За что не любят Петра? Мустафа Ганижев
Казалось бы, за что не любить Великого Петра, первого императора, обеспечившего величие России? Однако довольно многие как профессиональные историки, так и представители российской интеллигенции относились к этой, тут никто не спорит, исторической глыбе весьма неоднозначно. О любви к Петру написано немало во все времена, и потому стоит обратить внимание на противоположные точки зрения. Но оказывается немало и тех, кто далек от пиетета к первому императору.
Первые споры насчет Петра начались у историков уже в XVIII веке. Историк-любитель князь М.М. Щербатов хотя и оценивает деяния Петра высоко, но подчеркивает, что именно созданная им абсолютная монархия породила те самые коррупцию, бюрократизм, которые благополучно дожили до наших дней. Хваля Петра за его намерение искоренить суеверия в религии.
Так недовольных Петром было много, потому что государство округляло деятельность богатых людей и церковников..И в после-дующие времена до наших дней критика Петра становится регу-лярной. Многие не любят Петра как реформатора, хотя именно за реформы его обычно хвалят апологеты. Критики же говорят, что он стремился модернизировать страну, подтянув ее до уровня евро-пейских стран. Западничество, за которое его критиковали славя-нофилы, часто имело характер слепого копирования далеко не лучших образцов. Взять хотя бы коллегиальную систему управле-ния, которую Петр списал со Швеции, от которой старались изба-виться все последующие императоры до Александра I.
Многие из иностранцев, приезд которых так поощрял Петр, оказа-лись проходимцами, вроде Иоганна Шумахера, фактически контролировавшего Академию наук и третировавшего неугодных ему ученых.
В связи с этим Петра критиковали за тот резкий разрыв с русскими традициями, к которому привело его западничество. Этот разрыв в условиях крепостной системы привел к глубокому расколу русского народа, поскольку его верхушка, составлявшая 2-3 % населения, подверглась европеизации, строила свою повседневную жизнь по западным стандартам, одевалась, питалась, жила как это делали европейцы, в то время как более 90 % оставшихся россиян жили по традиционным укладам. В дальнейшем этот раскол будет только углубляться, несмотря на усилия отдельных деятелей культуры, и именно он будет одной из причин жестокости революции и граж-данской войны.
Многие указывают, что именно Петр сделал систему управления страной исключительно аппаратом насилия, где подавлялась всякая инициатива снизу, где главный способ борьбы с любой проблемой – запрет. Причем сам то он мог и поощрять инициативу, но созданный им абсолютизм, где всякий холоп перед лицом вышестоящего, не терпел инициативы, даже полезной.
Да и сам Петр добивался исполнения своих приказов почти всегда через кнут и батоги. Даже введенное им празднование Нового года 1 января 1700 года сопровождалось угрозами наказаний за недостаточное веселье. Все это говорит, что Петр Алексеевич старался для государства, не жалея живота.
Вообще, Петра не любят как человека. Та жестокость, с которой он обошелся с собственным сыном, Алексеем, не имеет аналогов в русской истории. Даже если Иван Грозный, которого мало кто полагает сентиментальным, и убил своего сына, то сделал это в горячности, случайно, незоровым людям находились причины винить Императора Петра Великого, отца Отечества.
Современники, да и потомки ругают Петра и за нередко разгульный образ жизни. Хотя по этому вопросу факты противоречивы, поскольку одни с восторгом говорят о его простоте в обиходе, нетребовательности в быту, трудолюбии. Меншиков выстроил себе дворец на Васильевском острове, а Петр жил в хибаре рядом с Петропавловской крепостью.
Да и потом, когда все-таки для поддержания статуса были выстро-ены и императорские дворцы, они не отличались особой роскошью. Но вот другие вспоминают Всепьянейший собор во главе с Петром, с его оргиями и пьянством.
Конечно, в оценках Петра часто присутствует субъективизм, но все названные негативные стороны его деятельности признают как ругатели, так и апологеты. Другое дело, что апологеты пытаются эти его негативности объяснить, оправдать государственной необходимостью, условиями эпохи, а ругатели говорят, что эпоха эпохой, а мы до сих пор пожинаем негативные плоды петровской политики.
Петр Великий — это фигура, которая является одной из ключевых в истории страны, независимо от оценок к ней прилагаемых. В этом сходятся все. Но, как и к любой фигуре подобного масштаба, однозначности в отношении к нему быть не может.
Петр относится к тем правителям, которых хорошо любить на историческом расстоянии, но мало желающих быть его современником. Вместе с тем нужно понимать, что Петр был сыном своего времени и ставил задачи, которые были важны для его эпохи и многие из них выполнил. Только вот одно нужно учесть, как Петр Алексеевич стыдился своей страной перед собой, что он мог действительно стать против ее содержания в духовном плане.
Рамиль Рамилев
29 апр 2020
За то что угробил столько народу. Впрочем это присуще нашим правителям, кто действием. кто бездействием, разницы нет. А Сталин убил сорок-пятьдесят миллионов без разбору, во имя своего величия.
Михаил Ошев
Петр I был русским императором. он родился в Москве 9 июня 1672. 30 мая (9 июня) 1672 г. в Москве в семье царя Алексея Михайловича Романова и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной родился первый российский император (1721) Пётр I Алексеевич Великий. Пётр Первый правил страной на протяжении 43 лет — срок, близкий к рекордным. Пётр I был первым российским императором. У первого российского императора, Петра I, было трудное детство. Он остался без отца, царя Алексея Михайловича, в 4 года. Этим он отличался от предыдущих трех правителей из династии Романовых, которые получили семейное воспитание. Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. В биографии Петра I важно отметить, что он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С одного года воспитывался няньками. К концу жизни Пётр достиг вершины величия. Преобразования Петра I коснулись всех сфер жизни общест-ва и государства. Даже сегодня, за что ни возьмись, можно провести параллель с петровской эпохой. Открываем книгу — шрифт и буквы появились при Петре; отмечаем Новый год 1 января и наряжаем ёлку — эту традицию в 1700 году ввел Пётр Великий; читаем прессу — первая газета появилась в петровской России. Петр I умер в Санкт-Петербурге 8 апреля 1725 года. я благодарен Петру 1 за то, что он привез в нашу страну картофель, кофе, пиво, горячий шоколад.
Свидетельство о публикации №224102000896