Линии разрыва казахов

               
                «…Истинная национальность состоит
                не в описании сарафана, но в самом
                духе народа».
               
                Н.В. Гоголь
                «Национальность составляет
                истинную основу государства, саму
                причину, главную цель её бытия».
               
                Н.Я. Данилевский

                Печально, но, увы, это объективная реальность, мы казахи становимся всё более разобщённым народом. Реальная история нашего народа  в последнее столетие привела к тому, что мы разделились на тех, кто знает свой родной язык и тех, кто плохо его знает. В современных терминах казахи и так называемые «шала казахи». Но это только один из факторов разделения, имеющих влияние на психоэмоциональное состояние людей, на менталитет нации в целом. Это невидимые глазу, но ощутимые  поведенческие реакции,  разнонаправленного характера, отдаляющие людей друг от друга. Переход из одной общественно-экономической формации в другую (из социалистической в капиталистическую) привёл к расслоению народа по материальному фактору. «Благодаря» тридцатилетней политике Н.Назарбаева, это расслоение привело к разделению на имущих и неимущих в катастрофической «извращённой» форме. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять степень озлобленности людей, от того, что обогащение части общества шло на основе вопиющей коррупции, то есть неправедным путём, за счёт воровства национальных богатств. При этом эти люди в полной мере пользовались социальными лифтами, управляли государственными предприятиями, занимали посты на государственной службе и «вешали» на грудь целый «иконостас» государственных наград. Власть словно говорила, прими правила игры и будешь в шоколаде, так и было, и продолжается. Буйным цветом расцвёл непотизм, когда все «рыбные места» занимали по родству, а не по достоинствам. Это было прямое насмехательство над декларируемыми нравственными принципами и моралью общества. У нас выросло не одно поколение детей, которые мечтали быть гаишниками,  таможенниками и так далее, чтобы косить «бабло», а затем идти во власть, чтобы косить на тендерах. Увы, эта истина, это поколение пришло во власть и там очень много «бишимбаевых», нравственных уродов, для которых страна, лишь инструмент для достижения личных целей. Не стоит удивляться тому, что тринадцать подонков убивают подростка на глазах рыдающей матери или когда толпой избивают школьника и оставляют умирать. Мы пожинаем то, что сеяли более тридцати с лишним лет, накрыв страну атмосферой лжи и лести, мы вырастили «офицеров» незнающих чести, которые проявляют силу, когда нужно разгонять митинги и прессовать женщин и стариков.  И главное в том, что этому не дана настоящая правовая и нравственная оценка ни со стороны государства, ни со стороны элит. А народ прекрасно обо всём осведомлён, его ни обманешь «оштукатуриванием фасада» и лозунгами – справедливый, новый Казахстан. Ведь справедливость по отношению к народу не восстановлена, и он продолжает также нести бремя декларируемой хорошей жизни в будущем. А вера и надежда - это явление и качество, иссекающее с течением времени, тем более тогда, когда народ не видит от власти реальных шагов в направлении исполнения публичных обещаний. Это легко проверить, достаточно спросить людей, стали ли они жить в материальном и духовном плане лучше, чем два-три года назад и проанализировать социальные сети. Линии разрыва наглядны, их результат столь очевиден, что не захочешь, но увидишь.
                Более пагубное воздействие имеет третий фактор, разделяющий нас и здесь разделение более ощутимо, поскольку это касается глубинной части человеческого сознания, его Божественного предопределения, его веры. Ни для кого не секрет, никто не может это отрицать, что ислам, привнесённая извне религия, религия, ставшая мировой и за длительный период адаптированная в среде казахов с учётом менталитета, тысячелетних обычаев и традиций народа, сформировавшийся в ислам ханафитского мазхаба (богословская школа). Официально ислам на государственном уровне начал признаваться при хане Золотой Орды Берке, сыне Бату(Батыя), чему в немалой степени способствовали дружественные отношения хана Берке с султаном Мисра (Египта) Бейбарысом. Ислам был полностью принят в качестве государственной религии при хане Узбеке. Хотя экспансия ислама на территории современного Казахстана и Средней Азии начиналась намного раньше в восьмом веке. На этом пути было достаточно крови и страданий. Но ныне, последние тридцать лет, идёт поистине «воинствующая» атака на называемый мною «казахский ислам», атака на древние устои и традиции нашей тысячелетней истории. И связано это с тем, что нам подспудно, а часто и напрямую вбрасывают мнение о том, что наши обычаи и устои противоречат воле Всевышнего, что они харам.  