Глава 5. Обрывочные сведения о жизни Иисуса до общ
В самых ранних письменных свидетельствах об Иисусе отсутствуют сюжеты, связанные с рождением, со всем, что происходило до Его крещения Иоанном. Первые христиане (иудео-христиане)были безразличны к происхождению Иисуса ;Павел не сообщает ни о каких земных событиях из Его жизни , кроме распятия и Воскресения. Однако, интерес к этим событиям , и особенно, - факту рождения Иисуса , возрастает после Его смерти.
5.1.Родословия Иисуса
Иисус- Сын Давидов?
Иисус, по убеждению Его последователей,был Мессией (Христом), а так как Христос должен происходить из рода царя Давида (Пс 131:17; Иер 23:5; Иез 34:23; Мих 4:), т.е. носить титул "Сын Давидов, Иисусу дали этот титул, являющийся синонимом Мессии.
У большинства не вызывает сомнений, что род Иисуса был незвестен. Именно с эим связаны противоречия в родословиях Приведеных Матфеем (1:11-16) и Лукой (3:23-38). Эти родословия являются памятниками такой эпохи и среды, для которых Иисус был еще естественно рожденным человеком(Рим 1:3Б Ин 7:42). Тому, кто веровал, что Иисус родился от Марии без участия мужчины-человека и кто, тем не менее, хотел предсьавить Его Сыном Давидова, следовало бы доказать , что из рода Давидова происходила Мать Иисуса, Мария. Однако, в родословиях отцом Иисуса указан Иосиф
Назание Сына Давидова было дано Иисусу вероятно,еще при Его жизни. Он допускал это, хотя и косвенно отрицал, что Мессия должен быть потомком Давида(Мф 22:42-45).
Род Давида , скорее всего давно исяк, и приходится констатироватьлишь тот факт, что в исторической действительности родителей Иисуса звали Иосиф и Мария.
Иисус-Сын Божий?
Выражение "сын Божий" имело первоначально иносказательный, фигуральный смысл, а также могло обозначать лицо подлинного человеческого сына.
Версия о непорочном зачатии стала догматом не в первом веке, т.к. тогда Его назыали сыном Иосифа и Марии и обе генеалогии, предназначенные приводить Мессию к роду Давида, относятся к Иосифу. ; ап. Павел прямо называет Иисуса потомком Давида "по плоти" (РИм 1:3). Рассказы о непорочном зачатии были вставлены в уже сложившийся текст не ранее рубежа 1 и 2 веков. Первые общины иудео-хрисчтиан ничего не знали о зачатии от Св. Духа.
Защитники учения о непорочном зачатии утверждают, что пророк Исаия предсказал рождение Христа от девы (Мф 1:23), Однако изречение Исаии (Ис 7:14) не имеет отношения ни к Мессии, ни к рождению от девственницы (См ПРИЛОЖЕНИЕ 1 " Пророчество Исайи и догмат о "непорочном зачатии")
Выражение "Сын Божий" или просто Сын стало для Иисуса равносильным с Сыном Человеческим и, как последне,
Иисус, говоривший, что "миротворцы будут наречены сынами Божьими" (Мф 5:9), не воспринимал выражение "сын Божий" в физиологическом смысле: "будьте совершенны, как совершенен отец ВАШ Небесный" (Мф 5:48).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 : ДВЕ РОДОСЛОВНЫЕ
5.2.ТАЙНА РОЖДЕНИЯ
Первая великая тайна евангельского Христа - "непорочное зачате" от Св.Духа и рождение Девой Марией.
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» ( Лк 1:26-35).
Сам Иисус ни разу не упомянул о Своем чудесном рождении; Апостолы в проповедях так же не упоминали это чудо среди всех других чудес , хотя оно и доказывало бы особое отличие Иисуса от обычно рожденных людей. Марк ни словом не заикнулся ни о таком необычайном рождении Христа; то же можно сказать об Иоанне.
Понятие "непорочное" зачатие возникло в раннем христианстве под влиянием стоической философии, согласно которой нематериальная душа является основой праведного начала в человеке,а потому интимные отношения даже в браке являются исключительно похотью плоти, и, соответственно, воздержание от таковых является наивысшей добродетелью. Таким образом, при зачатии Иисуса никакого порока не произошло.
