Личный опыт, если он есть, пропить невозможно
И ещё, в свете теории, изложенной Леонидом Кайдаловым, не знаю, как у вас, но у меня, как у бывшего командира полка Морской ракетоносной авиации, а также специалиста, который 9 лет был на должности начальника СБП 33 ЦБП и ПЛС Морской авиации СССР, а затем ВВС Украины, причём, сначала активно летал на ТУ-22м3, м2 и ТУ-16, а затем на корабельном вертолёте КА-27, не прерывая полёты на ТУ-22М3, эта фундаментальная статья вызвала много размышлений, которые я буду ещё долго переваривать, прежде чем это выльется в в какие-то конкретные мысли и предложения, НО пока же скажу так.
То, что Леонид Кайдалов приводит примеры из Большого Спорта и тесно с ним взаимодействует, абсолютно правильно, потому что эти два рода деятельности требуют от человека работы на пределе своих физиологических и психических нагрузок, а иногда и за его пределами.
СПОРТ - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЗДОРОВЬЕ
У меня за плечами 37 лет лётной работы и более 50 лет занятий экстремальными видами спорта, такими как: прыжки на лыжах с трамплина - 4 года, бокс - 7 лет, каратэ - 15 лет, парашютный спорт - 823 прыжка, горные лыжи - 41 год, а также полёты на дельтоплане, парапланах, планерах, горный туризм, походы на яхте, сплавы на катамаранах по порогам на реках и т.д. В результате, как итог этой экстремальной деятельности - 13 переломов (пальцы, рёбра, нога, ключица, фейс лица).
Сейчас, с высоты приобретённого опыта, утверждаю, что большинство этих травм можно было предсказать, потому что им способствовала: эйфория, излишняя лихость, усталость, желание "выпендриться" перед женским полом и чувство, что ты "взял уже Бога за бороду", и тебе всё нипочём, т.е. самоуверенность и т.д.
Для примера, я хорошо помню своё состояние перед получением первой серьёзной травмы. В тот день тренер Михаил Дмитривич Капустин поставил нам всем задачу - за тренировку совершить 10 прыжков с 40-метрового динамовского трамплина, который стоит слева от большого трамплина на Воробьёвых горах в Москве.
Я совершил уже 9 прыжков и поднялся наверх совершить 10-ый. Боже, как же мне не хотелось его делать. Тренер внизу уже трижды давал отмашку "Вперёд", а я никак не мог заставить себя заставить встать на лыжню на эстакаде разгона. Было сильное ПРЕДЧУВСТВИЕ, что этот прыжок будет для меня лишним. Но, повинуясь приказу тренера, поехал.
С тех пор прошло уже около 67 лет, (я тогда учился в 4-ом классе), но память до мельчайших подробностей хранит, как, отталкиваюсь от стола, ложусь на поток, короткий полёт, надвигается обледенелый склон горы приземления, попытка встать в разножку - а дальше падение вперёд, удар мордой лица о свою лыжу, которые тогда не отстёгивались в отличие от горных лыж, дальше завертело, дикая боль в правом колене, удар спиной и потеря сознания.
В итоге, сильнейший вывих в коленном суставе правой ноги и ушиб позвоночника, после которого я до 10-го класса не мог носить по два ведра воды мамане для стирки и был очень удивлён, что хирурга на медкомиссии прошёл без замечаний. А правая нога год до конца не сгибалась, и я в туалете просто выпрямлял её перед собой. Я хотел бросить этот вид спорта, но тренер попил со мной чай, рассказал о себе и убедил, остаться в секции, за что я ему на всю жизнь Благодарен, т.к., дрогни я тогда, и ещё неизвестно, чтобы из меня получилось...
Так вот, ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ, которую хочу донести до лётного и технического состава, а также до лиц РП и диспетчеров, это та, что - мы - лётчики самые заинтересованные лица, чтобы не допускать фатальных ошибок, за которыми - летальный исход для себя - любимого, членов экипажа и пассажиров, а бывает, кому сильно не повезёт, и для народа на земле.
Поэтому лётчик, как никто другой, должен знать и отслеживать своё состояние перед и во время полёта. И фразы, типа как это бытует у пилотов-испытателей: "Если лётчик идёт в полёт, как на подвиг, он к полёту не готов" или "если относится к самолёту как телеге, он тоже не готов" - у нормального пилота должны всегда стоять перед глазами.