Договорились уже до того, что 70 % казахских слов арабского происхождения. Это неприкрытая ложь с дальним прицелом.  Тюркский язык и тюркская письменность существовали задолго до арабской письменности, более того, Коран, который является величайшим шедевром арабской письменности, первоначально был записан на языке Аршакидов (тюркский). Почитайте Мурада Аджи, может у вас откроются глаза, прежде чем вы будете вбрасывать в общественную среду откровенную провокацию,  неуважаемые мною некоторые «богословы».  Вопрос разделения казахов по религиозному аспекту настолько серьёзный, что я посчитал своим долгом выступить против этого, потому что это работа вдолгую, и её конец, если им удастся добиться своей цели, это потеря казахами национальной  самоидентичности, потеря духа народа, его фактическое «стирание».  Буду честен, я никогда не испытывал особого пиетета перед «первичными носителями ислама» - арабами, прекрасно понимая, что постулат «арабы мусульмане, а потому нам  братья», на самом деле пропагандистский термин, чем наполненный реальным содержанием факт. И последние события на Ближнем Востоке, неоспоримое доказательство, подтверждающее мои сомнения. Перед лицом более 300 миллионов арабов, в окружении арабских государств, Израиль уничтожает десятки тысяч детей женщин и стариков, применяя фашистский метод коллективной ответственности невинных людей, а арабы взирают на это! Более того, наследный принц Саудовской Аравии (где Мекка и Медина) заявляет, что его не интересуют проблемы Палестины. Какие «на хрен», братья мусульмане, если они единокровных единоверцев отдали на заклание? Давайте будем честны перед самим собой и совестью, и давайте объективно и реалистично смотреть на жизнь. Им не надо было бы воевать, достаточно перекрыть небо и дороги, и морские пути, не пропускать военную помощь, поступающую в Израиль, заблокировав возможные пути следования.  Этого было бы достаточно, чтобы остановить бойню. Но кровь невинных продолжает обильно литься и теперь не только в Палестине, но и в Ливане.
                Вернёмся к казахам, давайте включим вместе рациональное мышление и представим себе казаха «арабского толка»: который не знает имена своих семи предков, не чтит их, не поклоняется их духу и могилам, не чтит своих акынов и жырау, выбросил в огонь кобыз и домбру, отказался от национальной атрибутики и одежды, от песен и стихов, сказаний и айтысов, от кокпара и кыз куу, не почитает своих акынов, батыров, биев и ханов, одевает в хиджабы своих детей и женщин (матерей, сестёр, дочерей), отказался от поминальных дастарханов, от традиционных тоев, начиная с перерезания пут до беташара невесты т.д. (поскольку всё это с точки зрения их ислама – харам). Они отказываются от празднования каких-либо знаменательных дат, кроме религиозных. Это же чистый «манкурт, не помнящий родства». Перечислять можно долго, главное в том, что если начинать всё это принимать, потихоньку, подспудно, маленькими «порциями», мы постепенно придём к мракобесию и откажемся от искусства, телевидения и радио, от поэтов и писателей, акынов и жырау, от большинства достижений цивилизаций, мы станем не конкурентоспособными как нация. Вспомните Афганистан, первого пришествия талибов, вспомните их культуру отмены. Они ведь реально загоняли страну в пещерный век.  Начинается всё с малого, вопрос стоит именно таким образом и не иначе, они не будут  «половинить», зайдя в наш дом, они займут место в центре и будут командовать «парадом». Достаточно примеров, когда дети, начинали обвинять матерей, отцов и дедов в харамной жизни. А что говорится в Исламе о родителях, а кого нужно почитать в первую очередь, а во вторую, а в третью? Если они готовы обвинить в хараме, тех, кто им дал жизнь, на что они способны в отношении страны, народа? Не задумывались? Задумайтесь! Спросите себя, вы этого хотите?  Я в принципе не имею ничего против арабов и представителей других народов, исповедующих свою форму ислама.  У них есть много чему можно поучиться. Но мы же не лезем к ним с такими вещами, не пытаемся сделать их почитателями всего казахского, тем более не трогаем их сокровенное, духовное. У русских есть хорошая поговорка: «Что русскому хорошо, то немцу смерть», так вот такое арабское, пишу арабское, потому что истоки этого именно арабские, это смерть казахского духа, смерть его сути, смерть его национального. Это необходимо понимать и ставить этому жёсткий заслон. К сожалению, наша власть слишком всё это недооценивает и только, когда что-то происходит, начинает включаться. Увы, полумерами это не решить, слишком много молодёжи мы теряем на этом направлении, да и не молодёжи тоже. Рано или поздно всё это начнёт сказываться и придётся, если ещё это удастся выкорчёвывать с кровью и болью.  