Нерчинск есть ли будущее у Старого города?

(в соавтростве с А.В. Константиновым)

Нерчинску – одному из старейших городов Сибири посвящено громадное количество разноплановых изданий. В настоящее время интерес к нему не ослабевает, о чём свидетельствуют многочисленные публикации. В их числе отметим статьи в «Энциклопедии Забайкалья» и особенно отдельное издание - «Нерчинск», вышедшее в альбомной серии этой энциклопедии, посвящённой городам Забайкалья [Нерчинск, 2013].

Возросший интерес к истории Нерчинска, как научный, так и образовательный и  просветительский связан с активизацией туризма и, прежде всего, с повышенным вниманием к нему со стороны государства. В настоящее время город стал доступнее: кроме расположенной рядом с ним Транссибирской магистрали, автотрасса «Амур» позволяет почти беспрепятственно доставлять сюда туристические группы. В Нерчинске туристы знакомятся с городской архитектурой  ХIХ в. и, прежде всего, с её наиболее выразительным образцом -  отреставрированным дворцом золотопромышленника М.Д. Бутина, в котором  располагается краеведческий музей с экспозицией по истории города в том числе. Поездка из Нерчинска в  с. Калинино (бывшее Монастырское) даёт возможность осмотреть  старейший каменный храм за Байкалом - церковь Успения Пресвятой Богородицы  (1712 г.); сейчас идёт её реконструкция. Существует мнение, что именно на этом месте, напротив устья Нерчи, находился «малый осторожек», построенный в 1653 г. М. Урасовым по приказу П.И. Бекетова.
   
В стороне от главного экскурсионного маршрута оставался (остаётся до сих пор)  «Старый город» – так нерчинцы (в прошлом нерчугане) называли  историческую территорию города, где он располагался с середины ХVII до начала ХIХ вв.). Этот участок находится в восьми километрах  от современного города на острове, образованном Нерчой и её протокой, непосредственно перед впадением в Шилку. Сейчас на этом месте с. Михайловское (Михайловка). Именно здесь происходили важные для Забайкалья исторические события и факты, имевшие также всероссийское и всемирное значение. В их ряду – сооружение  в разные годы острогов и их укреплений (А.Ф. Пашковым, Ф.А. Головиным, Ф.И. Соймоновым), заключение Нерчинского договора с Китаем, формирование торговых караванов и дипломатических миссий, деятельность Нерчинской секретной экспедиции  и т.д.
Как известно, построенный на острове острог (и развившийся затем город) подвергались периодами наводнениям, что послужило причиной его перемещения на новое место выше по Нерче, на Сажиков яр (начало ХIХ в.). Посетивший в 1820 г. Нерчинск сибирский генерал-губернатор М.М. Сперанский отметил, что на прежнем месте находятся лишь отдельные полуразрушенные строения и каменная Троицкая церковь постройки 1720 г. Село Михайловское, развившееся здесь позже, по прежнему имеет островное положение и поэтому периодически оказывается отрезанным от «большой земли» наводнениями.  В этом случае единственный путь сообщения с ней у сельчан – это подвесной пешеходный мост через Нерчу к станции Приисковая, где находятся школа и магазины.  А единственное напоминание о прежнем городе  - это внушительное кирпичное скопление – всё, что осталось от взорванной в 1930-х гг. Троицкой церкви.
      
