Гераклы героические и Геркулесы политические

          
        ГЕРАКЛЫ ГЕРОИЧЕСКИЕ И ГЕРКУЛЕСЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ               
      
       Выбранные места из авторских примечаний
      
       Кто спасёт империю от распада? Вопрос далеко не праздный, особенно для тех,  кто уже хотя бы  раз пережил её позорное падение и при этом чудом выжил.
       У каждой  империи и  сверхдержавы  своя история болезни — история расцвета и упадка. Могущество любой империи не может длиться вечно — государственный механизм,  как и человеческий организм  быстро изнашивается, дряхлеет, ветшает  и неизбежно разрушается. Экономика любой страны не может бесконечно долго развиваться и процветать — экономический кризис неизбежен и подобен смерти. 
  Погибшую империю  невозможно реанимировать  в былом её великолепии и могуществе, её нельзя даже реконструировать —  обязательно получится  внешне нечто похожее на оригинал, но по своей сути весьма далёкое от него.
      Пути у всех империй разные, итог один —   вырождение  и  распад, а иногда и полное исчезновение.  Почти во всех державах, претендующих на статус империи, непременно возникают бациллы коллективного  психосоциального суицида, вызываемого синдромом накопленной психофизической  усталости имперского этноса.
    В каждом тысячелетии, в любом эоне и столетии  есть свои эпохальные  мифические и реальные  герои-полубоги  и демиурги, способные защитить свой народ от  всех бед и несчастий, спасители отечества, доблестные воители и идеальные цари. В ходе мировой истории то возникали, то исчезали  в большом количестве как Гераклы героические, чья жизнь   была наполнена только славными подвигами, так и Геркулесы политические,    целью которых стало только одно  мировое господство. Среди Геркулесов политических в начале II тысячелетия н.э. появилось несколько  таких, кто своё стремление к всемирной власти скрывал  под видом  спасения своей империи от неминуемого краха. Только победоносная война над своими соседями могла спасти, по их мнению, их непобедимую и могучую империю. Как правило,  при такой   двуличной внутренней и внешней политике, такие спасители империи, завоеватели и освободители в одном лице, чаще всего терпели позорное  поражение, чем блистательный триумф. Настоящих спасителей империй и национальных демиургов  в мировой и отечественной  истории можно  пересчитать по пальцам. Римскую империю никто из цезарей не спас от  нашествия.  Никто из императоров  не спас и Священную римскую империю германской нации от развала во войн узурпатора Наполеона, Не нашлось спасителей четырех империй во время первой мировой войны  в начале XX века, как не нашлось 30 лет назад спасителей и советской империи нового типа — СССР.  Весьма огорчительно, но факт — героев-воителей  и кумиров нации много, а спасать родную империю от развала и гибели некому. Нет желающих спасать от развала и нынешние сверхдержавы — США, Евросоюз и Великобританию… Хороших и разных Гераклов и Геркулесов много, а настоящих жертвенных спасителей   своих миров-отечеств  и цивилизаций — никого.        Сегодня мы, дети Войны и Беды, являемся прямыми свидетелями стремительного  порождения  культа личности Владимира Путина как очередного  идола и кумира эпохи,  как Демиурга Русского мира и Спасителя Отечества. Как и открытое экзальтированное обожание  идола, порой  переходящее в слепое идолопоклонство и камлание,   так и  плохо скрываемое      неприятие его образа как авторитарного, лукавого и тщеславного политика отдельными группами населения, происходит на фоне не совсем благополучной социально-экономической ситуации в стране и в ходе затяжной войны России с Большим Западом.
      Сегодня  процесс деградации фигурантов мировой политики достиг такого состояния, что на фоне легионов политических пигмеев Владимир Путин  воспринимается как легендарный  Геркулес Капитолийский и Всероссийский, как  Спаситель  мира. Никто из людей не знает,  в каком образе войдет в мировую историю Владимир Путин, ибо к нему, как и всем остальным простым людям применима  крылатая фраза донского поэта Бориса Примерова: «Не важно, с чего я начал, а важно, чем я закончу». Трагический конец этого поэта нам известен, но это совсем не значит, что Борис Примеров плохой поэт.
     Чем  быстрее и тревожней протекает исторический процесс в беге времени, тем чаще  сменяются  идолы  эпохи, тем короче становится их посмертная  слава. В тревожном  беге времени стремительно, на глазах одного поколения,  мельчают и вырождаются кумиры каждого поколения —  Гераклы героические сменяются Геркулесами политическими, а последние в свою очередь  —   политическими шулерами и авантюристами.
     Ещё совсем недавно всем казалось, что перед ними Геркулес Непобедимый и Сын  самого Зевса в своём золотом божественном сиянии  и богатырской славе, а сегодня перед нами  музейный  истукан из потемневшей бронзы  с остатками позолоты  на палице-дубине, на животе, на  детородном органе,  на трёх яблоках в руке  из сада Гесперид. Геркулес Капитолийский, Геркулес Фарнезский и Геркулес из  Фолиньо —  сколько их и подобных им героев реальных и мифических  сменилось за всю мировую историю, но никак не хочется признать неисправимую святую наивность Гомо  сапиенс —  его слепую  веру, обожествление  и поклонение живым и мёртвым кумирам. Жалко смотрится «разоблачённая» бальзамированная Изида, ничтожным и беспомощным  смотрится сегодня  кумир позавчерашний. 
