Глава 6. Семья Иисуса
Намного меньше известно об отце Иисуса, Иосифе, который исчезает из евангельских текстов сразу после окончания повествования о детстве Иисуса. Общепринятое мнение таково, что Иосиф умер, когда Иисус был еще ребенком. Но есть и те, кто считает, что такого человека вообще не существовало. Только двое из евангелистов, Матфей и Лука, упоминают Иосифа, чтобы объяснить спорную идею — рождение от девы.
С одной стороны, тот факт, что и Матфей и Лука, которые, по общепринятому мнению, не знали ничего о работе друг друга, рассказывают о непорочном зачатии в соответствующих местах своих текстов, говорит о том, что эта часть традиции сложилась довольно рано, возможно, еще до появления первого Евангелия от Марка. С другой стороны, за исключением рассказа о детстве Иисуса у Матфея и Луки, в Новом Завете больше нигде нет даже намека на эту историю о рождении: ни у евангелиста Иоанна, который представляет Иисуса как божественную сущность неземного происхождения, ни у Павла, который считает Его воплощением Бога в буквальном смысле слова. Такое молчание текстов привело к обширным дискуссиям о том, не был ли сюжет с непорочным зачатием изобретен, чтобы скрыть неудобную правду о происхождении Иисуса, а именно то, что Он был рожден вне законного брака.
На самом деле, это очень старый аргумент, его выдвигали еще самые первые противники христианства. Так, Цельс во II веке н. э., излагает скандальную историю, которую он якобы слышал от одного палестинского еврея: в этой версии мать Иисуса забеременела от солдата по имени Пантера. Рассказ Цельса настолько полемичен, что его нельзя принимать всерьез. Однако он свидетельствует о том, что меньше чем через сто лет после смерти Иисуса по Палестине ходили слухи о его незаконном рождении. Они могли иметь место и при жизни Иисуса. Когда Он начал свою первую проповедь в родном Назарете, среди его соседей раздался ропот, а один из них спросил напрямую: «Не сын ли Он Марии?» (Мк. 6. 3) Это поразительное заявление, которое нельзя оставить без внимания. В Палестине назвать старшего сына в семье по имени матери — то есть Иисус бар Мария, а не Иисус бар Иосиф — было делом не просто необычным, а вопиющим. Как минимум, это было нарочито пренебрежительное высказывание с настолько явным подтекстом, что в более поздних редакциях евангельского текста Марка пришлось вставить фразу «сын плотника и Марии».
Говорить о раннем периоде жизни Иисуса в Назарете попросту невозможно. Причина в том, что до тех пор пока Иисус не был провозглашен Мессией, а оставался иудеем-простолюдином из незначительной деревушки в Галилее, никому не было никакого дела до того, какое у Него было детство. А после того, как Он стал Мессией, имели значение только те стороны детства и юности, которые могли пригодиться для подкрепления богословских умозаключений того или иного автора.
Можно предположить, что в отличие от апостола Павла, Иисус не имел средств для учебы у известных законоучителей в Иерусалиме, иначе авторы Евангелий не преминули бы об этом сообщить. Павел с гордостью вспоминал, что познавал премудрости Торы у знаменитого Гамалиила . Иисус, как старший сын, по-видимому, был вынужден оставаться в Назарете и помогать семье, пока не подросли Его младшие братья и сестры. Поэтому Он все постигал Сам, и о том, что Он в этом преуспел, свидетельствуют обширные знания Писания, которые Иисус проявил во время проповедей и споров с фарисеями.
См. : ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ДОГМАТ О НЕПОРОЧНОМ ЗАЧАТИИ И КНИГА ПРОРОКА ИСАЙИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. "БРАТЬЯ ГОСПОДНИ"
6.1.ОТНОШЕНИЕ ИИСУСА К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ
Отношение Иисуса к традиционным семейным ценностям было во многом противоположным отношению иудаизма его времени.
В 30 лет , когда Иисус покинул родственников и начал общественную деятельность, Он был не женат и скорее всего,в таком состоянии оставался до своей гибели.
В еврейской традиции брак играет важную роль.Иудаизм не только не видит в безбрачии средство для достижения святости, но, наоборот, считает безбрачие помехой личному совершенствованию.Имеется также библейское указание на то, что первосвященник должен быть женат (Лев. 21:13).Традиционный еврейский взгляд на брак нашёл своё наиболее отчётливое выражение в следующем положении: «Каждый человек обязан жениться, чтобы выполнить свой долг продолжения рода, и всякий, кто не участвует в продолжении рода, как бы проливает кровь, умаляет Божий образ и принуждает Шхину покидать Израиль». Отсутствие детей и вообще физическая неполноценность в древности оценивались как признак проклятия или наказания Божия.
Иисус, видимо, эти взгляды современников не разделял.
Причины, приводящие людей, как «скопцов», к безбрачной жизни, Христос разделил на три категории(Мф 19:12-12): биологическая, когда люди «родились таковыми от чрева матери». Такой «род скопцов не может быть порицаем»; 2) влияние иного человека, что «порицается»; 3) решение человека посвятить себя Царству Божьему, т.е. сознательно сделаться «скопцом ради Царства Небесного», — это решение «заслуживает похвалы» .
