Хоровод вокруг Тургенева
Это третий раз, когда я возвращаюсь к Тургеневу и его знаменитому стихотворению в прозе «Русский язык». В прошлые разы я писал, что, знакомя в школе учеников с этим произведением, учителя всегда обращают внимание на слова «о великий, могучий, правдивый и свободный русский» и «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И разбирая стихотворение стараются шмыгнуть мимо слов «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины» и «Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?»
Я еще в прежней статье задался вопросом, что же вызывало «тягостные раздумья о судьбах родины» и почему Тургенев боялся «впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома», Что такое там совершалось? Я обратил внимание читателей, что стихотворение написано в 1882 году. Недолгое время после убийства Александра Второго и восшествия на престол Александра Третьего. С этим восшествием политика страны отвернулась от либеральных реформ и повернулась к поискам национальных традиций. Начали с репрессий против революционных организаций, народников. Потом коснулись либеральных деятелей. Наступило время реакции. Вот Тургенев, которого нельзя назвать реакционером, и предавался тягостным раздумьям о судьбах родины. Все понятно.
Но недавно, просматривая в интернете материалы по Тургеневу за этот период, я наткнулся и на другое направление внутренней политики властей. Репрессии коснулись не только революционеров и либералов, но и евреев.
Но почему? Кто-кто. а евреи ну никак не были народниками и либералами. В те годы евреи России в основной массе представляли забитую полунищую массу. Жили они в основном в черте оседлости. В маленьких местечках. Были придавлены массой притеснений. И эти притеснения были оформлены документально. Евреи были ограничены местом проживания, были поражены во многих других правах. Не появлялось в их среде каких-либо оппозиционных политических организаций. И несомненно, никакой опасности в смысле борьбы за гражданские свободы и ниспровержение режима не представляли.
Но царь поставил на антисемитизм. Почему? Во-первых, его наставником был Победоносцев. Он преподавал законоведение наследнику престола будущему императору Александру III. Победоносцев был убежденным идейным антисемитом.
Цитата из Википедии:
«После воцарения в 1881 г. на престоле императора Александра III Победоносцев, в силу исключительного влияния на нового царя, играл основную роль в проведении реакционного курса его царствования. Победоносцев — автор манифеста 29 апреля 1881 г. об укреплении самодержавия. Победоносцев проводил политику русификации и насаждал православие среди народов империи. Особенно нетерпимым было его отношение к евреям. Победоносцев был вдохновителем самых жестоких антиеврейских мероприятий Александра III, таких, как введение «Временных правил» (1882), процентной нормы (1887), устранение евреев от участия в выборах в органы земского самоуправления (1890). И получил прозвище «русский Торквемада»
Цель своей антисемитской деятельности он определил следующим образом: «Одна треть вымрет, одна выселится, одна треть бесследно растворится в окружающем населении».
Но помимо влияния личности Победоносцева царь сам осознавал, что патриотизм сплачивает и вдохновляет народ. патриотизм поднимается во время войны за отечество. А если нет такой войны. Можно кинуть лозунг войны с внутренним врагом. Евреи на роль внутреннего врага очень подходили. И если раздувать патриотизм, несомненно вырастет шовинизм - возвеличивание собственного народа и презрение к остальным. А третьей ступенькой идет антисемитизм. Потому что антисемитизм это самая простая самая безопасная форма национальной вражды. Как писал Высоцкий, «на их стороне хоть и нету законов, поддержка и энтузиазм миллионов». И он писал там же «так это ж такое везение, братцы, теперь я спокоен. Чего мне бояться?» Бояться воистину нечего. Тем более новый царь ввел новые законы.
«О порядке приведения в действие правил о евреях» (более известны как «Временные правила», «Майские правила»)— От 3 мая1882 года. Документ резко ограничивал права еврейского населения
После убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881 года, в 166 населенных пунктах Российской империи произошли еврейские погромы, тысячи еврейских домов были разрушены, много еврейских семей лишилось имущества, большое число мужчин, женщин и детей было ранено, а некоторые были убиты. Попустительская политика властей сочеталась с массовыми слухами о том, что существует правительственное указание бить евреев.»
Заметим, что в этой цитате не написано, что правительство являлось организатором погромов. Они возникали стихийно по зову сердца. Раз убили царя-батюшку, то кто виноват, как не евреи. Продолжим цитату.
« В соответствии с «временными правилами» евреям в черте еврейской оседлости запрещалось впредь: а) селиться в сельской местности; б) приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов и арендовать земельные угодья; в) торговать в воскресенье и в христианские праздники.
В дальнейшем эти ограничения менялись и дополнялись центральными властями. Так, в 1887 году евреям, жившим в деревнях, запретили переезжать из одной деревни в другую.»
Конец цитаты.
А вот передо мной и материальное подтверждение - бутылка вина Кармель. В России я такого в магазинах не видел. но в Европе - пожалуйста. Вино называется по имени горы Кармель. Название имеет длинную историю. Когда-то в пещерах на склонах горы жили отшельники. Потом их сменили католические монахи- кармелиты. Монахи имели виноградники на склонах горы и делали вино.
