Старуха Изергиль - оригинальный взгляд Б. Вугмана

СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ оригнальный взгляд Б.Вугмана на творчество Максима Горького

В материалах, рекомендованных для школьного разбора  в интернете, есть произведение Максима Горького «Старуха Изергиль».
 Там саму рассказчицу относят к разряду «положительных» героинь:
Смелая, умная, решительная, с чувством собственного достоинства, свободолюбивая и независимая.
   Но перечисляли, "до кучи", еще и «отрицательные» качества:
Ветреная, переменчивая, любвеобильная.

Это шаблоны, конечно. И современные школьники охотно берут информацию из интернета.
«А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала»- рассказывает о себе Изергиль.

        Не скрою, что  я прочила это произведение задолго до изучения по школьной программе. И наравне с героями из рассказа «Макар Чудра»  Лойко Зобаром и Радой  в свои 12 отроческих лет, принимала истории, рассказанные старухой Изергиль, через сказочно – романтический флёр. Совсем не углубляясь в авторские смыслы.
И вот недавно вновь встречаюсь с героями , но через взгляд,  от моего юного, совсем отличный.
 И это работы автора Проза.ру Бориса Вугмана .

Издавна девочек воспитывают будущей матерью, женой, в целомудрии.
Но совсем иное проповедует Изергиль. Поведение, мягко скажем, «раскрепощённое» – сомнительной ценности образец.
Жизнь ради собственного удовольствия. Не считаясь с судьбами любовников. Вот её смысл жизни.
Что с этими людьми происходит после расставания, живы- нет ли…
«Никогда я не встречалась после с теми, которых когда-то любила»

Это произведение относят к романтическим.
А если приблизиться к героине на расстояние, с которого её разглядывает не писатель Горький, а читатель Борис Вугман?
   Разбор ,который представил Борис, на мой взгляд, отличается не только эмоциональностью, но и очень своеобразным взглядом.

  Совсем не юношеским, школярским взглядом он рассматривает произведение Горького.
Только прожив долгую жизнь, накопив жизненный опыт и мудрость, можно рассуждать о Старухе Изергиль в том плане, который представлен в литературоведческой работе Бориса Вугмана.
   Так о чем писал Горький?
О смысле жизни. И каждый из литературных героев видел его по своему. Но всё же с подачи авторского, горьковского, смысла мы знакомы с ним.
 
   Что для меня, как читателя, стало открытием в работах Бориса? -
Это связь с историческими событиями, через которые прошла жизнь Изергиль.
Такой трактовки я не встретила, "прошарив" тему «Старухи Изергиль» на просторах интернета.

        Борис подтверждает события историческими датами в ссылках.
Я не сверялась с их последовательностью, доверяя автору.
Но этот приём открывает многослойность произведения.
Изменился горизонт, он стал как будто шире.И как в киноплёнке, чудесным образом обратного показа, возникают, наплывая, картинки истории бльшой Российской империи через судьбу самой старухи и ее любовников.(http://proza.ru/2024/10/11/430)

   Старуха прожила бурную жизнь, она не раз была убийцей!
Рассказ теряет романтический флёр случайной собеседницы писателя. Быть может действительно Горький  хотел донести неоднозначность событий на канве повествования рассказчицы?
Прочтение в юности и перечтение этого произведения сейчас оставило два разных ощущения.
Что проповедует старуха в диалоге с Горьким?
Жизнь ради собственного удовольствия. Не считаясь с судьбами любовников, вплоть до  убийства тех, кто встал на пути её желаний.
   
Борис часто употребляет слово «сатанизм». Вероятно, не имея в виду  оккультные службы и поклонение языческим богам. А как раз понимая, что сатанистов характеризует вседозволенность, мстительность и животное существование. Отсюда и допустимость убийства, лжи, жестокости и насилия. Всё это есть в натуре старухи Изергиль.

   Разве нам на уроке литературы хотя бы тенью дали намёк на эти  особенности характера невольной собеседницы? Да к тому же совсем не дружелюбной. («Стариками родитесь вы, русские!)
Но Горький, такой далёкий для нас, был современником этой рассказчицы! Ему было виднее.
Получается, что он нашел возможность литературным языком, но с Эзоповыми смыслами оформить свои мысли?

Кому-то покажутся не убедительными аргументы в неожиданном открытии смыслов Борисом Вугманом.
Но, как читатель его страницы на Прозе, отмечу интересные  работы автора на библейские темы. Он знает Библию, в отличие, скажем, большинства из нас
  В нашем, насквозь атеистическом обществе, не принято было даже намёком сослаться на Книгу Книг – Библию.
    Однако, мальчиком, Алёша Пешков ( Горький) наверняка изучал Закон Божий? Мне думается, что  нет оснований сомневаться.
Борис пишет:
«Для человека, знающего Библию, не составит никакого труда назвать места в Книге-книг «Библии», из которых Максим Горький заимствует литературные приёмы»

Анализируя  произведение «Старуха Изергиль»,  Борис производит
Обобщение трех частей в таком порядке:

Жить вне людей и  для себя ( Ларра)
Жить с людьми, но для себя ( Изергиль)
Жить с людьми и для людей (Данко)
Выстраивается в обоснованную концепцию.
       И каждая из этих легенд в работах Бориса Вугмана  открывет неожиданную трактовку.