В то же время в соседнем регионе – Амурской области проведены большие работы по изучению и реконструкции Албазинского острога, история которого тесно связана с Нерчинском. Сейчас Албазин - своеобразный символ Амурской области. Вот уже почти 40  лет недалеко от Иркутска, у истока Ангары, действует музей под открытым небом «Тальцы» с объектами острожной архитектуры.  В Красноярском крае за десять лет до 400-летия Енисейска стали готовиться к юбилею (отмечался в 2019 г.), получив значительную государственную поддержку. Здесь были проведены археологические раскопки, осуществлена реставрация двадцати исторических зданий, построена набережная, поставлен памятник основателям Енисейска. А сам юбилей с просветительскими мероприятиями, а также и с научной конференцией стал событием российского масштаба. Заметим, что именно енисейскими казаками был заложен Нерчинский острог [Албазинский острог, 2019;  Енисейская Сибирь, 2019]. Можно еще привести массу примеров достойных юбилейных дел в Сибири. В Забайкальском крае, как правило, о каком-либо историческом юбилее вспоминается лишь за пару месяцев накануне или когда он минует, причем, если придёт указание сверху. 
Несмотря на то, что «Старый город» в списке экскурсионного посещения, на деле экскурсоводы его обходят стороной. Хотя именно он должен быть особым объектом показа. Что же для этого надо сделать? Необходимы дополнительные археологические исследования старого Нерчинска, т.е. раскопки на территории села и в его окрестностях. Первая попытка установить места расположения разновременных острогов предпринята археологом А.Р. Артемьевым. В 1991, 1992 и 1997 гг.  он во главе экспедиций Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН проводил здесь раскопки. Прежде всего, было установлено, что в целом распространение культурных остатков связано с территорией села.  В  северной его части на свободной от застройки площадке было вскрыто 440 кв. м. Исходя из анализа материала Артемьев пришёл к выводу, что изучен участок острога, построенного Ф.И. Соймоновым во второй половине ХVIII в. [Артемьев, 1999, с. 61]. Полученные материалы были переданы в Нерчинский краеведческий музей, демонстрируются в экспозиции.

В 2019 г. памятник исследовался археологическим отрядом Забайкальского регионального отделения ВОО «Русское географическое общество» совместно с Забайкальским государственным университетом (ЗабГУ) под руководством А.В. Константинова. К изучению привлекались ООО «Красноярская геоархеология», Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН и Нерчинский краеведческий музей. Установлено, что вокруг села без согласования с органами охраны историко-культурного наследия в 1990-е гг. после очередного наводнения была построена дамба, которая частично наложилась на земляные  бастионы ХVIII в. На памятнике регулярно «работают» черные археологи, разрушающие культурный слой, нанося урон археологической науке.

Сотрудниками ООО «Красноярская геоархеология» (Л.Л. Галухин, Е.М. Левачева, М.В. Михайлова) составлена топографическая карта с. Михайловка. На карту нанесено местоположение земляных  бастионов,   раскопов 1990-х гг. Артемьева, по построенной дамбе определены границы объекта археологического наследия (Константинов, Оленченко, 2019; Константинов, Константинова, 2019). С данной топографической картой и полученными космоснимками проводилось сравнение планов Нерчинска, составленных в ХVIII в. картографами С. Немцовым и М.И. Татариновым. В результате их наложения установлена локализация острогов и их построек на территории современного села. В результате с долей вероятности становится известно, какие современные сельские усадьбы расположены на местах тех или иных острожных объектов (например, воеводская изба, пороховой погреб, амбар и др.). Тем не менее, исторические и современные карты имеют расхождения в результате последующей хозяйственной деятельностью (строительство и реконструкции железной дороги, устройство автомобильного моста через Шилку и  дамб). Все это привело к изменению устья Нерчи: вместо ранее существовавшей речной дельты сейчас единое русло.
 
В 2019 г. на территории села заложено два раскопа. Первый, размерами 2 ; 7 м, - на свободной площадке, южнее остатков Троицкой церкви. Выявлена стратиграфия памятника (почвенный слой,   аллювиальные отложения, галечник),  мощность отложений составила  0,9 м. Культурный слой (до 0,4 м) связан с почвой, зафиксировано большое число находок. По результатам геофизических исследований на этой площадке, проведенных под руководством В.В. Оленченко, выявлен перспективный участок для дальнейших раскопок. Культурный слой, исходя из характера находок и местоположения раскопа, датируется второй половиной XVIII в. Другой раскоп, размерами 2 ; 6 м, был заложен на территории заброшенной усадьбы, в 170 м от остатков церкви. Здесь обнаружено лишь несколько фрагментов керамики. Видимо, раскоп попал на межострожное пространство.

