На притчу о скрытом сокровище и жемчужине
Искатель сокровища – следующий за Христом по пути спасения. Вера, терпение и добродетель побуждают его «продать все, что имеет», то есть поменять мир дольний на мир горний, отказавшись от всего земного и страстного. Он продает удовольствия, привязанности, наслаждения, страхи единственному Купцу, Который с радостью дает за этот товар высокую цену, достаточную для выкупа поля. Но продавца одолевает страх, а хватит ли вырученных средств на покупку земли, не продешевил ли он? Нечто похожее испытывал и апостол Петр, когда спросил Христа: «Мы оставили все и последовали за Тобой; что же будет нам?» (Мф.19:27), на что Господь отвечает: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит до;мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе;мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.19:28-29). Другими словами, путь к заветному кладу или к Царствию Небесному сопряжен с большим риском, ответственностью и страхом лишиться земных радостей и привязанностей, то есть всего «проданного» и не получить сокровище, или Царствия Небесного. И поэтому требуется немалое мужество, чтобы рискнуть в этой купле. Однако, цена сокровища многократно превышает все отданное Купцу. Купить поле – значит сделать его своим. В духовном смысле это означает, что поборовший себя и мир является властелином мира и господином себе, который управляет своими желаниями, а не они им. Человек наследует Царство Небесное еще при жизни, а вступает в права наследника в день Всеобщего суда над миром. Духовное сокровище, на поле жизни, можно обрести неожиданно, а можно стяжать путем долгих поисков и трудов. Первое – дело неисповедимого Промысла Божьего, когда Святой Дух посещает боголюбивое сердце и просвещает его светом истины, как это было с Апостолом Павлом (Деян.9:3-6). Но это редкие случаи богоизбранности, которые носят строго индивидуальный характер; а второе, - что чаще всего бывает, когда сокровище обнаруживается долгими годами упорной работы над собой, и очищенное добродетельной жизнью сердце сподобляется принять Духа Истины, открывающего знание о Царствии Небесном. При толковании притчи возникает определенная сложность, поскольку Царство Небесное относится к будущему, а сокровище человек находит сейчас. Это противоречие устраняется тем, что клад не берется из земли, а остается сокрытым, пока не будет куплено поле. Другими словами, верующий знает о Царствии Небесном и жаждет его, и ради обретения заветного сокровища, готов выкупить его капиталом добродетелей. Таким образом, притчу о сокровище можно понимать следующим образом. Царствие Небесное, как возможность спасения и вечной радости, невидимым сокровищем сокрыто в поле жизни каждого. Но открывается оно далеко не всем, а только грядущему вслед Христу с тяжким крестом на раменах. Чтобы обрести его, нужно приложить все усилия и пожертвовать всем, ранее представляющим ценность. Оставить все привязанности и материальные блага плоти, ради невидимых духовных сокровищ, обетованных Спасителем апостолу Петру. А если кратко, то нельзя войти в Царство Небесное после смерти, если не выйти из мира при жизни. Выйти не телом, а отсечением лукавых помыслов и страстей. Поэтому наше бытие – это дверь, отделяющая свет от тьмы, смерть от жизни, муки от блаженства. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10:9), – говорит Христос. И дверь в Царство Небесное открыта каждому, но не всякий желает войти ею, и пажить обрести, то есть духовные плоды, насыщающие душу.
А теперь перейдем к притче о драгоценной жемчужине: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф.13:45-46). Ее смысл такой же, как и притчи о сокровище, но имеет свою особенность. Христос не стал бы повторять одно и тоже, пусть и разными словами, а значит в этом поучении есть нечто новое, не сказанное в предыдущем. Нам надлежит найти это отличие, словно клад. Если в первом случае мы имеем дело с человеком, оставившим все, ради неведомого Царства Небесного, то во втором, – с купцом, который точно знал, что ему нужно. В данном случае, купец – это тот самый слуга из притчи о негодном управителе, который приобрел: «себе друзей богатством неправедным» (Лк.16:9). Подтверждение этому слова: «Ищущему хороших жемчужин». Ищущий – это собиратель духовных благ ради пополнения сокровищницы добродетелей. Ими покупается вечная жизнь в Царствии Небесном. Обе притчи, хотя и рассказывают об одном и том же, но отличаются путями достижения цели. В первом случае речь идет о всяком грядущим за Христом, а во втором, о тех, кто занят поисками духовных сокровищ, наподобие купца, ищущего хороших жемчужин. Не будет ошибкой признать, что под "купцом" понимаются святые отцы и посвятившие себя Церкви и учению Христову. В нравственном аспекте обе притчи для нас важны тем, что, во-первых, – научают не жалеть ничего ради будущего спасения, а во-вторых, – призывают посвятивших себя служению Церкви и богословию, не думать, что только благодаря этому, они гарантировали себе Царство Небесное. Им также, как человеку в поле, или купцу, надлежит отдать все, что есть, включая самого себя, ради обретения сокровищ жизни будущего века.
Свидетельство о публикации №224102000666