У Луки рождение Марией, так и оставшейся Девой, описано как «нашествие» на нее Духа Св. и «осенение» ее силой Всевышнего( Лк 1:35).
В отличие от Луки, Евангелие от Матфея фокусируется на двух моментах, непосредственно связанных с использованием двух Ветхозаветных пророчеств: первое записано в книге пророка Исайи (7:13 ) , а второе в книге пророка Михея (5:2 ).
Если сказать точнее, исполнение пророчества Исайи 7:13 описывают оба евангелиста. У Луки к Марии обращается Ангел Гавриил фактически со словами Исайи :«вот зачнешь во чреве и родишь Сына» (Лк16-31).
В Евангелии Матфея Ангел, явившись во сне Иосифу, объясняет обстоятельства, предшествовавшие беременности Марии, которая является не следствием ее неверности, а потому, что «все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит..."(Мф 1:22-23).)
Ситуация с браком Иосифа и Марии была весьма деликатной. Юная Мария, обрученная с Иосифом, покорно согласившись на рождение не от мужа ,совершила просто героический поступок. Она не могла не знать,что у обрученной девушки, забеременевшей до брака, положение было очень опасным. Согласно Закону ( Второзак.22:23-24), связь обрученной с мужчиной, не являвшимся ее женихом,коралась смертью. Если совершалось насилие, то жертву не винили, побить камнями полагалось виновника. Но как можно было применить этот закон, например, если виновник- римский солдат? А подобное случалось в то время довольно часто, и именно это мог предположить Иосиф. В любом случае , он не хотел предавать дело огласке. Однако, его желание отправить беременную Марию домой несколькими веками позже отразилось в Талмуде в виде легенды о незаконнорожденном сыне Марии и римского центуриона по имени Пантера. Отголосок этой легенды можно проследить, читая об оскорбительном ответе фарисеев Иисусу: «Мы же не от любодеяния рождены» ( Ин 8:41). Параллельно это же сообщение (уже с прямым указанием имени Иисуса) приводится языческим философом Цельсом, отрывки из которого цитируются полемизирующим с ним отцом Церкви III-го века Оригеном в дошедшем до нас трактате "Против Цельса".
Чтобы исключить подозрения Иосифа, ему должен был явиться Ангел и пояснить, что его невеста беременна от самого Св.Духа во исполнение пророчества Исайи.
НО даже после объяснений Ангела, Иосиф, взявший в жены беременную не его ребенком Марию, не стал публично провозглашать благую весть об исполнении пророчества, чтобы не привлекать внимание публичным сообщением о беременности жены от «Св.Духа». У Иосифа не было повода публично гордиться своей непричастностью к рождению сына и он, наверно , так бы и унес тайну в могилу. На людях же он вел себя как законный супруг Марии и отец Иисуса, которого все воспринимали как сына Иософа: «Не плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мария и братья его Иаков и Иосия, и Симон и Иуда? И сестры его не все ли между нами? »( Мф 13:55-56 )
Матфей и Лука проявляют удивительное отсутствие логики в одном из существеннейших вопросов христологии. Они основывают царскую родословную Иисуса как Мессии на отцовстве Иосифа, совершенно забывая, что, по их же собственной концепции непорочного зачатия Марии, Иисус не был плотью от плоти Иосифа и, следовательно, не был потомком Давида. Эту непоследовательность в столь важном вопросе можно объяснить лишь тем, что евангелисты запутались в собственном повествовании, желая во что бы то ни стало показать, что Иисус оправдывает ветхозаветное пророчество о «чудесном рождении Девой» .
По традиции, Месия должен был быть прямым потомком царя Давида. Потомство отчитывалось по мужской линии, а значит, ни о каком «непорочном зачатии» Мессии ,о его рождении не от потомка царя Давида не могло быть и речи.
Что же предсказал Марии Ангел? Из Евангелия от Луки (1:30-35) следует, что она «зачнет во чреве»; что «родит сына, которого назовут Иисус ; и что этот сын будет прославлен настолько, что его будут называть Сыном Бога, хотя, в действительности, его отцом в значении «предок по прямой линии», является Давид.
К моменту написания этих строк все три «предсказания» уже сбылись, поэтому евангелист ( и Гавриил) по существу предсказали прошлое.
