Глава 4. Пилат и Кайафа

               
                Прокуратор Иудеи Понтий Пилат


     О Прокураторе Иудеи  Понтии Пилате  известно не только из Евангелий, но и из других исторических источников. О нем упоминали в своих сочинениях Филон Александрийский, Флавий и Тацит. Более того, мы имеем даже археологическое подтверждение о существовании такой исторической личности.
Префект Понтий Пилат прибыл в Иерусалим в 26 г. н. э. Он был пятым по счету префектом, то есть наместником, которого Рим посылал для того, чтобы следить за положением дел в Иудее. После смерти Ирода Великого и смещения его сына Архелая с должности этнарха в Иерусалиме Рим решил, что эффективнее всего будет править провинцией напрямую, а не через иудейского правителя-ставленника.
Источники описывают Пилата как жестокого, черствого и сурового человека: это был надменный римлянин-имперец, не считавшийся с чувствами своих подданных.Презрительное отношение Пилата к иудеям стало очевидным с того самого дня, когда он прибыл в Иерусалим. Пилат был известен своей крайней безнравственностью, полным неуважением к закону и традициям иудеев и плохо скрываемым презрением к иудейскому народу в целом. Во время своего пребывания в должности наместника он очень охотно — и безо всякого суда — отправлял тысячи иудеев на казнь, так что жители Иерусалима сочли необходимым отправить официальную жалобу римскому императору.
   Он начал свое правление с того, что оскорбил религиозные чувства иудеев, приказав внестив Иерусалим позолоченные щиты с римской символикой. Когда же евреи попросили убратьих из священных для них мест, то, как свидетельствует Филон Александрийский, Пилат «стал упорствовать, ибо был от природы жесток, самоуверен и неумолим». Тогда иудеи дали знать,что они отправят посольство к императору Тиберию с жалобой на прокуратора. «Последнее особенно смутило Пилата, он испугался, как бы евреи в самом деле не отправили посольство и не обнаружили других сторон его правления, поведав о взятках, оскорблениях, лихоимстве, бесчинствах, злобе, беспрерывных казнях без суда,ужасной и бессмысленной жестокости. В конце концов иудеи все же решили отправить послание к императору, известному своим расположением к ним, и эффект этого письма превзошел все их ожидания:Тиберий велел безотлагательноубрать щиты и отправить их в Кесарию…» (Филон, О посольстве к Гаю, 38, 3–4).
   Однако эпизод с щитами оказался далеко не единственным конфликтом Понтия Пилата с местными иудеями. Следующее столкновение произошло из-за попытки прокуратора залезть в сокровищницу Иерусалимского Храма. Присвоив казенные деньги на сооружение аквеадука,он решил построить его за счет средств, собранных на пожертвования Храму. Как повествует Флавий, «народ был сильно возмущен, и, когда Пилат прибыл в Иерусалим, он с воплями окру-жил его судейское кресло. Но Пилат, уведомленный заранее о готовившемся стечении народа,вооружил своих солдат, переодел их в штатское платье и приказал им, смешавшись в толпе,бить крикунов кнутами…». Однако римские легионеры то ли переусердствовали, то ли имели другой, негласный приказ, в результате чего множество безоружных людей, не ждавших напа-дения сзади, были убиты (Флавий, Иуд. война, II, 9, 4).
Вообще маскарады с переодеваниемвоинов в гражданскую одежду и манипуляции с этими послушными «толпами» были очень характерны для методов правления Понтия Пилата. Несмотря на то, что первым переписчикам удалось убрать из Евангелий все антиримские пассажи, кое-какие следы от них остались. Один из них, в Евангелии от Луки, недвусмысленно свидетельствует против Пилата: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галили-янах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13: 1). В данном случае речь идет о паломниках из Галилеи, которые пришли в Иерусалимский Храм, чтобы принести жертвы воимя мира и благополучия своих семей, но стали сами жертвами одной из провокаций римского наместника.Очередной конфликт с местными жителями, на этот раз самаритянами, стал для Пилата последним в его карьере прокуратора. В данном случае его жертвами оказались сотни невинных самаритян, которые собрались у священной для них горы Гаризим, чтобы выкопать там сосуды, закопанные якобы еще Моисеем.
В 36 г. разгневанный Тиберий вызвал Пилата в Рим. Прокуратора обвиняли в двух преступлениях сразу: казнях без суда и казнокрадстве. Но увидеться с императором Пилату не удалось, Тиберий скончался еще до его прибытия в Рим, поэтому суд над ним организовал уже новый император –Гай Калигула. В 39 г. бывший наместник был признан виновным в воровстве и убийствах, и император приказал ему покончить с собой.
    Вот каким человеком был  римский прокуратор Иудеи, организовавший арест и казнь Иисуса Христа.
Ранее,  в 28 г, Понтий Пилат заставил Ирода Антипу арестовать, а потом и казнить Иоанна Крестителя. Флавий утверждает, что именно страх властей перед влиянием Иоанна на народ был главной причиной его казни.  Зная свободолюбивый нрав иудеев и их неприятие власти язычников, Пилат не без основания опасался, что любое религиозное движение может рано или поздно перерасти в антиримское восстание.