Например, Борис пишет что:
 «Горький  даёт фактически, проповедникам крушения Российской империи символ каббалистов: Россия – это Ларре, от которой останется только одинокое пятно в облаке. Россия исчезнет со своим орлом на гербе.
История подтвердила пророчество Изергиль в «Легенде о Ларре» М.Горького»

  С этим умозаключением я позволю себе категорически не согласиться.

Российская империя стараниями  европейских «партнёров» и внутренней 5 колонной, дважды приказывала долго жить. ( в 1917 году и в 1991- как СССР)
Но, к счастью, «пятном на карте-облаке» она не стала!
      Россия. Уже не имперское, но Федеративное образование с огромной территорией и возможностями.
Образ России не равен образу Ларры.
    Да и орёл, как Государственный символ присутствует на геральдическом Гербе России: Красное поле щита и на его фоне двуглавый орёл, с символами власти в лапах.
 Одна голова смотрит на Запад, а другая – на Восток. Так расположены земли нашей страны.
Орла в геральдику Руси привнесла Софья Палеолог – племянница последнего Византийского  императора Константина Х1, ставшая женой Ивана  Третьего.
История с Орлом интересная, но едва ли Горький мог предвидеть современную историю.
Я бы скорее увидела противопоставление двух образов: Ларра, как эгоист и Данко, как альтруист.

Положительный герой повествования Данко.
И хотя до революционных событий 1905 года ещё долгих 10 лет, но его  порыв служения людям  очень понятен читателю той поры и нашим современникам тоже.
Сердце отдаю людям!
Но в то же время, Горький  показал, что люди часто бывают неблагодарны, принимая жертву.
Идея, заложенная в легенде, обычно трактуется как революционный призыв.
У Бориса:
«На фоне бессилия народа и его вождей, решить безысходную участь, появляется яркая личность –революционер, который жертвуя собой, указывает выход из невыносимого бытия»
    Это общепринятый вариант трактовки.

Но я, уже из нынешнего «далёка» , по прошествии 100 с лишним лет со времени создания «Старухи Изергиль», не могу однозначно принять образ именно с «революционным» подтекстом.
   Думаю, что в Библии найдется персонаж с похожей установкой.
Хотя бы Моисей, который вывел евреев из Египта…

Свои работы Борис привязывает к Каббале – эзотерическому течению в талмудическом иудаизме.

Из Википедии:
«…С точки зрения изучающих Каббалу, причина всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности, - несоответствие законам мироздания.
Целью изучения Каббалы  является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять своё предназначение в материальном и духовных мирах...»

       Все работы  по теме произведения «Старуха Изергиль»  Борис Вугман рассматривает  через призму учения Каббалы.Рассматривая героев, как нашедшего духовное совершенство Данко, и так и не достигшие его - Ларра и Изергиль.
Быть может и Горький эту мысль заложил?
Мне, как читателю, пришлось многое осмыслить и понять, прибегая к помощи «всемирного разума.»
   Погружение в работы обоих авторов для меня открыло много нового.
 


Хочу поблагодарить автора Бориса Вугмана за интересную, очень познавательную работу. За глубокий аналитический взгляд, не совпадающий с традиционным  литературоведческим.
Именно это побудило меня перечитать «Старуху Изергиль» и увидеть новое в привычном.
 Работа проделана большая. И мне, как читателю, интересно было возвращаться к его текстам неоднократно. Впечатления я собрала в это эссе.
С уважением.
Галина Санарова.

ссылки на работы Б. Вугмана
http://proza.ru/2024/10/07/1709

http://proza.ru/2024/10/13/1242

http://proza.ru/2024/10/18/972      


Рецензии
Как славно,что я из школьных знаний запомнил только смешное имя Извергиль.Так мы дразнились тогда в адрес строгой учительницы.

Саша Немиров   16.01.2025 20:54     Заявить о нарушении
Саша, добавив всего одну букву в написании имени старухи, вы, школяры, невольно обозначили самую суть этого литературного персонажа.
С улыбкой,

Галина Санарова   17.01.2025 08:41   Заявить о нарушении
У меня осталось мнение,что сам автор намеренно назвал героиню подобным именем.Уже 60 лет прошло а эта "кликуха"только и осталась в памяти

Саша Немиров   17.01.2025 09:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.