Цитата из Интернета
«Винзавод Кармель — это самая старая винодельня Израиля. Он был основан в 1882 году с помощью барона Эдмона де Ротшильда, владельца Шато Латиф [Chаteau Lafite] в Бордо. Тогда это было объединение (товарищество) двух виноделен в Ришон Ле-Цион (первые на Сионе) и Зихрон Яаков ( в память Якова. Так звали отца Эдмона Ротшильда.»
Завод основан в 1982 году теми самыми переселенцами из России, которых заставили сняться с насиженных мест указы Александра Третьего.в результате эти немногие - первых энтузиастов было тридцать человек, - оказались в Плаестине. И Ротшильд дал денег на их обустройство при условии, что те будут заниматься виноделием и продавать вино ему. Ротшильд продавал это вино в Европе. Это в результате оказалось выгодным предприятием.
Так что отягощало Тургенева, когда он писал свое стихотворение в прозе? Его беспокойство вызывало только наступление реакции на свободомыслящую часть населения. Или вдобавок его волновала судьба евреев? Для ответа нужно знать биографию и взгляды писателя.
До сих пор стихотворение «Русский язык» учат в школе, и до сих пор после такого обучения, подрастающее поколение уверено, что Тургенев написал это только для того, чтобы похвалить русский язык и русский народ. Что именно так делают настоящие патриоты. Кто скажет, что Тургенев не патриот? Язык не повернется. Но он потому и патриот, что в своих романах и рассказах описал Россию и русских людей. ЭНо спроси любого школьника. Он знает только: «о великий и могучий». Такой метод обучения показывает, как легко повернуть взгляд на человека до наоборот. (кстати, я помню что изучая период сразу после революции, единственно, что я знал о Троцком, что он сказал: «ни войны ни мира, а армию распустить». И ни учителей. ни учеников не смущало, что никакой логично мысли нет в этих словах, что эти слова явно надерганы.)
Стихотворение Тургенева заучивают, но боюсь, что современный читатель, любитель детективов, не читает Тургенева. А я из того поколения, когда его читали. Я прочитал не один роман Тургенева. В них не помню хоть одного упоминания о евреях. Я конечно, тогда не выискивал. В романах описывается то общество, которое Тургенев знал, русское дворянство в России и за границей.
Оно и понятно. Тургенев рос в богатой дворянской русской семье. в дворянских усадьбах. Где там евреи? Он с ними не сталкивался. И я полагаю, разделял обычный антисемитизм окружавшего его общества. Это было нормой. Я поискал в интернете и оказалось, все почти так, как я думал. Так, да не так. Ниже я не буду делать собственных предположений, а приведу большую цитату из статьи в Интернете.
«В 1847 году Тургенев опубликовал в журнале «Современник» рассказ «Жид». Это слово в то время было в обиходе наравне с определениями «еврей» и «иудей», но выбор чаще всего указывал на отношение говорящего к этой нации. Содержание рассказа шокирует еще сильнее, чем название. Действие разворачивается в 1813 году под Данцигом, где русская армия добивает французов. Главный персонаж – Гиршель – воплощение самых страшных пороков: он продает родную дочь-красавицу офицеру российской армии, да еще и шпионит, срисовывая план военного лагеря, за что в результате повешен»
«Рассказ неправдоподобный до наивности: читая, видишь ясно, что автор ничего подобного не подсмотрел и не мог подсмотреть, а выдумал, как выдумывал сказки о призраках», – так отзывался об этом литературном произведении один из основателей сионизма Владимир Жаботинский. Действительно, в те годы Тургенев мало что знал о евреях вообще, а возможно, даже никогда не встречался с ними лично.
Снова еврейская тема возникает у Тургенева в рассказе «Человек в серых очках», в котором речь идет о прославленной тогда певице Рашель. И один из героев Тургенева так о ней говорит: «Сила и цвет того жидовства, которое теперь завладело всеми карманами целого мира и скоро завладеет всем остальным.»
В 1868 году Тургенев закончил работу над повестью «Несчастная». Спустя двадцать лет после «Жида», главным персонажем его произведения снова стала еврейка – Сусанна. Похоже, возраст и годы, прожитые Тургеневым в Европе, дали о себе знать: еврейка – не просто главная, но и положительная героиня. Такого в классической русской литературе прежде еще не было.
Однако русский классик знал меру. К примеру, среди друзей зрелого Тургенева был еврейский скульптор Марк Антокольский. Но, когда тот обратился к писателю с просьбой опубликовать коллективное воззвание в защиту еврейского народа и против кровавых погромов, прокатившихся по черте оседлости после гибели императора Александра II, классик вежливо, но отказал. «Напечатать ваше письмо, даже со стилистической корректурой, было бы немыслимо. К тому же ни один журнал его бы не принял. Но это письмо остается у меня как документ, свидетельствующий о глубине, и о верности ваших воззрений. Не теряю надежды, что придет время, когда можно будет обнародовать этот документ».