Может, стОит оставить эту странную противоречивую историю о «непорочном зачатии» и принять простой и понятный факт: плотник Иосиф был истинным отцом Иисуса , которого евангелист называет «первенцем» Марии?! «Братья и сестры» Иисуса скорее всего, были от двух браков Иосифа , а может, и все они - дети Марии и Иосифа, а Иисус возможно, старший из них...
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 :ДОГМАТ О НЕПОРОЧНОМ ЗАЧАТИИ И КНИГА ПРОРОКА ИСАЙИ
5.3.Когда родился Иисус?
Известно, что исчисление, положенное в основание нашей эры , было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием. Этот расчет предполагал некоторые совершенно гипотетические данные и не совпал с датой рождения Иисуса по другим источникам.
Например,Константинопольский список консулов за 395 год относит рождение Иисуса на год консульства Августа и Силивана: («При этих консулах родился Христос в день 8-й до январских календ»). Ириней и Тертуллиан считали, что «Господь наш родился около сорок первого года правления Августа» .Евсевий говорит конкретнее: когда родился Иисус Христос, «шел сорок второй год царствования Августа и двадцать восьмой с покорения Египта»...
Перечисленные авторы указывают на 3 или 2 год до н. э., а Пасхальная хроника — на 1 год до н. э. («в консульство Лентула и Писона»).
Возможно, упомянутые писатели, как и многие другие, не названные здесь, пользовались евангельским источником, в которым содержались следующие указания:
« В пятнадцатый год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его,четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( ЛК 3:1-2).
Иоанн вскоре крестил Иисуса в Иордане; сообщается, что Иисус, «начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк 3:23).
Император Тиберий Клавдий Нерон управлял Римской империей с 14 по 37 годы. Тертуллиан и другие писатели, видимо, принимали, что Иоанн Креститель начал свою деятельность в 28 г.н.э. , в начале 29-го он крестил Иисуса, которому было около 30 лет. Отсюда следовало, что Иисус родился во 2-м году до н. э.
Согласно Евангелию от Матфея, Иисус родился во времена правления царя Ирода Великого, который умер в 4 г. до н.э. Сопоставив этот факт с утверждением Матфея, что Ирод приказал истреблять младенцев до 2 лет (Мф 2:16) , можно предположить, что Иисус родился около 5 или 6 года до н.э. Это событие как считают историки, исторически не достоверно, однако, как бывает в легендах, возрастные ограничения — «от двух лет и ниже» — приведены на каких-то основаниях. Так что вполне возможно, что когда Ирод умер, Иисусу еще не было двух лет.
Перепись населения, о которой сообщает Лука, проводилась в Иудее Квиринием только в 6 или 7 году н.э., т.е. в то время, когда Иисусу, если брать за основу версию Матфея, было уже примерно лет 10-12.
Было проведено много изысканий с целью определения даты рождения Иисуса по взаимному расположению планет на небе, которые могли бы позвать в дорогу волхвов на поклонение новорожденному Мессии (Мф.2:2). На основании расчетов положений планет немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–1630) сделал в 1603 году вывод, что Иисус мог родиться в 6 году до н. э. Однако, принцип расчета этой даты весьма условен ввиду того, что, в его основе лежат догматические соображения:ориентиром было упоминание о «Вифлеемской звезде», которая привела волхвов к Иисусу.
Традиционная дата Рождества Христова — 25 декабря была выбрана условно. Из документов следует, что только в первой половине 4 века римские христиане начали официально праздновать день рождения Иисуса 25 декабря.Этот день по всей Римской империи отмечался как праздник рождения Солнца, дата зимнего солнцестояния. Христиане в конце 2-го -начале 3-го века предсавляли Иисуса как «Свет истинный» ( Ин 1:9) и стали праздновать Его рождение в день этого языческого праздника. Анонимный сирийский писатель-христианин пишет, что «у язычников, был обычай праздновать 25 декабря день рождения Солнца ... В этих торжествах и веселии участвовали также христиане. Когда отцы Церкви заметили, что христианам эти торжества по душе, они решили в этот день праздновать Рождество Христово»..
Таким образом, мы не знаем точно, когда родился Иисус.