И чтобы вы поняли, НАСКОЛЬКО ПРАВ Кайдалов, когда берёт примеры из спорта, рекомендую глянуть мой труд "Преодолеть страх... Обмен опытом, ликбез", где я даю Рекомендации, как бороться с заразой, именуемой прострация в лётной работе, которая в воздухе ведёт к потере контроля над ситуацией и неправильным, неадекватным действиям.
http://www.proza.ru/2011/06/01/1003
ОПЫТ РИЧАРДА БАХА
А ещё предлагаю попробовать приём, который я прочитал у известного американского лётчика и писателя Ричарда Баха, который мысленно перед полётом, проигрывал основные его детали, особенно чётко представляя в уме, посадку. Однажды он этой посадки на истребителе "Супер Сейбр-100" не увидел, хотя напрягал своё воображение до предела. Тогда он понял, что какая-то система откажет в воздухе. Заставил итс ещё раз посмотреть самолёт, и они выявили "плавающий отказ", которого первоначально не заметили.
И если эту рекомендацию я практически всегда использовал в конце своей лётной работы, то к следующей, которую дам, попрошу отнестись как к одной из версий, которая имеет право БЫТЬ. В моей жизни был период, когда я плотно занимался йогой в одной, очень серьёзной Школе. Так вот, одно из домашних заданий было - тренировать и развивать свою ИНТУИЦИЮ.
Сначала простыми тестами, допустим - очередная карта, которую тащите из колоды, красная или чёрная? Затем тесты посложнее - какая, нужная вам маршрутка 7 или 49, подойдёт первой и через сколько минут? Или поругаемся ли сегодня с женой из-за того, что не те цветы ей вчера подарил на 8 марта. Вчера при гостях она смолчала, а сегодня? В общем, вы поняли, задавайте себе почаще подобные вопросы, и уверяю вас, не пройдёт и года, как вы будете отвечать на них почти БЕЗОШИБОЧНО.
Но ведь этот приём можно использовать в лётной работе. Допустим, вы устали и ещё не отошли от предыдущего рейса, как это было с КВС ТУ-154 в Сочи. Задаёте себе вопрос, как пройдёт полёт, есть ли у меня шанс совершить грубую ошибку? Внутренний голос отвечает: "Да, есть?" Так что же, отказаться от полёта? НО 99,9% процентов лётчиков всё равно полетят, как это было с тем же Тимуром Апакидзе. Значит в этом случае надо включить ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ.
Чтобы вы лучше поняли мою мысль, приведу пример - лет 20, летая на разных типах ЛА, я в РЛЭ встречал одну и ту же фразу: "При неисправностях в системе шасси посадку производить при ПОВЫШЕННОМ ВНИМАНИИ ЛЁТЧИКА". И я думал: "Какая галиматья, лётчик и так всегда внимателен на посадке". И лишь когда мне как-то пришлось садиться на ТУ-16 с негорящей лампочкой передней ноги, а проверить её исправность я не успевал, убедился, что моё внимание при совершении посадки повысилось вдвое, и так нежно самолёт к ВПП я ещё никогда не подводил.
Т.е. испытатели этот пункт в РЛЭ внесли абсолютно правильно, его лишь осознать нужно. Так и вы, при той же усталости должны научиться включать ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ организма, но до того, вы должны чётко отследить, что вам это надо, причём, не вообще, а для данного конкретного полёта.
А для этого в сотый раз повторю мысль, которую я вынашиваю в большинстве своих авиационных рассказов: "Если вы хотите считать себя "профи", то думать о полётах надо не только на предварительной подготовке или предполётном брифинге, а значительно больше времени, чем это необходимо на первый взгляд, в том числе, при доведении аварийного материала или читая художественную книгу об Авиации.
Те, кому хватило силы воли дочитать сей опус до конца, могут угостить себя пирожком на полке и, если завтра нет полётов, налить "боевые 100 грамм" в качестве разминки перед завтрашним праздником 23 февраля - днём Защитника Отечества. Всем желаю ЛЕТАТЬ ДОЛГО и СЧАСТЛИВО, и непременно Удачи!!!
Свидетельство о публикации №224102101642