Новозаветное отношение к браку, которого вероятно, придерживался и Иисус, выразил ап Павел. Он писал, что «в браке нет ничего плохого, но соблюдающий безбрачие поступает лучше» (1Кор. 7:25, 26) ; что «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене… кто непоколебимо твёрд в сердце своём и ... будучи властен в своей воле, решился в сердце своём соблюдать свою деву, тот хорошо поступает» (1Кор. 7:32, 36, 37); что «...хорошо человеку не касаться женщины… Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я.. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я».( 1 Кор.7:1-9)
Евангелия не скрывают довольно холодные отношения Иисуса и Матери.Мы не находим ни слова нежности или любви как материнской, так и сыновней .Даже на кресте Иисус сдержанно говорит с матерью, поручая любимому ученику заботу о ней:«Жено! се, сын Твой» (Иоан. 19, 26). Обращаясь к Матери, Он всегда называл ее словом « жено». Она была для него просто родительницей, «женщиной», как перевел это слово Лютер.
Как видно из Евангелий, к кровнородственным связям Иисус относится если не негативно, то всегда сдержанно-критически. Такое отношение кажется удивительным, если учесть, какую роль играло в еврейском обществе родоплеменное начало. А Иисус между тем отодвигает родовые связи на второй план. Он говорит о том, что Его родные — это Его ученики, т.е. те, кто исполняет волю Божию. Это иллюстрирует след евангельский эпизод:
«Когда «пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои…» (Марк. 3, 31–34)
Похоже, что позже непримиримость Иисуса по отношению к семье еще более усилилась.
Иисус говорит о том, что Он пришел, чтобы принести разделение, и что враги человеку-домашние его:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его»
Своим ученикам Он обЪясняет: "Думаете ли вы, что я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех; отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери...»( (Лк 12:51–53; Мф 10:34–46 )
Еще жестче описание Луки: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (14,26).
Очевидно, что такая «антисемейная» позиция уходит корнями в апокалиптическое провозвестие Христа.Незадолго перед концом века сего, как утверждает Иисус, семейные конфликты еще более обострятся: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мк 13:12).
Оппозиция Иисуса к семье ясно прослеживается в призывах оставить дом ради грядущего Царства. Те, кто так поступает, получат награду:
«Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или детей, или земли, ради меня и благой вести, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.».(Мк 10:29–31)
Ученики Иисуса должны заботиться не о семье, а о грядущем Царстве. Никакие семейные узы не могут являться более важными, чем Царство: братья и сестры, жены и дети — все это не столь существенно.
Однажды, когда «Другой из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21-22)
Этот запрет "похоронить отца" противоречит иудейским представлением о благочестии, его трудно, даже невозможно понять в свете Пятой заповеди :«Почитай отца своего и матерь свою». Эта заповедь настолько важна, что Писание приравняло ее к заповеди почитания Бога! Похоронить отца- долг сына! Любовь к Учителю - выше любви между родителями и детьми, и даже естественная забота о родителях не должна быть препятствием в следовании за Ним. Главное, что следует делать ,– возвещать Царствие здесь и сейчас, вне зависимости от событий семейной жизни
Для Иисуса родство по вере - сильнее кровного родства.Дело в самой сути кровнородственных связей. Они, безусловно, являются мощным связующим фактором между людьми , в этом их сила, — но только до тех пор, пока отношения в семье не изменят своего качества. Если же один из них -ученик Христа и он готов строить отношения с ближним по законам Царства,следуя за своим Учителем, а другие - нет, отношения между ними станут , по сути, невозможными. И тогда может оказаться, что ради Царства кровнородственные связи необходимо отодвинуть на второй план, а иногда и вовсе — разорвать.
Иисус призывает своих последователей :«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»(Марк 8:34).
Вокруг Иисуса образовался круг последователей, некоторые из которых по его призыву оставили жен и детей (Мф.19:29), как Симон Петр и иные апостолы. Прекратив рыбную ловлю, они оставили свои семьи в двусмысленной ситуации — без развода и без материального обеспечения...
Можно заключить, что Иисус и его ученики не поддерживали традиционные ценности своего народа?
Иисус не вступил в брак, не имел детей. Он не придерживался ветхозаветного табу про «неполноценных мужчин» — скопцов ( даже если это добровольные «скопцы» , посвятившие себя без остатка служению Царству).
Он считал, что близок Конец, а значит, крепкие семейные узы и социальные институты мира сего уже не играют роли. Подлинно значимо лишь грядущее Царство. Но проповедовать это учение и сохранять прежнюю социальную структуру невозможно: это все равно, что наливать молодое вино в старые мехи или пытаться поставить заплату из новой ткани на старую одежду. Мехи лопнут, а ткань разорвется. Новому вину нужны новые мехи, а новой одежде — новая ткань (Мк 2:21–22).
Свидетельство о публикации №224102100111