Многие с кем я общаюсь, говорят мне: «Что ты так категоричен в оценках, ты не так агрессивен, когда это касается советского и русского, хотя тогда тоже мы шли к потере своей национальной идентичности?». Да, в некоторой степени это было, но нам не запрещали (харам в переводе запретное) наше традиционное, национальное. Не запрещали обычаи и устои, привносили новое идеологическое, которое в глубинных вещах не противоречило нашим духовным началам. Смею заметить, что кодекс строителя коммунизма не появился с воздуха, многие его части перекликаются с Божьими заповедями, с достижениями мировой духовной культуры.  В них не было стремления отбросить нас к «пещерному», в мракобесие. Мы должны учитывать уроки и брать лучшее, я не против ислама, не против веры, не против того лучшего, что нам принесла русская культура и советская идеология. Я достаточно глубоко это знаю, по крайней мере, пытаюсь понять и анализировать то, что было и просчитывать, что может быть. Об этом говорили и не раз многие из тех, кто глубоко понимал эти вещи и пытался предостеречь казахский народ. Не думаю, что мы можем найти в этом вопросе кого-то, кто был выше Абая, приведу его слова из 38 слова назидания: «Ты как все мусульмане можешь верить, что Аллах един и нет ему равного, что Коран состоит из его священных назиданий, а пророк Мухаммед – его посланник на земле. Но всё это ничего не даст тебе, ибо истоки чистой веры лежат в другом. Чтобы понять, в чём именно, следует уяснить, ради чего существует твоя вера?». Абай религию и веру отделяет друг от друга. Для него религия есть выражение невежества человека, не умеющего и не желающего пользоваться собственным разумом. В таком случае она превращается в слепую веру и фанатизм. Не верите мне, поверьте Абаю, включите свой собственный разум. В полной мере мысли Абая дополняет высказывание Шакарима Кудайбердиева: «Творец должен ориентировать человека на праведное поведение и добрые дела, добрые дела не для Творца, а для сотворённого нам мира и самого человека». Кому же могло прийти в голову, если он действительно верующий человек, что отрицание тысячелетних традиций и устоев казахов, которые являются несомненным цивилизационным вкладом народа в историю человечества, являющихся праведным делом и добром для всего мира и для нас конкретно казахов, и есть истинная вера. Это, несомненно, есть искажение веры, её неправильное понимание и интерпретация, лично я глубоко убеждён в этом. Им, сторонникам «истинной веры», тем, кто этим занимается, я хотел бы сказать словами того, кто несомненно является авторитетом в этой области (веры и религии), а именно словами четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата, зятя пророка Мухаммеда: « Нет блага в том поклонении, в котором нет знания и нет блага в том знании, в котором нет правильного понимания».  Противоречия в религиозной составляющей являются наиболее сложными факторами, влияющими на единство нации, это прекрасно понимали наши предшественники, творцы великих империй в истории цивилизаций, начиная с гуннов, вплоть до ханов Казахской Орды. Мы всю свою историю были веротерпимы и толерантны в этом вопросе, следуя их заветам. Мы впитали это в свою кровь и генетическую память. Понимая, что нас нельзя взять оружием и угрозой войны, нас пытаются взять обманом и главным инструментом этого делают течения в исламе, которые в явном противоречии с нашим менталитетом, историей и традициями, кроме течений в исламе, также используют нетрадиционные верования в христианстве и другие псевдорелигиозные культы. Идёт общее воздействие на народ Казахстана. В этой же парадигме действий и устойчивое желание рассорить нас с вековым соседом Россией, нам настойчиво хотят слепить образ врага из русских, благо для этого появился удобный случай – война на Украине. Будем откровенны, этот фактор стал ещё одним триггером, разделившим казахов на две части. Я это знаю, поскольку занимаю активную позицию, стараюсь объяснить людям, с которыми общаюсь, пытаться быть объективными, и прагматичными, и максимально корректными. Это не детские игры, за этим очень многое стоит, и для нашей страны, и для России и Украины, и для нас лично, и для наших друзей из сограждан русской и украинской национальности, для нас всех. Увы, к сожалению, часто эмоции довлеют над разумом, очень высок градус кипения страстей, даже в среде высокообразованных, интеллектуальных личностей. Но нужно двигаться и по возможности просвещать людей, необходимо в некоторых случаях, если необходимо «холодным душем» приводить в чувство, чтобы начинали мыслить. У казахов есть хорошая поговорка: «Сабырдын тубы сары алтын», что в переводе означает – терпение золото, всем нам, друзья, терпения, не стоит на эмоциях рушить всё подряд, необходимо зарыть топор войны. Ведь пример Украины о чём говорит, о том, что сейчас происходит то, о чём начинают сожалеть обе стороны. В этой ситуации оба народа проиграли, и потирают руки другие. Не пристало казахам радоваться горю других, пытаясь найти для себя «дивиденды», это не наш путь и такое нам не завещали предки. Я об этом уже говорил, мы не из рода шакалов или гиен, мы из рода благородных волков. Чингисхан говорил: «Лучше быть последним среди волков, чем первым среди шакалов».  