Хорошая работа - ЖИТЬ! 41

    


         Часть 9.
    МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
        - МиГ

     ГЛАВА 1.
     САМОЛЕТНЫЙ "дедушка"
               
   Однажды, году так в 1975, мне довелось лететь в Москву. В ожидании рейса невольно обращаешь внимание на табло и объявления для пассажиров. Большинство улетающих из Иркутска спешили занять свои места в самолетах ТУ-134, стало любопытно, а какая же машина достанется нам?
   А вот и выяснилось, - лететь нам на ТУ-104. Неожиданно царапнуло сожаление: счастливчикам современный реактивный. А нам – реактивный «дедушка»!

   Однако приветливые улыбчивые, как с плаката, стюардессы и безукоризненный порядок салона произвели самое благоприятное впечатление. В те годы в Иркутске, как и повсюду в стране, больших и малых форматов реклама призывала: «Летайте самолетами Аэрофлота!» Вот пассажиры устроились поудобнее в креслах, и мы полетели, других-то компаний в СССР на внутренних рейсах в то время не было!

    В Москве, после приземления, бортпроводница, сказав всю положенную информацию, не забыв указать и температуру воздуха за бортом, добавила, что наш самолет выполнил свой завершающий рейс и закончил летную карьеру!

    Наверно, не у меня одной дыхание на секунду встало на паузу… А потом пассажиры зааплодировали экипажу как-то особенно энергично и благодарно! Именно такие, как наш «ветеран», положили начало эры гражданского реактивного транспорта в СССР, войдя в эксплуатацию в далеком 1956 году.

    Это сейчас каждый любопытствующий может узнать, что первый регулярный рейс Москва - Иркутск Ту-104 совершил 15 сентября 1956г. Что ресурс этой марки составлял 15 тыс. полетов или 35 тысяч летных часов, и что летали они на внутренних рейсах до 1979 года.

   Что главный маршал авиации Франции Жубер де ля Фер, увидев в Лондоне на показе опытный образец такого пассажирского самолета, сказал в интервью британскому телевидению: «Русские далеко опередили нас в строительстве таких самолетов. А реактивных двигателей такого размера мы вообще не имеем.»
   А ведь на тот момент прошло всего  около десяти лет после окончания Великой Отечественной войны.

   Прошло всего десять лет с того времени, как летчик-испытатель первого класса подполковник Алексей Николаевич Гринчик поднял в воздух первый советский турбореактивный самолет И-300, будущий МиГ-9. Время было такое - стране нужны были прежде всего военные машины - истребители, бомбардировщики, штурмовики, транспортники… Чтобы быть сильной.

   … То, что давно стало привычно, обыденно, комфортно, когда-то было ново,  а точнее революционно.

   Поэтому все реактивные оттуда - из эпохи первых.

            ГЛАВА 2.
            ЛЬДИНА

    Однажды в детстве Лешку отправили привезти сено для их немудрящего хозяйства - козы да кур. Летом он помогал отцу косить траву по прибрежным лужайкам да ставить копешки с запасом, чтобы на всю зиму и раннюю весну хватило.

    И, как обычно, целая ватага мальчишек увязалась за ним.

    Был конец апреля, когда на больших и малых зиминских реках начинается ледоход. Даже самые медлительные и спокойные из них меняются до неузнаваемости. Они взбухают в руслах, как жилы на руках от тяжелой работы, дыбятся льдом и с угрожающим шумом рвут ледяной панцирь. Свинцовая мутная вода крутит на водоворотах клочья грязной пены. В такое время к реке стараются близко не подходить. Она ведь, как тать, может заползти в низинки, обойти сзади, отрезать дорогу. Беда тому, кто попадет в ледяные объятья.

   Так вот подходит ребятня к месту и видит - оторвало заберег с копной и относит от берега, медленно, но все быстрее, быстрее…

    Опешили все: что делать? А тут Лешка в воду прыгнул, догонять стал, в ледяной мути ловил, к берегу разворачивал, руки об лед поцарапал, а дотолкал. Пацаны помогать кинулись, кто сено снимать, кто Лешке выбираться.

   Потом, добежавши до дому, наперебой рассказывали его матери, какой он смелый, и просили не ругать, что мокрый.

   А Лешка в тот момент о смелости вряд ли думал.  Просто НЕ МОГ домой вернуться с пустыми руками. Что должен был, то и сделал. Вот и получается, что долг со смелостью идут рука об руку.

    Может с той поры и поставил себе за главное непоколебимое правило, которого придерживался всю жизнь: «Во всем, во всякой мелочи, делай то, что совсем невозможно!»
       ( Продолжение следует)


Рецензии