Ч. 26 Там дамы встречаются редко
Нельзя сказать, чтобы присутствие жён капитанов безумно радовало экипажи китобойных судов. В основном, их терпели.
Одни считали, как в старину, что женщина на корабле – плохая примета, другие расценивали присутствие на судне капитанского семейства как ограничение их жизненного пространства, да и еды тоже.
Часть членов экипажа возмущалась тем, что из-за жён и детей нарушался рабочий процесс, что удлиняло плавание. Не вызывало восторга пребывание семей капитанов и у многих судовладельцев.
Они не без оснований считали, что капитаны больше думают о безопасности своих семей, чем о прибыли от охоты на китов. После ледовой катастрофы 1871 года некоторые судовладельцы запретили брать семьи в Северный Ледовитый океан.
Тем не менее, самые строптивые капитаны не считались ни с мнением команды, ни с запретом судовладельца.
Но и среди женщин тоже встречались ещё те штучки!
Некоторые дамы-авантюристки переодевались мужчинами, чтобы попасть в команду судна. Новозеландский историк и писательница Джоан Друэтт привела подтверждённый документально случай,
когда девятнадцатилетняя девица Энн Джонсон в июле 1848 года выдала себя за мужчину, назвавшись Джорджем Джонсоном, чтобы присоединиться к команде китобойного судна «Christopher Mitchell».
Как она потом заявила, « Я сбросила свои нижние юбки, чтобы увидеть мир!». Девушка семь месяцев находилась в плавании, матросы звали её Шорти, пока она не заболела и не слегла.
Это случилось у берегов Перу. Когда она спала, один из матросов, поправляя её одеяло, увидел женское тело и немедленно доложил об этом капитану Томасу Салливану.
Были и такие капитаны, которые могли бы приказать выпороть авантюристку линьками, но ей повезло. Салливан выслушал её историю. Что она ему наплела, неизвестно, но он приказал ей сшить себе женскую одежду, выдав для этого ситец и хлопок из своих запасов для торговли ими.
После разоблачения Энн капитан Салливан запретил ей участвовать в судовых работах и направил судно в ближайший перуанский порт Пайт, в котором находилось американское консульство.
Передав девушку консулу, Салливан оставил порт и продолжил плавание. Консул избавился от авантюристки, отправив её на возвращавшемся в Штаты китобойном судне «Nantucket» в качестве пассажирки. Пишут, что это было не последнее приключение отчаянной мисс Джонсон.
Ещё одна искательница приключений Джорджиана Леонард в 1862 году, переодевшись в мужскую одежду, нанялась на китобойное судно «America».
Шла Гражданская война в США, найти матросов было трудно, поэтому к рослому, физически крепкому двадцатилетнему парню никто особенно не приглядывался - ни капитан Джон Люс, ни остальные члены экипажа.
«Парень» назвался Джорджем Уэлдоном. «Джордж» рассказывал басни о том, как он служил в кавалерии Конфедерации. Его фантастические истории слушали, разинув рты.
У него оказался хороший голос и к тому же в минуты отдыха он лихо отплясывал. Команда его любила.
Но характер у Джорджа был вспыльчивый и строптивый. Когда между ним и коком произошла ссора, превратившаяся в драку, третий помощник капитана Джетро Коттл, разнимая их, сказал, что подумал, будто «Джордж» - это женщина. Все посмеялись и забыли об инциденте до января 1863 года.
Во время преследования кита «Джордж» перестал грести и сказал, что хочет отдохнуть. Боцман Роберт Смит в ответ на это пообещал «врезать ему веслом по голове».
«Джордж» выхватил нож, и всё могло окончиться трагически, если бы их не разняли матросы.
Когда все вернулись на судно, капитан приказал в наказание высечь «Джорджа». Несмотря на отчаянное сопротивление, с «Джорджа» сорвали до пояса одежду и онемели, увидев перед собой женщину.
Капитан Джон Адамс Люс отменил порку и вместо этого приказал ей поменяться местами с юнгой, пока они не завершат сезон китобойного промысла. Джорджиана продолжала носить матросскую одежду и полгода выполняла обязанности юнги.
Когда окончился сезон охоты на китов, «America» пришла в Порт-Луи на острове Маврикий. Там капитан Люс устроил её стюардессой на клипер, возвращавшийся в Штаты.
Прошёл год, и надо же такому случиться, что тот же самый клипер и «America» вновь оказались одновременно в Порт-Луи. На китобой заявилась Джорджиана, которая сказала капитану Люсу, что за время плавания она влюбилась во второго помощника капитана клипера. Они поженились.
Спустя годы эта семейная пара часто навещала Люса, который вышел на пенсию и купил себе ферму в Мартас-Винъярде.
Жены капитанов и торговцев создали «Общество женского центра Льюиса», чтобы поддержать семьи китобоев, оставшиеся без кормильца, и «Общество друзей моряков», чтобы обустраивать моряков на берегу.
Тема «Женщины на кораблях» неисчерпаемая. Я планировал её на этом завершить, но обнаружил в своём архиве ещё кое-какие материалы, с которыми хочется познакомить читателей.
Мало кто из китобоев рисковал отправиться к востоку от мыса Барроу из опасения оказаться в ловушке изо льдов. Но жажда наживы была всё же сильнее страха.
В 1889 году капитан Джо Такфилд, который зимовал около дельты реки Маккензи, рассказал, что гренландских китов там полно, как пчёл в рое.
Туда, как золотоискатели, которые ринулись в Клондайк, направились американские китобои. Китобойная лихорадка в отличие от золотой лихорадки длилась недолго. В 1894 году пятнадцать судов американского китобойного флота оказались запертыми льдами в бухте на острове Хершеля.
По словам китобоя Джона Аткинса Кука, капитана парового барка «Navarch», шесть белых женщин и более 700 мужчин провели там зиму 1894 – 1895 годов. По словам других китобоев, там собралось свыше 1000 моряков.
Кроме того, на острове находилось около двухсот аборигенов: мужчин, женщин и детей. У аборигенов было свыше пятисот собак. Зимовка продлилась десять месяцев.
Продолжение http://proza.ru/2024/10/23/1137
Свидетельство о публикации №224102001220
Получила большое удовольствие от прочтения, спасибо!
С теплом
Наталия
Наталия Николаевна Самохина 01.11.2024 13:49 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 01.11.2024 15:32 Заявить о нарушении