В настоящее время наибольший интерес представляет тыновой острог,  построенный в 1658 г. А.Ф. Пашковым, а затем обновлённый (рубленый) в 1689 г. Ф.А. Головиным после  заключения Нерчинского договора. Он находится в южной части острова  у пешеходного моста через Нерчу. Здесь фиксировался подъёмный материал, в числе которого, например, оказалась  находка, которая археологом Ю.С. Орловым во время научной экскурсии была определена как пластинка от куяка – тунгусского доспеха  (найдена Н.Н. Константиновой). Ряд сельских усадеб в этой части села заброшены, что позволяет провести здесь раскопки с целью изучения первого Нерчинского острога, о котором на деле мало что известно.
 
Известно, что переговоры с китайской делегацией и само подписание Нерчинского договора происходили на некотором удалении от стен острога, где были поставлены посольские шатры. Единственно возможное направление в этом случае от острога – восточное. Сейчас в эту сторону по пойме тянутся сельские выпасы для скота. На наш взгляд, следовало бы  обозначить это место, своей исторической ролью вызывающее постоянный интерес, каким-либо памятным знаком с упоминанием об исторических персонах, участвовавших в этом событии. Он в свою очередь  мог бы стать ещё одной достопримечательностью и своеобразным брендом Забайкальского края.
 
Наиболее удачным, в свете развития исторического туризма, стала бы музеефикация Нерчинского острога: воссоздание его элементов в виде тыновых и рубленых стен, угловой и проезжей башен (в том числе с «боевыми» часами). Хочется, чтобы это не оставалось благой мечтой… Как показывает практика, такое решение возможно лишь с проявлением политической воли. Пример - восстановление церкви в с. Калинино. Разумеется, всё это требует, прежде всего, усилий  краевой администрации, соответствующих министерств, научных и проектных организаций. Такой историко-археологический комплекс может стать филиалом Нерчинского краеведческого музея, который готов принять участие в этой работе. Кстати, и жители «Старого города» ожидают положительного решения поставленной проблемы, ведь туристические дивиденды принесут им, может быть и не процветание, но хотя бы житейское благополучие. Поэтому мы вправе поставить вопрос – есть ли будущее у «Старого города»? Или оно, ожидаемое, останется только в мечтах. 

      Источники и литература

Албазинский острог: История, археология, антропология народов Приамурья / Отв. ред. А. П. Забияко, А. Н. Черкасов. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. 348 с.
Артемьев А. Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII–XVIII вв. Владивосток : Изд-во Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, 1999. 336 с.
Енисейская Сибирь в истории России (к 400-летию г. Енисейска). Материалы Сибирского исторического форума. Красноярск, 23–25 октября 2019 г. Красноярск: ООО «Лаборатория развития». 2019.  461 с.
Константинов А. В., Оленченко В. В. Археогеофизические исследования на территории Нерчинского острога // Записки Забайкальского отделения Русского географического общества. Т. 136 , Чита : изд-во ЗабГУ, 2019. С. 49-57
Константинов А. В. Археологические работы на территории церкви Успения Пресвятой Богоро¬дицы в селе Калинино Забайкальского края // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 4. С. 125–136.
Константинов А. В., Константинова Н. Н. К истории Нерчинского острога (историко-археологический аспект) // Енисейская Сибирь в истории России (к 400-летию г. Енисейска). Материалы Сибирского исторического форума. Красноярск, 23–25 октября 2019 г. – Красноярск : ООО «Лаборатория развития», 2019.  С.181–184.
Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита : ЗабГУ, 2013. 342 с.  (Альбомная серия «Энциклопедия Забайкалья»)


Рецензии