Корабли на Волге

               
               
       Отдельный рассказ о Волге. В те далёкие времена, вплоть до «перестройки», речной флот играл довольно большую роль в части перевозки грузов и пассажиров. Поэтому специальные службы следили за состоянием рек, их фарватеров. Регулярно производились дноуглубительные работы. Драги были неотделимыми элементами судоходных рек. Сегодня, похоже, никому нет дела до фарватеров. Волга и Ока мелеют, образуются новые острова.               
       В 60-е годы трудно было представить пустынную Волгу. Тогда на Горьковском рейде стояло множество разных судов. Это и несамоходные баржи, и сухогрузы, и наливные суда, и суда техфлота. Белые пассажирские пароходы и теплоходы нередко стояли на рейде ровным строем. Время от времени на рейде появлялись такие красавцы, как флагман пассажирского флота дизель-электроход «Ленин» и его брат «Советский Союз». Среди множества стоящих судов шли вверх и вниз другие суда и караваны. Тогда еще толкачи только появлялись и зачастую баржи буксировались колесными паровыми буксирами. Тут же сновали разные рейдовые катера и моторные лодки с высоким длинным носом и низкой кормой, которые назывались «Великовражка». На лодках не только рыбачили, но и перевозили людей. И среди этого великолепия часто удавалось увидеть длинный, почти в пол километра, плот, который тащил буксир, а то и два. Плот долго был виден на реке.               
       Основными пассажирскими перевозчиками на местных линиях были речные трамвайчики «Москвичи», которые в народе назывались «финляндчиками», из-за того, что когда-то такими перевозками занималось какое-то финляндское общество. В последствии это название преобразовалось в «фильянчик». На более длинных местных линиях работали «ОМ-ики», т.е. «Озерные Москвичи». Это уже судно более крупное, чем «Москвич». А совсем на близкие расстояния, на противоположный берег, ходили «ПС-ки», Которые в народе назывались «калошами». По сути это большая плоскодонная лодка с маленькой рубкой в середине и дизелем перед ней. Это совершенно открытое со всех сторон плав-средство (ПС) со скамейками, расположенными вдоль бортов. 
       Уже стали появляться диковинные суда на подводных крыльях. Первыми были «Ракеты», удобные и скоростные. Уже потом появились более солидные «Метеоры», «Буревестники» и единственный «Спутник». Жизнь на реке кипела. И, надо отметить, что пассажирские колесные пароходы обладали прекрасной комфортабельностью и были уютнее более современных теплоходов чешской и венгерской построек.
       Где-то в августе, начале сентября мы с моим школьным другом Димой Волковым спускались вниз по Чкаловской лестнице к реке. Берега были еще натуральные, без бетона и гранита. Берег был обрывистый с песчаной полосой внизу. У берега стояли деревянные дебаркадеры, к которым с берега вели мостки. Эти прогулки к реке привлекали нас тем, что на берег рекой выбрасывались большие куски сосновой коры от проходящих плотов. Из неё получались прекрасные лёгкие парусные кораблики. Тут же на берегу выстрагивался ножом обтекаемый корпус, устанавливалась деревянная мачта, навешивался бумажный парус, на корме приделывалось перо руля из тонкой щепки, и корабль отправлялся в дальнее плавание. Может быть до сих пор наши кораблики пытаются пройти Босфор… Символично, что и я, и Дима окончили кораблестроительные факультеты, только я в ГИИВТе, а он в Политехе.
               


Рецензии