Ментальный кодекс капитализма
«Капитал», - говорит «Quarterly Reviewer», - «избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это еще не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты.
Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы и под страхом виселицы.
Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами».
Dunning, Т. J. Trades' Unions and strikes. London, 1860. С.35,36.
Даннинг, Т. Дж. Тред-юнионы и стачки. Лондон, 1860). — 561, 564—565, 770.
«Капитал». Соч. т.23., с.770. (внизу страницы в сносках)
(Томас Джозеф Даннинг, 1799-1873. (англ. Thomas Joseph Dunning) —
британский деятель профсоюзного движения, публицист. Вики. )
Далее из "Манифеста КП": «Буржуазия повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и приобретенных свобод ОДНУ бессовестную свободу торговли.
Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, [при феодализме, С.К.], она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой. …
Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. … Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других.
…Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продукции гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи. Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитичным.
К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни всех цивилизованных наций, - отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов.
На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература.
Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Дешевые цены её товаров – вот та тяжелая артиллерия, с помощью которой она разрушает все китайские стены и принуждает к капитуляции самую упорную ненависть варваров к иностранцам. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т.е. становится буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию. …
Буржуазия все более и более уничтожает раздробленность средств производства, собственности и населения. Она сгустила население, централизовала средства производства, сконцентрировала собственность в руках немногих». [«Манифест КП». Соч., т. 4, с. 426-428].
Говоря современным языком, процесс глобализации охватил страны и континенты, продолжая устранять оставшиеся барьеры на пути капиталистического способа производства, так как его абсолютным законом является стремление капитала к производству прибавочной в ПОСТОЯННО возрастающих размерах. Деньги никогда не спят – гласит народная мудрость.
«Наконец пришло время, [т.е. капитализм, С.К.] когда всё, на что люди привыкли смотреть как неотчуждаемое, сделалось предметом обмена и торговли и стало отчуждаемым.
Это – время, когда даже то, что дотоле передавалось, но никогда не обменивалось, дарилось, но никогда не продавалось, приобреталось, но никогда не покупалось, - добродетель, любовь, убеждение, знание, совесть и т.д., - когда всё, наконец, стало предметом торговли.
Это – время всеобщей коррупции, всеобщей ПРОДАЖНОСТИ, или, выражаясь терминами политической экономии, время, когда всякая вещь, духовная или физическая, сделавшись меновой стоимостью, выносится на рынок, чтобы найти оценку, наиболее соответствующую ее истинной стоимости». [Соч. т.4, с.73-74].
«Способность всех продуктов, деятельностей, отношений к обмену на нечто третье, ВЕЩНОЕ, [деньги, С.К.] на нечто такое, что в свою очередь может быть обменено на всё БЕЗ РАЗБОРА, - т.е. развитие меновых стоимостей (и денежных отношений) – тождественна всеобщей ПРОДАЖНОСТИ, коррупции.
Всеобщая ПРОСТИТУЦИЯ выступает как необходимая фаза развития общественного характера личных задатков, потенций, способностей, деятельностей. Выражаясь более вежливо: всеобщее отношение полезности и годности для употребления.»
[т.46, ч.I, с.106].
Для объективности назову и положительные стороны капитализма, которые сопутствуют отрицательным, как вторая сторона одной медали.
Читаем: «В действительности дело обстоит совсем иначе, чем думает г-н Прудон. С самого начала цивилизации производство начинает базироваться на АНТАГОНИЗМЕ рангов, сословий, классов, наконец, на антагонизме труда накопленного и труда непосредственного. Без антагонизма нет прогресса. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней. До настоящего времени производительные силы развивались благодаря этому режиму АНТАГОНИЗМА КЛАССОВ». [Соч., т. 4, с. 96]
Таким образом, антагонизмы, т.е. неразрешимые противоречия, начиная от рабовладельческого строя, и до настоящего времени являются латентным диалектическим стимулом (двигателем) СОЦИАЛЬНОЙ эволюции человечества.
Развитие производительных сил на планете видно по изменению вида городов, средств сообщения, науки, техники. Понятно, что это произошло не на всей Земле, но изменения налицо.
Тем не менее, капитализм имеет ПРЕДЕЛЫ своего развития, ввиду наличия внутренних системных противоречий. Как и прошлые общественные формации, он уйдёт, исчерпав потенциал своего развития.
Общая тенденция в пост-капитализм – это неуклонное усиление контроля общества, в лице государства, за медленными проводами капитала на «пенсию». Без революционных заварушек и экспроприаций.
Will make Marxism great again!
Свидетельство о публикации №224102001484