Военкомат, Виллис
Еще одним моим увлечением был военкомат, где мой отец был военкомом. Вернее, увлечением был не сам военкомат, а его транспорт. Сначала там была лошадь по имени «Бузина», которая впрягалась в пролетку, и на ней ездили по делам. Я не упускал случая поехать вместе с отцом, когда он ехал куда-нибудь по делам службы. Есть своя прелесть в езде на лошади. Езда неторопливая под палящим солнцем. Путь лежит среди цветущей степи или пшеничных полей, по обочине растут высоченные растения с разноцветными крупными цветками в виде колокольчиков. Как я узнал позже, эти цветы называются «Мальва». Стрекочут кузнечики, поют жаворонки. Воздух насыщен запахом трав с добавлением запаха сена, лежащего в пролетке, и легкого запаха лошадиного пота. А иногда ещё для полного удовольствия добавлялся запах табачного дыма.
Потом на смену лошадке пришел мотоцикл М-72 с коляской. Машина хорошая, но… не вместительная. Затем появился «Виллис» с самодельной фанерной кабиной, изнутри оклеенной весёленькими обоями. На лето двери кабины снимались, а на зиму устанавливались вновь. В дальнейшем «Виллис» был заменен ГАЗ-67, но это было уже потом, а большая часть моего детства была связана с «Виллисом».
Большую часть своего летнего времени я проводил в военкомате. Там я сдружился с шофером Николаем Ивановичем, которого называл дядя Коля. Я, по мере своих возможностей, помогал ему в нелегком шоферском труде, а он учил меня всяким премудростям, в том числе вождению автомобиля в сельской местности. Никакого ГАИ тогда там не было, при любой возможности он сажал меня за руль автомобиля (я тогда уже доставал до педалей), и я рулил под его присмотром. Тут уж я не пропускал ни одной поездки. Ездил с отцом по району и даже в Ростов и Таганрог. До сих пор помнятся названия населенных пунктов, где я побывал с отцом: Анастасиевка, Кирсановка, Неклиновка, Политотдельское, Куйбышевка.
А однажды зимой ездили в г. Шахты за сахаром для работников военкомата. По прямой от Матвеева Кургана это километров 80, а по дорогам раза в два дальше. С учетом состояния дорог того времени и возможностей автомобиля «Виллис», путь длился, вероятно, часа 2-3 в один конец. Мороз, помню, был сильный и никакого отопления, кроме защиты от встречного ветра, в машине не было. А в Шахтах еще долго стояли у магазина, где «давали» сахар. Приобрели пару мешков сахара и отправились восвояси. Замёрз я тогда сильно, но получил удовольствие от дальнего путешествия на машине.
Несмотря на наличие места на задних сидениях, я сидел или на коленях отца, или слева от него на кончике его сидения. Наверное, мешал дяде Коле переключать скорости, а отцу нормально сидеть, но никаких претензий мне никто не высказывал. Я был неотъемлемой частью автомобиля. Без меня он никуда не перемещался. Иногда возвращались из поездки затемно. Тогда езда превращалась для меня в какое-то волшебство, когда среди полнейшей черноты ночи впереди виднелось только светлое пятно от фар на бегущей навстречу пыльной степной дороге, а вокруг ни огонька… Как дядя Коля ориентировался в таких условиях?..
В промежутках между поездками мы с дядей Колей заклеивали камеры, выполняли ремонт разной сложности (однажды даже снимали коробку передач), мыли машину. Однажды, когда мы с водителем возились с машиной, из военкомата вышел один из офицеров и позвал меня. Я вошел к отцу в кабинет, где мне было предложено расписаться на каком-то листе бумаги, после чего получил на руки 5 рублей денег за работу с автомобилем. Гордость моя и счастье были «выше крыши».
Свидетельство о публикации №224102001445