Хаос вездесущий
ХАОС ВЕЗДЕСУЩИЙ
ЧТО ЕСТЬ ХАОС?
ЧТО НАЗЫВАТЬ ХАОСОМ?
ХАОС «ОТ МАТЕМАТИКИ»
ХАОС «ОТ СИНЕРГЕТИКИ»
ЧТО НЕ ТАК В НАУЧНОЙ ТЕОРИИ ХАОСА?
ВСЁ ЕСТЬ СИСТЕМА…
ЧТО РАССМАТРИВАЕТ СОК?
СКЛОННОСТЬ СИСТЕМЫ К ПЕРЕХОДУ В ХАОС
НЕСООТВЕТСТВИЕ МОДЕЛИ
НОВЫЕ МЫСЛИ О ХАОСЕ
НАЧАЛО ПОНИМАНИЯ ХАОСА
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ХАОС
ХАОС – СВОЙСТВО ЧАСТИ ЦЕЛОГО
«АНТИХАОС»
МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ХАОСА
ХАОСЫ, СКОЛЬКО ИХ?
ПОНИМАНИЕ «ДВИЖЕНИЯ ПО КРОМКЕ ХАОСА»
ЧЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ХАОСЫ?
СЛУЧАЙНОСТЬ
СВЯЗЬ ХАОСА И СЛУЧАЙНОСТИ
ПОТОК СЛУЧАЙНОСТЕЙ
ТАК ЧТО ЖЕ ЕСТЬ СЛУЧАЙНОСТЬ?
СВОЙСТВА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ХАОСА
ЛОКАЛЬНОСТЬ, КАК СВОЙСТВО ЦЕЛОСТНОСТИ
РАЗНООБРАЗИЕ
ПРИТЯЖЕНИЕ
ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ПОДВИЖНОСТЬ
УПРАВЛЯЕМОСТЬ
ДИСКРЕТНАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Всё понимание человека построено на идеях.
А уж наука… в первую очередь.
Но любая идея всегда немного идеализирована. Это же обобщенный вариант выражения мечты. С другой стороны, другого-то варианты движения мысли вперед у нас нет. Сначала идея, потом она конкретизируется до гипотезы, потом до теории…
И вот, это уже научно обоснованная картина реальности.
Но, реальность, основанная на пониманиях первичной идеи.
Потом будет новая идея, которая, может быть, приведет к новой реальности понимания. Конкретизирует это понимание или создаст новое обобщение.
Получается, что мы постоянно моделируем свое понимание реальности и развиваем его в сторону очередной модели.
Пример?
История понятия «Большого Взрыва».
Эта история начала свое развитие в начале прошлого века с исследований астронома Эдвина Хаббла. «В 1929 году исследование Хаббла об увеличении расстояний между галактиками показало, что вселенная расширяется, и этот факт лег в основу теории Большого взрыва». {1}
Бельгийский священник, астрофизик, космолог и математик Жорж Леметр разработал «гипотезу о том, что Вселенная когда-то должна была иметь начало и что она расширилась из одной малой частицы, которую он назвал «первоначальным атомом»». {2}
Далее из другого источника:
«…название «Теория большого взрыва» было придумано в шутку. Английский астроном сэр Фред Хойл, … в 1949 году его пригласили на радио для объяснения своей точки зрения на существование Вселенной. И вот, издеваясь над теорией Большого Взрыва, название которой тогда состояло из 15 слов, он произнес «Big Bang», описывая тот невозможный, по его мнению, сценарий развития Вселенной». {3}
В результате мы имеем теорию Большого Взрыва, научно отвечающую на вопрос о «расширяющейся Вселенной», но не имеющую ответа на простой дилетантский вопрос: Где происходил этот Большой Взрыв «первоатомов» около 14 млрд. лет назад по сегодняшнему вселенскому времени?
Вопрос поставлен даже не вчера, но ответа на него в ближайшее время не будет. А задуматься он заставил… о локальности нашего Мира.
О том, что там, за его пределами…?
Я вспомнил об этом только для того, чтобы вспомнить о больших проблемах в научной философии. Она готова взять за основу дилетантскую идею, только потому, что идея наглядно демонстрирует понятную всем картинку Начала Мира.
Но, где же научная непротиворечивость?
Мне кажется, что между научной и исторической философией образовался большой разрыв понимания. Философы не понимают ученых и не могут обобщить их идеи в понятные образы. В свою очередь ученые почти не обращают внимания на философские понимания развития мировой науки.
Всё взаимопонимание застряло где-то в основах.
Примерно такое ощущение возникло у меня, когда я попробовал разобраться с пониманием хаоса и случайности.