                Первосвященик Иосиф Кайафа

    В Евангелиях используется слово "первосвященники" во множественном числе, хотя эту должность занимал один человек. Слово "первосвященники" ( с определенным артиклем) означает семейство Ханана ( в другой передаче- Анны). Ханан был лишен первосвященнического сана в 14 или 15 г, но всю жизнь продолжал называться первосвященником. Первосвященнический сан без перерыва  более полувека оставался в его семействе: пять сыновей Анны и его зять Каиафа в свое время были первосвященниками.  Все высшие должности Храма также принадлежали семейству Ханана, который   был  вождем первосвященнической партии. Своей главной задачей они считали поддерживать состояние мира с Римом  и поэтому стремились в корне пресекать любую  возможность мятежа. И не только потому, что они сами были ставленниками Рима; саддукеи понимали, что если  фанатиками -"революционерами" будет развязана война с Римом, страна погибнет,захлебнувшись кровью своих граждан.
«Первосвященником на этот год», был Иосиф Каиафа, назначенный Валерием Гратом и всецело преданный римлянам.
     Подобно остальным первосвященникам, Каиафа был очень богатым человеком, хотя состояние, возможно, досталось ему от жены, дочери  Ханана. Вероятнее всего, Каиафа был назначен первосвященником не из-за личных заслуг, а благодаря влиянию неординарной  личности  его тестя, который  оставался значимой фигурой в течение всего срока пребывания Каиафы на посту.
     К тому моменту, когда в Иерусалим прибыл Пилат, он уже пробыл в должности восемь лет. Одной из причин, по которой Каиафе удалось продержаться у власти беспрецедентно долго (целых восемнадцать лет), были тесные взаимоотношения, которые он в итоге сумел наладить с Понтием Пилатом. Они хорошо сработались. Период их совместного правления — 18–36 гг. н. э. — был самым стабильным временем для страны во всем первом столетии. Вместе они смогли подавить революционный импульс в иудейском обществе, безжалостно расправляясь с любым, даже самым малейшим, намеком на политические беспорядки.Но несмотря на все совместные усилия, Пилат и Каиафа были не в состоянии искоренить рвение, которое горело в сердцах иудеев после мятежей, произошедших на рубеже столетий: восстаний  Езекии, Симона из Переи, пастуха Афронта и Иуды Галилеянина.
    Вскоре после приезда Пилата в Иерусалим новые проповедники, пророки, разбойники и мессии начали ходить по Святой Земле, собирая учеников, проповедуя освобождение от Рима и обещая скорое наступление Царства Божьего.Каиафа  находился в непростом положении. С одной стороны, он не мог ослушаться римлян, которые собственно и назначили его на пост первосвященника, с другой – он боялся восстания иудеев и беспощадной реакции Рима,  Как  и семейство Ханана, Каиафа  стремился любыми сведствами  предупреждать смуты и волнения,который могли бы дать римлянам повод к репрессиям. Можно предполагать, что при этом он, как и др члены семейства , опасался протерять власть и привелегии, которые были даны Римом. Но нельзя исключать и того, что Каиафа искренне  мог быть обеспокоен судьбой своего народа, т.к. любые волнения жестоко подавлялись римлянами и сопровождались  убийствами и распятием массы людей.Поэтому ему  как посреднику между народом и Римом приходилось постояннно лавировать , стараясь сохранять  порядок в Иерусалиме, устраняя возможность мятежей и как результат-  беспощадной кровавой расправы    римлян.
Принимая во внимание тесные отношения между Пилатом и Каиафой, не стоит видеть случайность в том, что последний был смещен с должности первосвященника в том же самом году, что и Пилат .


Рецензии