Велосипед!
Отдельной песней были велосипеды. У меня был очень детский двухколесный велосипед с литыми узкими шинами и без задней втулки, позволяющей ехать, не вращая педали. Почему я отдельно говорю про втулку? Дело в том, что у моих друзей не было велосипедов в личной собственности, но в каждом дворе были взрослые велосипеды, на которых и катались мои друзья способом «под раму». Это когда левая нога ставится непосредственно на левую педаль, а правая нога проходит под рамой и ставится на правую педаль.
Когда же подросли, то стали кататься «на раме», т.е. до седла еще не доставали. Так вот, на взрослом велосипеде можно было гордо ехать, не вращая педалей. А я так не мог на своем детском «велике». Но друзья у меня были настоящие и давали мне прокатиться. А еще у моей соседки через дом, Гали Скляровой, в семье был трофейный немецкий дамский велосипед, который мне иногда давали покататься. Это был чудесный велосипед! У него были широкие шины и, несмотря на довольно большой вес, необыкновенно легкий ход. Это, как если сравнивать «Жигули» и «Мерседес». Вот на этом велосипеде я иногда и рассекал окружающее пространство.
Однажды (это было уже, вероятно, летом после второго класса) на закате дня, когда солнце уже склонялось к западу и на вокзал прибыл пригородный поезд из Ростова, отец сказал мне: "Иди встречай Николая Ивановича". Так звали шофера из военкомата. Я в недоумении вышел за калитку, и сердце чуть не выскочило у меня из груди! Со стороны вокзала шел дядя Коля и вёл за руль велосипед «Орленок»! «Орленок»! Это самая светлая детская мечта! Это подростковый велосипед Шауляйского велозавода! Это чудо зеленого цвета с мягким седлом, с багажником, звонком, ручным передним тормозом и фарой! На нём можно ездить самой темной ночью! А главное, что это чудо принадлежало мне!
Оказалось, что Николай Иванович ездил в Ростов по своим личным делам, и отец попросил его купить там велосипед для меня. В нашем поселке таких велосипедов в продаже не было. Я тут же оседлал велосипед и полетел на нём по дороге, поднимая пыль, как машина, что в наших детских кругах считалось высшим шиком. Потом стал с нетерпением ждать наступления ночи. Но не дождавшись, включил фару, когда солнце только зашло за горизонт и слегка стемнело. На юге темнеет быстро, что позволило мне наслаждаться ездой со светом фары под жужжание динамки. Пояснение: «динамка» - это небольшой велосипедный электрогенератор, который крепился к передней вилке велосипеда и, прижимаясь ребристым колесиком к велосипедной шине, приводился в действие и вырабатывал ток. Поворотом в сторону динамка выводилась из зацепления с шиной.
Фото из открытого источника сети Интернет.
Свидетельство о публикации №224102001434