Хорошая работа - ЖИТЬ! 42
Глава 3.
Забег на реактивную
дистанцию
Ещё не закончилась вторая мировая война, когда стало известно, что и противник, и союзники СССР активно работают над созданием реактивный авиации. И продвинулись в этом плане немало. Создалась явная угроза отставание от Англии, США и Германии на самом передовом техническом направлении. Это могло ослабить советское государство в военном и политической отношении.
Исходя из этого в феврале 1944 года Государственный Комитет Обороны принимает Постановление, где предусматривает мероприятия по развитию реактивной авиации, подчеркивая : "Придавая исключительно важное значение созданию реактивной авиации в СССР, ГКО счел необходимым возложить решение этой задачи на Наркомат авиационной промышленности",.. и " обязать Наркомавиапром (т. т. Шахурин и Яковлев) собрать все квалифицированные силы в СССР и организовать научно-исследовательский институт реактивной авиации,. . считая его главной задачей создание реактивных двигателей."
Причём институт должен был быстро обеспечить создание надёжных двигателей и самолетов, чтобы уже в текущем 1944г. практически осуществить полёты первых таких самолетов.
Все ведущие авиаконструкторы получили задания на проектирование и создание самолетов нового поколения.
В опытных конструкторских бюро Микояна, Лавочкина, Сухого, Яковлева началась борьба за новые скорости, новые высоты, большую дальность полёта.
Все понимали - победителем в гонке на реактивной дистанции будет тот, кто сможет решить сложнейшие технические задачи неординарно, качественно, в самые короткие сроки.
Летчику-испытателю инженеру Алексею Николаевичу Гринчику предстояло занять свое важное место в этой борьбе на новое, опираясь на слова одного из пионеров мировой авиации капитана Фербера: "Изобрести аппарат - ничего не значит, построить его - значит немного, заставить его летать - это все!"
Глава 4.
Секретно. Опасно. Почетно
Весной 1946 года над летным полем испытательного аэродрома, возле которого находился посёлок Стаханово, периодически стал раздаваться оглушительный ревущий звук, совсем не похожий на привычный рокот взлетающих самолетов.
Заслышав его, вездесущие мальчишки, подняв, как по команде, головы, с понимающей гордостью говорили: "Реактивный! Гринчик полетел!"
Неудивительно, ведь отцы их были такими же летчиками-испытателями, либо работали в разных аэродромных службах. Секреты были, конечно, секретные, но в посёлке, где все жили авиацией,, были с ней связаны, где все дышало ею, пропустить главное событие было невозможно.
И самого Гринчика знали здесь ещё с той поры, когда с аэродрома привозили летчиков в гостиницу, где они обедали и отдыхали (тогда ещё домов в посёлке для специалистов не строили), а потом знали и домик, который он снимал.
Это была действительно необычная машина, какой в стране ещё не было.
Провести её испытания Нарком авиационной промышленности предложил Гринчику. Алексей Иванович Шахурин скрывать ничего не стал: работа большая, ответственная, но гарантий безопасности никто дать ему, Алексею, не может. Дорога неизведанная, а значит лёгкой не будет.
Масштаб поставленной задачи переоценить было невозможно, как и степень личного доверия к нему, пилоту, испытателю, инженеру. Каждый бы профессионал мечтал бы услышать такое предложение, и Гринчик согласился сразу и без отговорок.
Включиться в работу ему предстояло уже на самых первых этапах создания. турбореактивного истребителя: вникнуть в идею, изучить все в деталях, участвовать в обсуждениях специалистов, высказывать замечания... Словом, готовить полет задолго до первого взлета. Значит потребуются не только его летный и испытательский опыт, но и инженерные познания.
О нем, испытателе реактивного первенца Советского Союза, годы спустя скажет академик Ростислав Аполосович Беляков, Генеральный конструктор ОКБ Микояна (с 1962г. ) в интервью французскому журналисту Жоржу Мармену.
"Проведение летных испытаний И-300
было поручено очень опытному летчику, имевшему также боевой опыт, - Алексею Николаевичу Гринчику. В 1942 г. он выполнил на Миг-3 62 боевых вылета, воевал на Калининском фронте.
В одном из боев был ранен,.. и посадил самолёт без выпуска шасси.
Весной 1946 года в СССР имелось всего 11 летчиков - испытателей первого класса... Из них Гринчик был самый молодой, но в то же время, БЕЗУСЛОВНО, САМЫЙ ОПЫТНЫЙ. " (выделено мной - авт.)
Буквально на следующий день после разговора с наркомом, Алексей отправился на завод, на встречу со своей будущей машиной - истребителем на реактивной тяге. И - 300 Ф, который тогда находился ещё в эскизном варианте. Позже он получит военное обозначение МиГ-9.
Он свой выбор сделал.
И судьба тоже выбрала... Его...
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224102101403