      Нельзя  категорично утверждать, что  властительный идол   всегда необходим народным массам, что без него они не нация, а просто разрозненное людское стадо, что без великого Пастыря  и Кормчего в этом мире никак не обойтись.  Дело в том, что, например, при народовластии, кумир толпы совсем не обязателен,  вместо него  и пастыря доброго   вполне достаточно архиепископа, а вместо Кормчего —  Совета  старейшин, как было когда-то давно в Новгородской республике. Сами по себе  культурные герои, политические кумиры и идолы  являются необходимым оживляющим  антуражем  каждого правления и  каждой отдельной  эпохи. У каждого народа свои  вожди и  пастыри (пастухи), свои герои, идолы на час  и кумиры на одно поколение. И только между пастухами человеческих стад почти нет различия, ибо как гласит Священное писание, среди них много тех, «кто пасёт самого себя себе во благо». (Анатолий Апостолов. Слово о спасителях пасомых. —  Проза. ру)
        Культ личности политика, как и век кавалергарда весьма недолог.   Жизнь вождя-идола в его показном величии и славе, как правило, коротка, а разочарование в кумирах иногда бывает разрушительным  и вредным для психологического и нравственного климата социума. Совсем не случайно фраза «Не сотвори себе кумира»,  является одной из десяти заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай. «Нельзя прикасаться к идолам: их позолота останется у нас на пальцах», —  предупреждал своих читателей  Гюстав Флобер  в романе «Госпожа Бовари».
        Однако, позолота  на  самом  вчерашнем  кумире и позолота  на пальцах — ещё не самое худшее  для тех, кто творил для себя кумира. Страшно само  разочарование во вчерашнем идоле и  токсичный стыд  за  своё очередное заблуждение, и понимание того, что Лев Толстой был прав, когда говорил: «всё ложь, всё обман», что надо жить своим умом и доверять  только своему природному чутью и совести.    Кто спасёт  Россию как империю и русскую цивилизацию от грядущего развала?   Господь Бог и Божья Матерь? Геракл героический   или Геркулес Капитолийский,  политический с огромной позлащённой   дубиною в руке? 
       А может новый Отец Отечества,  Вождь и Учитель всех народов?   А может совсем  не Бог, не царь и не герой, а  простой, вежливый и скромный постсоветский человек, бесстрашный рыцарь  из Ордена меченосцев? Скорее тот, кто был когда-то  никем, а а сегодня  стал Всем…
    Сегодня в роли спасителя Русской империи и русского мира является простой советский и постсоветский человек Владимир Путин, который по замечанию главного спикера Госдумы Вячеслава Володина  олицетворяет собой саму Россию как  великую империю и как любимое Отечество: «Путин  —  это Россия, а Россия — это Путин».
        Только этот человек, по мнению   нынешней правящей элиты,  способен спасти Российскую империю от гибели,  а русский этнос от полного исчезновения.  Способен ли   Президент РФ Владимир Путин стать Спасителем России и  Демиургом всего русского мира, покажет время, а пока, как сказал главный герой  известной комедии выдающегося   русского писателя и дипломата: «Свежо предание, да верится с трудом!» В русской истории было много великих воителей и героев, реформаторов и отцов империи, но ничтожно мало  благоустроителей и  спасителей.   
      В самом деле, для того, чтобы спасти русский мир от гибели русскому Гераклу-Путину придется совершить не 12 подвигов, а в два-три раза больше, но прежде — одержать блестящую победу над Большим Западом и всемогущим  Финансовым Интернационалом.
      Чтобы  спасти  могучую империю от   текущего развала, необходимо сделать многое, что не под силу одному даже самому сильному и выдающемуся человеку. Прежде всего, надо защитить державу  от внешнего  военного и экономического влияния, от токсичной внутренней несистемной оппозиции ("пятой колонны").  От  тотальной системной коррупции во всех сферах жизни российского социума, от  самого разнузданного  в мире ростовщичества и немыслимого верховенства и могущества банковского капитала  в стране. Кредитные   долги народных масс  превзошли самые немыслимые  пределы, русский этнос оказался  в  пожизненной  финансовой кабале, без билета в  Будущее. Коррупция и казнокрадство в Минобороны  поражают  и пугают  своими масштабами,  и ненасытной всеядностью. Высшие чиновники  в целом наживаются  на крови наших солдат, на вооружении, воинских мемориалах, на обмундировании и  пайках русских воинов.
     Кроме  проведения всевозможных специальных военных и  правовых  операций,   необходимо спасать  империю, как это ни парадоксально, от  самих  её спасателей и спасителей, — от    их волюнтаризма и заблуждений,  от их высокомерной гордыни и больного самомнения, гигантомании и несбыточных и разорительных затей. Одновременно с этим Путину как Отцу Отечества и Спасителю  нужно  срочно спасать от вымирания   сам имперский народ -  создать все  оптимальные социальные условия  для его  нормального дальнейшего  нормального развития и процветания. Но прежде всего, нужно устранить причины массовой деградации, социального и нигилизма русского этноса, наполнив его жизнь высоким смыслом и предназначением. 