Нужно понять, что на этом поприще мы не завоюем уважение, если будем давать волю эмоциям и вести себя подобно шакалу Табаки. Мы не можем, отказаться от общей истории, и не можем уйти друг от друга, мы обречены жить в соседстве, как предначертано нам Всевышним, нам не изменить географии и не отгородиться друг от друга стеной. Не мешало бы многим из нас по обе стороны пересмотреть мультфильм «Маугли» или почитать книги Р.Киплинга. Есть такая фраза из Р.Киплинга, в ней, по моему, заложен глубокий смысл: «Волк чужого не ищет, Волк довольствуется своим». Нам непременно, нужно заниматься своим, не пытаясь «пыжиться», чтобы доказать степень своего влияния на мировое сообщество и привести в порядок свою материальную и духовную составляющую, мы самодостаточный народ и не обязаны кому-либо что- либо доказывать. А как я говорил выше, касаясь религии,  о стремлении разделить нас окончательно, вера имеет ключевое значение. В этой связи, приведу ещё одну цитату из его произведения - сказки старой Англии: «Но даже там  - на голой, мокрой скале – на краю гибели – христианский епископ сказал мне язычнику: останься верен отцовским богам и теперь я говорю вам: вера, которая осуждает предательство, даже если ценой предательства ты спасаешь душу, это правильная вера». Поэтому хочу обратиться к многочисленным приверженцам современных религиозных течений, задумайтесь, если ваша вера призывает вас отказаться от наследия своих прадедов и отцов, от части вашей души, это что же за вера?
                За тысячелетия нас не стёрли с лица земли ни голод, ни холод, ни катаклизмы, ни войны. Мы сумели сохранить до сего времени язык, культуру, историю, сохранили свой Дух и основополагающие каноны своей древней веры, сумев адаптировать их в величайшую мировую религию – ислам. Мы наконец «притёрлись» со своими Богом данными соседями, решив глобальные противоречия, которые могли бы стать камнем преткновения и положить начала раздорам и войне, мы пожили с большинством из них в одной стране и приобрели бесценный опыт, мы взаимно обогатились, кто бы что не говорил. Мы провели демаркацию и делимитацию границы со всеми соседними государствами, тем самым сняв самый острый вопрос на современном этапе сосуществования государств. У нас с каждым из соседей были противоречия в вопросе территорий, теперь фактически и юридически они сняты. Сейчас не внешняя угроза  довлеет над нами, сейчас для нас страшен внутренний раскол и это реальность современного Казахстана. И только наше сокровенное, наши истоки, наши традиции и устои, наша генетическая память, наша культура и язык, наша ментальность и древняя вера, вкраплённая в ислам и наша жажда познания современного цивилизационного выбора человечества способны вывести нас на столбовую дорогу. В этой связи мне вспомнились слова генерала Лавра Корнилова, мама которого была коренной казашкой: «Душу – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому!». Достойные слова, подкреплённые всей жизнью генерала, которые нужно нам помнить и стараться им следовать, для  преодоления линий разрыва, чтобы  они не превратились в пропасть.  Да, да именно пропасть, в этой шахматной партии за поражением стоит будущее казахской нации. Ничья это просто оттяжка времени от часа икс, а нам нужна только победа, победа, которая завещана нам нашими предками.  Они нам передали в качестве аманата, упаси Аллах от «Назарбаевского Аманата», язык, культуру, искусство, традиции, обычаи, устои, они сохранили и передали нам огромную землю – нашу Родину, они пронесли через века и не дали уничтожить истоки нашей древней веры в Тенгри, они передали нам генетический потенциал народа, тысячи раз умиравшего, но возрождавшегося. Поэтому я не хочу, и не буду молчать, и насколько мне хватит сил буду бороться, чтобы мы победили в этой партии стратегической игры. И моё мнение, это мой ход пешкой в шахматной партии за единство казахов. И.В. Гёте сказал: «Высказать мнение значить, как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна». Казахи говорят: «Омірім арыма садака, арым Еліме садака», в моём переводе это звучит так: «Моя жизнь не дороже чести, а честь не дороже моего народа». Я сделал свой выбор и свой ход.


Рецензии
Руслан, ваши слова наполнены любовью и душевной болью за свой народ.
Здоровья и сил вам на вашем пути.

Алексей Борзенко   26.11.2024 10:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Спасибо за ваши слова и вашу душу. Действительно, сейчас период, когда для нас казахов, остро стоит вопрос национальной самоидентификации. Амплитуда маятника увеличивается и всё более обостряется внутренний раскол. Всё проходит по душам людей, бьёт наотмашь, режет по живому. Хорошо когда соседи понимают, по крайней мере пытаются понять и не навредить.
С уважением Тастыбаев Руслан.

Руслан Тастыбаев   27.11.2024 07:58   Заявить о нарушении