За что не любят Петра? Мустафа Ганижев

...          За что не любят Петра?    Мустафа Ганижев

Казалось бы, за что не любить Великого Петра, первого императора, обеспечившего величие России? Однако довольно многие как профессиональные историки, так и представители российской интеллигенции относились к этой, тут никто не спорит, исторической глыбе весьма неоднозначно. О любви к Петру написано немало во все времена, и потому стоит обратить внимание на противоположные точки зрения. Но оказывается немало и тех, кто далек от пиетета к первому императору.

Первые споры насчет Петра начались у историков уже в XVIII веке. Историк-любитель князь М.М. Щербатов хотя и оценивает деяния Петра высоко, но подчеркивает, что именно созданная им абсолютная монархия породила те самые коррупцию, бюрократизм, которые благополучно дожили до наших дней.  Хваля Петра за его намерение искоренить суеверия в религии.

Так недовольных Петром было много, потому что государство округляло деятельность богатых людей и церковников..И в после-дующие времена до наших дней критика Петра становится регу-лярной. Многие не любят Петра как реформатора, хотя именно за реформы его обычно хвалят апологеты. Критики же говорят, что он стремился модернизировать страну, подтянув ее до уровня евро-пейских стран. Западничество, за которое его критиковали славя-нофилы, часто имело характер слепого копирования далеко не лучших образцов. Взять хотя бы коллегиальную систему управле-ния, которую Петр списал со Швеции, от которой старались изба-виться все последующие императоры до Александра I.

Многие из иностранцев, приезд которых так поощрял Петр, оказа-лись проходимцами, вроде Иоганна Шумахера, фактически контролировавшего Академию наук и третировавшего неугодных ему ученых.

В связи с этим Петра критиковали за тот резкий разрыв с русскими традициями, к которому привело его западничество. Этот разрыв в условиях крепостной системы привел к глубокому расколу русского народа, поскольку его верхушка, составлявшая 2-3 % населения, подверглась европеизации, строила свою повседневную жизнь по западным стандартам, одевалась, питалась, жила как это делали европейцы, в то время как более 90 % оставшихся россиян жили по традиционным укладам. В дальнейшем этот раскол будет только углубляться, несмотря на усилия отдельных деятелей культуры, и именно он будет одной из причин жестокости революции и граж-данской войны.

Многие указывают, что именно Петр сделал систему управления страной исключительно аппаратом насилия, где подавлялась всякая инициатива снизу, где главный способ борьбы с любой проблемой – запрет. Причем сам то он мог и поощрять инициативу, но созданный им абсолютизм, где всякий холоп перед лицом вышестоящего, не терпел инициативы, даже полезной.

Да и сам Петр добивался исполнения своих приказов почти всегда через кнут и батоги. Даже введенное им празднование Нового года 1 января 1700 года сопровождалось угрозами наказаний за недостаточное веселье. Все это говорит, что Петр Алексеевич старался для государства, не жалея живота.

Вообще, Петра не любят как человека. Та жестокость, с которой он обошелся с собственным сыном, Алексеем, не имеет аналогов в русской истории. Даже если Иван Грозный, которого мало кто полагает сентиментальным, и убил своего сына, то сделал это в горячности, случайно, незоровым людям находились причины винить Императора Петра Великого, отца Отечества.

Современники, да и потомки ругают Петра и за нередко разгульный образ жизни. Хотя по этому вопросу факты противоречивы, поскольку одни с восторгом говорят о его простоте в обиходе, нетребовательности в быту, трудолюбии. Меншиков выстроил себе дворец на Васильевском острове, а Петр жил в хибаре рядом с Петропавловской крепостью.

Да и потом, когда все-таки для поддержания статуса были выстро-ены и императорские дворцы, они не отличались особой роскошью. Но вот другие вспоминают Всепьянейший собор во главе с Петром, с его оргиями и пьянством.

Конечно, в оценках Петра часто присутствует субъективизм, но все названные негативные стороны его деятельности признают как ругатели, так и апологеты. Другое дело, что апологеты пытаются эти его негативности объяснить, оправдать государственной необходимостью, условиями эпохи, а ругатели говорят, что эпоха эпохой, а мы до сих пор пожинаем негативные плоды петровской политики.
Петр Великий — это фигура, которая является одной из ключевых в истории страны, независимо от оценок к ней прилагаемых. В этом сходятся все. Но, как и к любой фигуре подобного масштаба, однозначности в отношении к нему быть не может.

Петр относится к тем правителям, которых хорошо любить на историческом расстоянии, но мало желающих быть его современником. Вместе с тем нужно понимать, что Петр был сыном своего времени и ставил задачи, которые были важны для его эпохи и многие из них выполнил. Только вот одно нужно учесть, как Петр Алексеевич стыдился своей страной перед собой, что он мог действительно стать против ее содержания в духовном плане.

Рамиль Рамилев
29 апр 2020
За то что угробил столько народу. Впрочем это присуще нашим правителям, кто действием. кто бездействием, разницы нет. А Сталин убил сорок-пятьдесят миллионов без разбору, во имя своего величия.

Михаил Ошев
Петр I был русским императором. он родился в Москве 9 июня 1672. 30 мая (9 июня) 1672 г. в Москве в семье царя Алексея Михайловича Романова и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной родился первый российский император (1721) Пётр I Алексеевич Великий. Пётр Первый правил страной на протяжении 43 лет — срок, близкий к рекордным. Пётр I был первым российским императором. У первого российского императора, Петра I, было трудное детство. Он остался без отца, царя Алексея Михайловича, в 4 года. Этим он отличался от предыдущих трех правителей из династии Романовых, которые получили семейное воспитание. Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. В биографии Петра I важно отметить, что он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С одного года воспитывался няньками. К концу жизни Пётр достиг вершины величия. Преобразования Петра I коснулись всех сфер жизни общест-ва и государства. Даже сегодня, за что ни возьмись, можно провести параллель с петровской эпохой. Открываем книгу — шрифт и буквы появились при Петре; отмечаем Новый год 1 января и наряжаем ёлку — эту традицию в 1700 году ввел Пётр Великий; читаем прессу — первая газета появилась в петровской России. Петр I умер в Санкт-Петербурге 8 апреля 1725 года. я благодарен Петру 1 за то, что он привез в нашу страну картофель, кофе, пиво, горячий шоколад.


Рецензии