Безотрывное или отрывное письмо?

В этой статье речь пойдет не вообще о том, какое письмо должно быть со слитным написанием букв или с раздельным, а о методике обучения, в которой рекомендуют в начальной школе сразу обучать писать письменные буквы и слова безотрывно.

Впервые о том, что безотрывное письмо не способствует выработке красивого почерка и провоцирует на орфографические ошибки, я прочитала в кн. Садовниковой "Нарушение письменной речи у младших школьников"  (М.,1983).

На защите своей диссертации в 2004 году я об этом говорила. Но прошло уже более 30-и лет с написания книги, а методику безотрывного письма все еще применяют.

Автором методики безотрывного письма является Илюхина В.А., методика ее называется "Письмо с секретом". В этой методике много полезного и по ней можно прекрасно обучать детей, только, если исключить безотрывное письмо и заменить его на отрывное.

Благодаря методике безотрывного письма у детей стали появляться нелепые ошибки. Ко мне на семинар пришла логопед, которая не могла понять, что происходит с ее сыном. Почему он постоянно несколько раз обводит букву О?

Первое, что я спросила: "По какой методике он обучается?" Ответ: "По методике Илюхиной".
Какой совет мне пришлось дать?
—- Остановите ребенка, научите его писать отрывно.
Как учитель объясняет, что такое безотрывное письмо? Это значит отрывать руку от письма нельзя и останавливаться нельзя.

А теперь представьте: пишет ребенок букву О  и ему нужно подумать, какая следующая буква, чтобы определить, нижнее соединение писать или верхнее, но останавливаться ведь нельзя, и ребенок, пока думает, обводит эту букву еще раз.  Допустим, другие дети просто думают не отрывая руки, но при этом они делают остановку, чтобы подумать, какую следующую букву писать, но тогда, зачем нужно это безотрывное письмо, когда быстрого письма все равно не получается. А те дети, которые не задумываются, они чаще делают пропуски букв.

Из-за того, что приходится писать без отрыва, чаще происходит сильный зажим ручки, рука быстрее устает.
Первокласснику очень трудно выполнять сразу несколько заданий: вспоминать правильное написание буквы, анализировать состав слова и при этом писать без отрыва.

Это тоже самое, как при проверке чтения требуют за одну минуту читать вслух без ошибок, быстро, выразительно и понимать, что прочитал. Совершенно взамоисключающие и неправильные требования.

Как при чтении нельзя требовать скоростного чтения на первых этапах обучения, потому что ученик не будет успевать вникать в смысл читаемого, так и при письме требовать вначале быстрого (безотрывного) письма нельзя (а именно к этому стремится безотрывное письмо).


Рецензии