      И наконец, как быть Путину-Гераклу и Геркулесу политическому с теми, кто породил его  и сделал исторической фигурой на шахматной доске мира?  Как быть с теми, кто финансировал его и лепил из него, такого  обычного, незавидного, невзрачного имярека  образ  великого правителя, Владыки и Хозяина новой жизни? Быть вечно признательным и благодарным им на всю оставшуюся жизнь, или навсегда вычеркнуть  их имена из своего лабиринта  памяти? В мировой истории можно найти множество назидательных реальных  фактов, легенд и мифов на эту тему, когда создание  убивает того, кто его породил  и,  наоборот, когда родитель Кронос пожирает собственных детей,  по принципу Тараса Бульбы: «Я тебя породил,  я  тебя и убью!»  И совсем не случайно, что  сотворение себе  кумиров, считалось в  эпоху монотеизма  одним из главных  нарушений заповедей Божиих и непростительным грехом. И не всегда процесс кумиротворения и культа личности  приобретал благополучный и  консолидирующий социум  исход. Сотворение кумиров и идолопоклонство порой сопровождается политическими убийствами, репрессиями и массовым террором.
     Увы, незавидна судьба  Демиургов и Кумиров  эпохи — она порой трагична и трагикомична, а порой  культ личности похож на жалкий фарс.  С идолов и кумиров  эпохи быстро исчезает позолота,  обнажая перед нами  обычный  жалкий  прах земной,  и порождает очередную химеру наших заблуждений. Кто спасёт от гибели Отчизну, свою Державу и Империю? Тот, кто,  молча пойдёт  умирать за неё.  Или  Тот Кто Может Всё, Кто может «смертью смерть попрать». (см. Анатолий Апостолов. Кто спасёт империю. — Проза. ру).

21.10.  2024   Собор Вятских святых

 


Рецензии