ЧТО ЕСТЬ ХАОС?
Например, у философов Древней Греции хаос в мифологии понимался как изначальное состояние мира, некая «разверзшаяся бездна» из которой возникли первые божества. Из этого Демиург сотворил Космос, с его гармонией и порядком вещей. В раннехристианские времена слову «хаос» стали приписывать значение беспорядка. Сегодня, в обыденном смысле хаос так и понимают, как беспорядок, неразбериху, смешение.
Математика видит хаос в другом…
«В математике хаосом называется апериодическое детерминированное поведение динамической системы, крайне чувствительное к начальным условиям. Бесконечно малое возмущение граничных условий для хаотической динамической системы приводит к конечному изменению траектории в фазовом пространстве. Изучается математическими средствами теории хаоса». https://ru.wikipedia.org/?curid=51202&oldid=135064868
Итак…
Хаос – это:
Общепринятое понимание – беспорядок, неразбериха, смешение;
Древнее философское понимание – начальное состояние Мира;
Математическое понимание - апериодическое детерминированное поведение
динамической системы, крайне чувствительное к начальным условиям.
Если же более конкретно, то…
Общепринятое и философское понимание хаоса – состояние.
Математическое - поведение.
Таким образом…
Классическая философия принимает за хаос результат какого-то процесса, а математика - моделирование процесса создания хаоса от начала до результата.
Сегодня современная философия идет по пути науки и моделирует хаос как процесс с конечным результатом. Уже есть теория «управляемого хаоса», «цветных революций», а как один из приемов «расширения понимания реальности» - «окна Овертона» и т.д.
Ну, хорошо…
Нам это пока понимания не добавляет, но выводит на кое-какие мысли…
ЧТО НАЗЫВАТЬ ХАОСОМ?
Какой-то беспорядок, бессистемность, случайное разнообразие.
Что здесь важно?
Это понимание может относиться ко всему. Если это так, то мы имеем дело с философской категорией.
Понятие «хаос» сравнительное, по отношению к «порядку». Тут мы уже имеем дело с философской логикой.
Хаос может быть только локальным и происходить в каком-то едином обобщении, как часть этого обобщения.
И тогда…
«Хаос» - философская категория, определяющая стадии или состояния любого конкретного Целого и его способа Бытия.
Здесь возникают логические ограничения применения понятия «хаос».
"Хаос» применим только к состоянию какого-то «Целого».
«Хаос» применим только к существующим объектам рассмотрения.
Где Целое, это … сложно.
«Одно из первых определений целого принадлежит Аристотелю: «Целым называется (1) то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также (2) то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно». Категории Ч. и Ц. определяются посредством друг друга: часть — это элемент некоторого целого; целое — то, что состоит из частей.
Со времен античности проблема соотношения Ч. и Ц. не только обсуждалась в философии, но в той или иной форме возникала во многих сферах науки и даже общественной жизни. В философии эта проблема формулировалась в самом общем виде: что является более фундаментальным, исходным, важным — целое или его части?
… Важнейшие из этих антиномий таковы:
1) тезис: целое есть не более чем сумма своих частей; антитезис: целое есть нечто большее, чем сумма его частей;
2) тезис: целое познается через знание его частей; антитезис: знание целого предшествует познанию его частей;
3) тезис: части предшествуют целому; антитезис: целое предшествует своим частям.
Филос. позиция, сводящая целое к его частям и рассматривающая свойства целого только как сумму свойств его частей, получила наименование меризма (от греч. meros — часть). Противоположная позиция, подчеркивающая несводимость целого к его частям, обретение целым новых свойств по сравнению с его частями, называется холизмом (от греч. holos — целый)». https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1358/Часть
Мы из всего этого зафиксируем, что понятие «хаос» применимо лишь к объектам сложной структуры или множествам с качествами Целого.
Из этого определения есть поразительные следствия:
Хаос создают части в составе Целого.
Целое всегда локально в своих ограничениях.
Хаос – одно из состояний Порядка и наоборот, Порядок, одно из состояний Хаоса.
Мы постараемся эти очевидные следствия применить в дальнейшем…
Далее...
Если посмотреть историю понимания хаоса в философии, то складывается впечатление, что она уже закончилась. Было только древнейшее понимания «начала Мира», потом «беспорядка»….
И всё.
Далее немного поработала логика, выстроив пару противоположностей «хаос – порядок», как систему связанных понятий. И тоже на этом закончила.
Потом за дело взялась математика.
Полный текст доступен в формате PDF (1814Кб): https://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/5697-nk.pdf
Свидетельство о публикации №224102001718