В одном из писем Тургенев сформулировал свой окончательный взгляд на «еврейский вопрос»: «Он составляет лишь часть других вопросов русской жизни, куда более важных. Когда последние будут разрешены, первый решится сам собой».
Конец цитаты.
Итак, можно сделать вывод, хоть под конец жизни, думаю, благодаря влиянию жизни в Европе, Тургенев смягчил свое отношение к евреям, но если мы вернемся к его стихотворению в прозе «Русский язык», то никакого скрытого намека о судьбе евреев он не вкладывал, когда говорил о тягостных раздумьях о судьбах родины. Это был для него не основной вопрос.
Но правильно ли судил Тургенев говоря, что, когда разрешатся все остальные вопросы, еврейский вопрос решится сам собой. Думаю, что не прав. Основные вопросы русской жизни, политические и экономические, так или иначе решались, проходили революции, реформы. А еврейский, видоизменяясь, не исчезает. Это нам показывают исторические примеры. Их достаточно
Вот идеи декабриста Павла Ивановича Пестеля, изложенные в работе «Русская правда» относительно евреев в Российской империи.
«Евреи собственную свою веру имеют, которая их уверяет что они предопределены все прочие Народы покорить и ими обладать; а тем самым она их отделяет от Всех прочих Народов, заставляет их все прочие Народы так сказать презирать и всякое смешение с каким бы то ни было другим Народом совершенно запрещает и невозможным делает… коль скоро они в какое-нибудь место допущены, то неминуемо сделаются монополистами и Всех прочих вытеснят. От чего и разоряют они ужасным образом край, где жительствуют...
Ясным образом усмотреть можно что Евреи составляют в Государстве так сказать свое особенное совсем отдельное Государство и притом ныне в России пользуются большими правами нежели сами Христиане.
… Ежели Россия не выгоняет Евреев, то тем более не должны они ставить себя в неприязненное отношение к Христианам. Российское Правительство хотя и оказывает всякому человеку защиту и Милость, но однако же прежде всего помышлять обязано о том, чтобы никто не мог противиться Государственному Порядку, частному и общественному Благоденствию.
Второй Способ состоит в содействии Евреям к учреждению особенного отдельного Государства, в какой-либо части Малой Азии.»
Конец цитаты.
Так писал русский Наполеон, желавший прогресса страны. были в его взгляде на современных ему российских евреев какие-то разумные нотки. Как все люди российской империи, евреи были верующими. Жестко придерживались своей веры. Не имея своей собственной территории, они жили среди христиан, но жили довольно обособленно. Пестель в своем программном произведении «Русская правда» решал прежде всего основные вопросы - упразднение абсолютизма и крепостного права. А дополнительный еврейский вопрос он, за полстолетия до Тургенева и Победоносцева, считал нужным решить традиционно: либо ассимиляцией, либо выселением.
Идеи Пестеля относительно основных вопросов устройства России показались царскому правительству настолько радикальными, опасными, что Пестель, который лично не принимал участия в восстании, был казнен. Но по отношению к евреям политические противники, декабристы и царское правительство, не сильно отличались.
Но рассмотрим исторический пример, когда большевики- интернационалисты взяли власть и изменили страну. Пели «нет для нас ни черных, ни цветных». А потом в стране победившего социализма устроили одну за другой несколько антисемитских компаний. Потом эти сталинские компании были осуждены. Но ненадолго. Началась другая компания: «сионизм это одна из форм нацизма». И по сей день Россия сражается с сионизмом. То есть строй в стране меняется: царизм, военный коммунизм, НЭП, строительство социализма, социализм, развитой социализм, капитализм. Строй меняет формы и отношение к евреям меняет формы. Но он всегда остается, в той или иной силе, с приставкой анти. То есть, в противовес тому, чего ожидал Тургенев, решение основных вопрос не влечет за собой автоматически решение вопроса дружбы народов. И нужно заметить, что антисемитские компании находили большую поддержку в народе. Поэтому Высоцкий и писал «на их стороне хоть и нету законов, поддержка и энтузиазм миллионов». Миллионов носителей того великого могучего и свободного языка, который был дан великому народу.
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Мысли Пестеля по обоим пунктам воплотились в жизнь. Часть российских евреев ассимилировала. А часть уехала. Мыли Победоносцева тоже воплотились и воплощаются в жизнь: часть российских евреев ассимилировала, часть уехала, а часть была уничтожена при Гитлере. И теперь палестинцы при поддержке Ирана и России продолжают это святое дело.
И слова Тургенева отозвались. Его маленькое стихотворение в прозе и по сей день оказывается связанным невидимыми нитями с различными серьезными вопросами жизни России.
Свидетельство о публикации №224102000429
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 20.10.2024 12:27 Заявить о нарушении