В заключение следует привести высказывание из Евангелия Иоанна:
«На это сказали Ему иудеи: тебе нет еще пятидесяти лет ,- и ты видел Авраама?» (8:57). Иисус не возразил и своим молчанием как бы подтвердил их слова. Может , Иоанн не случайно сказал об этих пятидесяти годах?
5.4.Вифлеем или Назарет?
О месте рождения Царя-Мессии писал за семь веков до рождения Иисуса пророк Михей:
« И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных."( Мих 5:2).
Из комментариев мудрецов на книгу Михея следовало, что «Владыкою» является Мессия, сын Давидов.Это изречение пророка толковалось в том смысле, что Мессия должен родиться в Вифлееме Иудейском, в том месте, гден родился царь Давид и поэтому евангелисты Матфей и Лука заключили, что если Иисус Мессия, то и Ему надлежало родиться в городе Давидовом : "Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?" ( Ин 7:420.
Когда Ирод Великий (74-73 г.до н.э- 4 г. до н.э.) ознакомился с Пророчеством Михея, он пожелал убить потенциального претендента на свой престол , но не зная точного мкстонахождения Младенца, устроил кровавую бойню в Вифлееме.
Христианская традиция называет местом рождения Иисуса Вифлеем, находившийся под Иерусалимом.Однако было хорошо известно, что родители Иисуса из Назарета и что в Назарете рос и воспитывался сам Иисус
Марк родным городом Иисуса называет Назарет (Мк 6:1), а о рождении в Вифлееме не сообщает ничего.
Рассказы Матфея и Луки противоречат друг другу. Согласно Матфею, Иосиф и Мария с самого начала жили в Вифлееме, где у них был дом, и прожили там два года после рождения Иисуса. Лука считает, что в Вифлеем Иосиф и Мария попали лишь ненадолго из-за римской переписи, а основное жительство было в Назарете.
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правлении Квириния Сириею, и пошли все записываться каждый в СВОЙ город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, ПОТОМУ ЧТО ОН БЫЛ ИЗ ДОМА И РОДА ДАВИДОВА, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» ( Лука, 2:1-5).
Поскольку Иисус как Мессия «должен был» родиться в Вифлееме, перепись стала причиной, по которой Иосиф повез туда семью.
При Квиринии действительно была перепись, но она была локальной ( для Иудеи, Самарии и Идумеи), а не глобальной, и произошла она в 6 г.н.э.,когда Квириний и начальствовал в Сирии. Однако, в этом случае не сходится не только харатер переписи, но и даты:к 6 году царь Ирод, при котором родился Иисус, был мертв уже 10 лет. К тому же перепись производилась по месту жительства людей, а не месту жительства их предков..
Другими словами, поскольку Иосиф и Мария, согласно Луке, жили в Назарете, они и регистрироваться должны были в Назарете. Основной целью переписи было уточнить, где и сколько народа живет, чтобы контролировать налогообложение. Луке же понадобилось создавать эти сложности, так как в Вифлееме родился царь Давид, а грядущего Мессию-Избавителя представляли как нового Давида, поэтому и ожидалось, что он родится в Вифлееме.
Таким образом, описывая рождение Иисуса в Вифлееме,Лука ошибся.Он вероятно , и не предполагал, что когда-нибудь его рассказ о рождении Иисуса в Вифлееме будет восприниматься как исторический факт. Для него, как и для других евангелистов, не было по существу четких различий между мифом и реальностью. У Луки Иисус появляется на свет в Вифлееме не потому, что Он действительно там родился, но потому, что в соответствии со словами пророка Михея , Мессия, Владыка Израиля, должен родиться в Вифлееме.
Итак, в соответствии с пророчеством, Иисус, как сообщается в Евангелии от Луки, появился на свет в Вифлееме и это Ему приносили дары волхвы…
Из всего вышесказаного можно констатировать, что Иисус не мог родиться в Вифлееме и что все утверждения евангелистов Матфея и Луки по этому поводу основываются лишь на догматических соображениях. Сверх того,утверждение Церкви, что Иисус родился 25 декаюря 1 года н.э. носят чисто условный характер, противоречащий историческим фактам.
