Рассказ о Москве застроенной

Златоглавая… Город на семи холмах… Первопрестольная… Порт пяти морей.
Что же, мы это помним. Когда собираются люди из прошлого века, то к разговорам "а вот раньше…» обязательно примешивается  "а помнишь, какой была Москва…". Москва была красивой. Можно было приезжать в неё раз в пять (или десять) лет – и ничего не менялось. Ну, почти ничего.
Она и сейчас хорошеет…
А что насчёт другого мнения?
Москва, как бы это мягче сказать – стала средоточием эклектики. При  Никите Сергеевиче начали застраивать окраины (при Брежневе продолжили). Сносили деревню - и появлялся микрорайон Черемушки. И пошло, и поехало: Кузьминки, Измайлово, Мнёвники… Тогда этим восторгались – растёт столица, развивается. Но если вывести "среднее арифметическое" застройки города Москвы (имея в виду красоту, целесообразность, равновесность, удобность), то оно всегда только понижалось.
Все столицы – и Москва в том числе – растут с приростом населения. Народ стремился в столицу, здесь всё круче, чем в других местах: культура, снабжение, инфраструктура, заработки, жильё.
В прошлом веке деньги не были главным мерилом жизни и это было к счастью – отсутствовал стимул побыстрее и кое-как застроить Москву, чтобы "срубить бабла".
Хрущёва можно было понять – расселение коммуналок нужно было делать во что бы то ни стало.
Другое дело – сейчас. Лужков был москвичом и этим всё сказано – лавирование между любовью к родному городу и ненасытными торгашами и управленцами давалось ему тяжело. Как бы то ни было, но именно при нём началась "точечная застройка", когда рядом со старыми, двухэтажными домами на какой-нибудь исторической улочке вырастали монстры высотой во много этажей. Но при Лужкове были только цветочки.
Ягодки начались после увольнения недостаточно покорного мэра. Москва с тех пор превратилась в экспериментально – застроечное поле для новаций. Появилась куча строительных организаций, которые начали набираться мастерства прямо на улицах столицы. А что – Москва всё стерпит!
Вот и появлялись уродцы из стекла и бетона рядом с домами прошлого, позапрошлого и далее века. Едва втискивались между ними. Смотришь – стоит нелепая каланча этажей в тридцать на двух-трёх сотках земли. Вокруг машин – не подойти.
К Москве стали подходить утилитарно – раз есть люди, которые хотят здесь жить, значит будем строить жильё. 20 этажей, 30, выше, выше… кто больше? Старожилы говорят, что когда-то был генеральный план застройки города, но этот план не вписывался в желания тех, чьи желания должны выполняться. О плане сначала даже вслух говорили!
Со временем, правда, эти разговоры прекратились и любой приглянувшийся кому-то клочок земли тут же попадал в разработку. Сносились фабрики, заводы, вырубались столетние деревья и на их месте вырастали жилые комплексы. Каждый строил, как умел.
Вот и видишь отделку домов в виде стекающей с крыши белой сопли (Лефортово, рядом с ТТК), или стеновых плит "приятного" грязно-серого цвета, сливающегося с низким московским облачным небом (тоже Лефортово, и не только). Смотришь на такое – и содрогаешься: неужели нет никого в городе, кто умеет думать хоть о чём-то, кроме денег?
Отгрохали в Москве непременный атрибут любой столицы мира – бизнес-центр из небоскрёбов. А что – престижно, есть куда свозить иностранцев и похвастаться достижениями.
Кто-то говорит, что эти небоскрёбы уродуют вид Москвы, но большинство ни о чём не задумывается: построили – значит так и надо. Построил же Газпром небоскрёб в Питере. Говорят, ещё строить собрался - на фоне уникальных убытков.
Особо недовольные говорят, что любая стройка в историческом центре Москвы – как минимум внутри Садового кольца, - недопустима. Им возражают: все европейские столицы так же точно изуродованы. Но, даже если это так, то почему мы должны следовать этому примеру? Да и вовсе не очевидно, что западные столицы так уж изуродованы.
Нужно констатировать - деньги в нашей стране являются предметом культа, на них молятся  и никто и ничто не может им противостоять. Строительство жилья и его продажа приносят много денег, поэтому в Москве строят оччччень много жилья и Москва пухнет, как на дрожжах.
Интересно, лопнут застройщики и иже с ними от обилия денежных знаков или сдюжат? Москву-то уже не восстановить, всё – зага  застроили окончательно.


Рецензии