов и возникающие при этом диссипативные структуры. Например, при равномерном подогреве снизу жидкости, налитой тонким слоем, вывод энергии в окружающую среду происходит посредством теплопроводности.
Но при увеличении потока энергии вступают в действие конвекционные процессы, в результате чего в жидкости образуется множество плоских шестиугольных ячеек напоминающих пчелиные соты (ячейки Бенара), с циркуляцией жидкости поверху от середины к краям ячеек и наоборот снизу. Такая динамическая структура позволяет рассеять значительно больше тепла – см. верхний рисунок и ссылку "Ячейки Бенара".
В общем, когда система перестаёт справляться "как прежде", она переходит в неустойчивое хаотическое состояние (достигает точки бифуркации), в результате чего в ней начинаются автоколебания и появляются всякие структуры (в экспериментах обычно полосатые, пятнистые и кольцевые), из которых в итоге "выживает" самая эффективная (называемая "аттрактор", к которой эволюционируют все прочие), и система переходит в новое фазовое состояние с бОльшими возможностями.
А живые биоорганизмы представляют собой открытые системы, очень даже способные эффективно усваивать и рассеивать солнечную энергию (а также и химическую в земных недрах), исходно используя простые химические соединения. Поэтому биоорганизмы и должны бы быть задействованы в диссипативных процессах.
Вот для этого, с точки зрения синергетической самоорганизации сложных систем, жизнь и разум и образовались. Поскольку жизнь возможна, а мы видим, что она явно есть, то значит неизбежно и должна была самозародиться. Правда это никакими экспериментами научно не доказано, но наука ВЕРИТ, что может быть доказано в будущем, а следовательно самозарождение УЖЕ является неоспоримой научной истиной. Организмы и инстинкты в этой модели суть некоторые, случайным образом установившиеся, но оптимальные способы использования энергетических ресурсов на данном этапе развития.
Ясно, что тем самым повторяется идея Гегеля (1770-1831) о саморазвитии Абсолюта, только теперь в ипостаси материи. Суть гегелевской философии, полагаю, состоит именно в том, что диалектические принципы нашего мышления он положил в основу реальности в форме Абсолюта или Мирового Духа. И описал его развитие по аналогии с формированием нами понятий. Движущей силой развития назначил противоположности.
И хотя МЫ сами, своим разумом, осознаём их как противоположности и противоречия, Гегель предпочёл считать эти противоположности существующими в реальности, то есть информационное пространство понятий отождествил с реальным, чем и определил свою философию как идеалистическую, но зато диалектическую.
Сформулированные им законы диалектики относятся именно к нашему мышлению как способу осознания и описания развития. А по Гегелю они объективно, т.е. независимо от осознания, определяют саморазвитие Абсолюта.
Согласно научной концепции жизнь возникла случайно. Сначала образовались различные органические вещества, а затем, на основе неких структурно-химических особенностей некоторых мест земной поверхности или океанического дна, и молекулы РНК. А уже из молекул РНК случайно получилась самовоспроизводящаяся, ставшая основой генетического механизма (ГМ), первичная рибосома. См. нижний рисунок и ссылку на GIF'ку "Рибосома" <клеточная органелла, синтезирующая белки согласно генетическому коду, включая и воспроизводство самой себя>.
Научная генетическая теория полагает также, что образ и все особенности организма определяются набором генов (геномом). При этом предполагается, что новые гены, определяющие новый приспособительный признак, получаются в результате случайных "точечных" мутаций, то есть поломок и неправильных репликаций генов <их копирования при делении клеток>.
Понятно, что для появления сколько-нибудь осмысленного и полезного гена необходима целая цепочка таких мутаций. Ген, кодирующий белок, включает от десятков до тысяч пар нуклеотидов. Поэтому ясно, что получение нового полезного признака в результате мутации почти столь же маловероятное событие, как и вообще самозарождение. Новый приспособительный признак вряд ли определяется лишь единичным геном, а постепенное проявление признака не обеспечивает первым особям ожидаемых в будущем преимуществ, скорее наоборот.
Мутации, получаемые в лабораториях радиационными или химическими средствами у дрозофил, вызывают скорее уродства, чем улучшенную приспособляемость. Тем не менее, предполагается, что в естественных условиях могут быть и полезные. И даже, если оная может почти и не даёт заметных преимуществ, но за сотни тысяч и миллионы лет последовательные мутации в процессе "нарастающего" дарвиновского отбора обеспечивают прогрессивную эволюцию.
Эта точка зрения подробно и убедительно изложена в книге Ричарда Докинза "Слепой часовщик" (1980г. Переведена на русский 2015г). И я совершенно не собираюсь отрицать роль естественного отбора в эволюции. Но некоторые аспекты и возможные механизмы жизни, рассмотренные в разделе "Причина и цель Жизни", см. http://proza.ru/avtor/cardiac&book=6#6, подводят к выводам вряд ли одобряемым официальной наукой. Не настаиваю, что все мои соображения правильны, но считаю полезным их озвучить.
Далее "О самозарождении Жизни": http://proza.ru/2024/11/10/1207
Свидетельство о публикации №224102001155