Иисус родился скорее всего, в середине последнего десятилетия до н.э. в Галилее, в городе Назарете. Всю свою жизнь Он именовался Галилеянином и НазАреянином ( Мф 26:69, Мк 1:24; Ин 1:46, 7:41). Кроме того, Иисус именовался НазОреем, хотя Он имел к назорейству ( назирству) весьма отдаленное отношение. В ранней христианской литературе термин "назорей" стал рассматриваться как обозначение жителя Назарета, назареянина.
5.5.Бегство в Египет
Матфей вплетает в свой рассказ события, которые большинство исследователей считают неисторическими и вымышленными не в меньшей, но даже в большей степени, чем история с переписью , описанная в Евангелии от Луки.
Во второй главе Евангелия от Матфея подробно рассказывается об этих событиях и их связи с ветхозаветными пророчествами .
Царь Ирод, «встревожился», узнав о приходе волхвов с Востока, чтобы поклониться родившемуся Младенцу, Царю Иудейскому, и призвав первосвященников и книжников, получил информацию о том, что в Вифлееме, согласно пророчеству, действительно ,должен родитья Царь. Опасаясь посягательств на трон, Ирод готовится убить Младенца. Но тут вновь является Иосифу во сне Ангел и призывает его немедленно бежать с женой и Младенцем из Вифлеема в Египет от гнева Ирода, который хочет погубить Сына, и находиться там до получения новых указаний. Иосиф немедленно отправляется в Египет , а Ирод в бешенстве «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его от двух лет и ниже» (Мф 2:16).
Тут Матфей сообщает об исполнении еще двух пророчеств. Семейство пребывает в Египте до смерти Ирода , пока Ангел ( все тот же?) как и прежде, во сне является Иосифу в Египте , сообщает о смерти Ирода и велит идти в Землю Израилеву (2:20). И это также совершается «согласно пророчеству»: «из Египта воззвал Я Сына Моего»( Ос.11:1).У пророка слова эти относятся, собственно, к исходу еврейского народа из Египта, но согласно церковному толкованию: «так как избранный Богом народ еврейский был прообразом истинного первородного и единственного Сына Божия Иисуса Христа, то вывод еврейского народа из Египта послужил прообразом воззвания из Египта же Иисуса Христа.»
А в это время «Глас в Раме слышен, плач и рыдание,и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо мх нет». В избиении младенцев с Матфей видит исполнение пророчества Иеремии: «Голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание» (Иер. 31:15).
Этими словами пророк Иеремия описывал бедствия и скорбь иудейского народа, отводимого на смерть в вавилонский плен . Матфей использует это пророчество как «прообраз» гибели младенцев в Вифлееме.
И вот , наконец,Иосиф с семьей «поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророка, что Он Назореем наречется» (2:23). В последнем случае ссылку на «пророка» найти не удалось даже отцам Церкви, но наверно, Матфею она была известна.
Однако о злодействе Ирода, тщетно пытавшегося разыскать Младенца Иисуса, нет ни малейшего упоминания ни в одной иудейской, христианской или римской хронике той эпохи, хотя об Ироде Великом, царе Иудейском, самом знаменитом иудее во всей Римской империи, написано очень много.
Приказ Ирода об избиении младенцев нельзя считать историческим фактом. Даже Иосиф Флавий, подробно повествующий о жизни Ирода Великого , ни слова не сообщает о подобном злодеянии. Только отцы Церкви лишь повторяют рассказ Матфея.
Что касается личности Ирода, он был предметом всеобщей ненависти, о его преступлениях ходили самые ужасные слухи. Известно, что он казнил свою жену,тещу, трех сыновей и многих других родственников. Последние годы его жизни были непрерывной цепью жестокостей и кровопролитий. В этой атмосфере могла сложиться легенда об избиении младенцев. Можно даже указать истоки этой легенды. В этом может «помочь» сам Матфей, который всегда заботился, чтобы все рассказанное им было как бы исполнением пророчеств Ветхого Завета. Выше приведен пример, когда скорбь матерей, у которых Ирод убил младенцев, Матфей описывает словами иудейских матерей, оплакивающих судьбу своих детей, угнанных Навуходоносором в Вавилонию в 586 г до н.э (Иер 31:15).
В истории с избиением младенцев явно прослеживается аналогия с похожим ветхозаветным сказанием о рождении Моисея. Иисус-это «второй Моисей» . Согласно библейской легенде, фараону приснился сон, который волхвы истолковали как предостережение о том, что Египту грозит смертельная опасность со стороны еврейского ребенка. Тогда фараон велел убивать всех еврейских детей мужского пола, но Моисея удалось спрасти .
