Заключение

    До 18 века люди не проявляли практически никакого интереса к земной жизни Иисуса Христа. Ему поклонялись как божеству, и лишь в 19 веке в ученом мире возникло течение, ставившее целью применить  исторический подход к Иисусу и происхождению христианства в целом. У истоков этого направления стояли немецкие  либеральные теологи-протестанты,создатели Проекта «Поиск исторического Иисуса , представляющего собой попытку реконструкции образа прототипа евангельского Иисуса. Идею критической реконструкции подхватили многие исследователи, и в 20 веке из удела собственно ученых и христиан либералов «Поиск» превратился в занятие  историков от секулярных до консервативно христианских.
На протяжении  двух с половиной веков 
участники «Поиска» предлагали ИНУЮ версию жизни Иисуса, чем та,которая описана  в Евангелиях, стремясь освободить образ исторического прототипа  от  многовековых наслоений легенд, сверхъестественных историй и  церковной догматики.
     Одна из важных проблем Поиска ИИ связана с  «беспристрастностью»  исследователей. Согласно Евангелиям, Бог послал Иисуса с «благой вестью» к людям, и они должны были признать  в Нем Христа (Мессию)-«вестника истины». Исследователи, посторонние христианству, не  могут  принять того Иисуса, которого знают верующие: Сына Божьего, распятого за грехи людей, воскресшего и сидящего по правую руку Бога; верующим ученым, в свою очередь, очень трудно оценивать жизнь и служение Иисуса как Человека и не зависеть от  своих богословских представлений.
Если считать целью Поиска исторического Иисуса реконструкцию одного «портрета» Иисуса, который бы служил воплощением научного консенсуса по вопросу о том, чему учил, как жил, и кем Он был , -эта цель пока не достигнута.
     Выдающийся христианский теолог Р. Бультман говорил,что  поиски исторического Иисуса -это, в конечном счёте, внутренние душевные  поиски.Исследователи, как и простые читатели Евангелий,  склонны видеть в Иисусе то, что они хотят видеть.Слишком часто они видят своё собственное отражение  в образе Иисуса, который они сами и сконструировали. В этом отношении Поиск исторического Иисуса, возможно , поможет  нам лучше понять самих себя.
    И всё же, можно сказать, что   аргументированных догадок  уже  достаточно, чтобы подвергнуть утверждения евангелистов историческому анализу, очистить тексты от литературных и  теологических украшений и дать  более точный портрет исторического Иисуса.


Рецензии