То. что Матфей в своем повествовании о бегстве в Египет родителей Иисуса имел в виду именно бегство Моисея ( Исх 2:15), следует из того, что возвращение Иосифа после смерти Ирода обЪясняется таким же выражением, как и возвращение Моисея после смерти фараона : «И сказал Господь Моисею в земле Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих и, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую» ( Исх 4:19.20) . У Матфея: « И говорит (Ангел Господень):встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» ( Мф 2:20) . Матфей по-видимому считал, что если «избранный» народ вышел из Египта, то и Мессии надлежало также выйти из Египта. В этом он видел осуществление пророчества : «Из Египта вызвал сына Моего» . Хотя под «сыном» пророк подразумевал не Мессию, а Израильский народ, у Матфея Бог через Ангела вызывает Иисуса из Египта….
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что вся история о бегстве Св. Семейства в Египет является не историческим фактом, а богословской конструкцией.
..................
Современные историки располагают обширными материалами, позволяющими воссоздать до подробностей политическую и религиозную жизнь Палестины начала 1 века. Сюжет об истреблении невинных младенцев ни в одной книге Нового Завета не упоминается.
Легенда об убийстве «невинных» отражает проблемы престолонаследия Ирода и казнь в этот период времени троих его сыновей. Несомненно также стремление христианских авторов показать, что именно Иисус был истинным царём Израиля, сменившим «злого» Ирода. Благодаря этому рассказу из Нового Завета, Ирод запечатлен , особенно в средневековый период, как любимый пример крайне жестоких действий, хотя о казни его собственных детей здесь едва ли можно найти достоверное свидетельство.
Профессор , историк В.Л. Вихнович ,автор книги, посвященной жизни последнего иудейского царя Ирода Великого (73-4 гг. до н.э.), имя которого в связи с упоминанием в евангельском предании казалось бы неразрывно связано с негативной характеристикой: «царь-злодей», сообщает, что реальная судьба исторического царя Ирода поистине уникальна. При его правлении Иудейское царство достигло вершин иудейской государственности, превзойдя библейские царства Давида и Соломона.Он пишет:
«Избиение младенцев" — это всё, что большинство людей когда-либо слышали об Ироде Великом, а о живучести легенды свидетельствует количество европейских произведений искусства, которые посвящены этой теме …Ясно, что это не подлинная история, а миф или народное сказание".
Между тем, кроме Евангелия, нет ни одного источника, подтверждающего это массовое детоубийство. Без санкции Рима Ирод даже заговорщиков казнить не мог, что ж говорить о невинных младенцах… Царь умер в 4 году до н. э., то есть до рождения Христа, и просто не мог затеять резню, чтобы Его уничтожить.
Легенда об убийстве младенцев возможно, отражает смерть трех сыновей на фоне кровавых расправ с другими родственниками и врагами. Скорее всего, эти трое сыновей и превратились в тысячи убитых младенцев .
Многие, и особенно фанатичные зилоты, были недовольны Иродом: его приверженностью эллинизму и сотрудничеством с ненавистным Римом . Более всего грязи они вылили на этого правителя уже после его смерти. На этой почве и могли появиться сказания о психопатичном параноике, который убил 14 тысяч вифлеемских младенцев.В этой связи примечательно сообщение римского поэта Макробия (нач. V в.), как бы смешавшего историю с евангельскими рассказами: "Ирод, царь Иудеи, велел перебить в Сирии мальчиков в возрасте до двух лет, и между убитыми оказались его сыновья" .
Легенда пошла из Евангелия от Матфея , который писал, что Ирод услышав о словах пророка Михея: «родился в Вифлееме «вождь, который упасёт народ мой Израиля», начал искать младенца, ибо посчитал его своим конкурентом за власть, и в безумии велел «избить всех младенцев и во всех пределах его, от двух лет и ниже». Других источников, которые подтверждали бы описываемые Матфеем события, нет.Об этом ни слова не сообщает ни Иосиф Флавий, который очень подробно описывает время правления Ирода, ни один другой исторический документ, а также самое раннее Ев Марка .Однако евангельская легенда была такая яркая и столь важная для христиан как часть повествований о Рождестве, что стала неотъемлемой частью Библии.
Историки судят об этом "событии" однозначно : имя Ирод стало нарицательным и опорочено как злодейское абсолютно незаслуженно.
Царствование Ирода Великого действительно отметилось всевозможными жестокостями, но такого из ряда вон выходящего случая не было.
В этой связи примечательно сообщение римского поэта Макробия (нач. V в.), как бы смешавшего историю с евангельскими рассказами: "Ирод, царь Иудеи, велел перебить в Сирии мальчиков в возрасте до двух лет, и между убитыми оказались его сыновья"
Сказания о рождении и детстве Иисуса в первоисточниках выглядят совершенно легендарными и, помимо того, страдают явной несогласованностью.
Прочитав Евангелие от Матфея, община узнавала, что родители Иисуса изначально жили в Вифлееме (а не в Назарете), отца Иосифова звали Иаковом (1:16), Иисус был зачат непорочно и родился в Вифлееме,
Прочитав Евангелие от Марка, община узнавала, что Иисус, вероятно, был зачат естественным способом и родился в Назарете (6:1),
Прочитав Евангелие от Луки, община узнавала, что родители Иисуса изначально жили в Назарете, отца Иосифова звали Илием (3:23), Иисус был зачат непорочно и родился в Вифлееме,
Прочитав Евангелие от Иоанна, община узнавала, что Иисус был зачат естественным способом и родился в Назарете (1:45-46; cp. 7:41-42), спустя какое-то время путем некоторой эманации произошло слияние сущностей божественного Логоса и человека Иисуса...
Рассказы о рождении и раннем детстве имеются только в Евангелиях от Матфея и Луки. Тот факт,что о детстве Иисуса не говорит Евангелие от Марка, которое является наиболее ранним из Евангелий и которое послужило одним из источников Матфея и Луки , обусловлен вероятно, тем, что именно у Марка в наибольшей степени сохранилась структура первоначального сказания об Иисусе, того сказания, которое вышло из Палестины, из среды непосредственных учеников Христа, где ничего об "избиении" не было известно.
Не найдя в своем источнике, Евангелии от Марка , рассказа о ранних годах Иисуса, Матфей восполнил недостачу, воспользовавшись, очевидно, популярным в его общине сказанием о поклонении новорожденному Иисусу "волхвов с востока", о ревности и коварстве царя Ирода, избиении младенцев Вифлеема и бегстве семьи Иисуса в Египет.
Спасение младенца царского рода (и будущего царя) от жестокого и ревностного к своей власти правителя - один из излюбленных сюжетов фольклора и эпоса многих народов. Подобным образом составлены легенды о рождении и детстве Ромула и Рема, и др древних царей Нет ничего удивительного в том, что христианские сказители применили этот сюжет и к Иисусу Христу.
Рассказ о бегстве и возвращении Святого семейства из Египта является типологической параллелью ветхозаветной истории Иосифа Прекрасного, оказавшегося в Египте, переселения к нему затем его братьев и отца Иакова и исхода евреев из Египта под предводительством Моисея. Отсюда и приведенная Матфеем цитата из книги пророка Осии: "Из Египта воззвал Я Сына Моего" (2:15). Осия же понимал под сыном Божиим Израиль на заре его истории: "Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего" (11:1).
Предпринимались многочисленные попытки соглаовать версии о рождении и раннем детстве Иисуса у Луки И Матфея. В целом выработалась следующая схема. Благовещение происходит в Назарете (Лука), рождение Иисуса - в Вифлееме (Матфей, Лука), там же к новорожденному приходят пастухи (Лука) и волхвы (Матфей), оттуда Иосиф и Мария отправляются в Иерусалим для совершения обрядов над младенцем-первенцем (Лука), затем происходит бегство в Египет (Матфей), возвращение в Назарет (Матфей, Лука) и, наконец, посещение 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма (Лука).
Такая схема страдает неувязками. Напр., по Матфею, Святое семейство бежит из Вифлеема в Египет, спасаясь от Ирода, а у Луки сказано, что оно "по прошествии восьми дней" появляется в Иерусалиме (2:22), то есть едва ли не на глазах у кровожадного царя...
Свидетельство о публикации №224102001638