Гусачина из Орегона, или Дядька не у дел

I am locked in a little cedar box
with a picture of shepherds pasted onto
the central panel between carvings.
The box stands on curved legs.
It has a gold, heart-shaped lock
and no key. I am trying to write my
way out of the closed box
redolent of cedar. Satan
comes to me in the locked box
and says, I’ll get you out. Say
My father is a shit. I say
my father is a shit and Satan
laughs and says, It’s opening.
Say your mother is a pimp.
Sharon Olds, «Satan says»


«Собиратель душ» / Longlegs, 2024 (входит в Тор-5 триллеров года по версии Esquire)

Во многом знании многая печали, учил нас товарищ Екклесиаст. В данном случае эти слова библейского мудреца как нельзя кстати. Ибо весьма агрессивная вирусная кампания и тонны хайпа вокруг этого фильма прошли мимо - в Штатах на биллбордах даже давался номер телефона, где голосом маньяка из фильма говорилось: «Я жду!». Так что получилось посмотреть фильм, что называется, с чистого листа, но и слава Богу, или, вернее, если пользоваться терминологией главного протагониста фильма, Hail Satan!

Итак, что мы имеем? А имеем мы, по словам Сирены Хе и Джоша Розенберга из Esquire, «стильный и очень сдержанный оккультный триллер», который действительно удался режиссёру Озу Перкинсу.

Итак, перед нами начинающий агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро), которую из-за неких парапсихологических способностей привлекают к давнишнему «висяку». На протяжении десятков лет некий маньяк орудует в Орегоне, хотя вроде бы внешне совершаемые убийства - дело рук самих добропорядочных орегонцев, съезжающих с глузду и кромсающих свои семейства почём зря. На самих местах преступления остаются лишь зашифрованные послания сатанистского свойства, в одном из них, кстати, зашифровано стихотворение Шэрон Олдз «Сатана говорит». Шеф нашей героини - типа матёрый ФБРовец агент Картер (Блэр Андервуд) возлагает на неё большие надежды. Постойте, скажете вы, это же практически Старлинг-Кроуфорд! Ну да, есть такое. Даже в одной из сцен маленькая девочка говорит о молчащих связанных телятах, своего рода реверанс в сторону шедевра Джонатана Демме. Но таких аллюзий с известными хоррорами в фильме достаточно - да даже фамилия главной героини - это фамилия агента по недвижимости из ... Ну, вы поняли. Но это не копирование, это скорее дань уважения классикам жанра.


Путем своей могучей интуиции и дара предвидения Майка достаточно быстро догадывается о том, кто скрывается за данным ФБРовцами прозвищем Longlegs (Длинноногий)*. Но почему-то получается так, что вроде бы сам главный злодей не убивал своими руками. Так чьими же?


Злодей появляется уже в самом начале фильма - правда,  лицо видно не полностью. Чей-то флэшбек из детства, причём снятый в технике квадратного кадра, что тоже интересно. Но он достаточно быстро появляется в фильме, поэтому не станет спойлером сказать, что в роли главного зла, вернее его посла от «друга друга друга», как говорит сам маньяк, Николас Кейдж. Я уже писал об отличной работе Кейджа в фильме «Мэнди» (http://proza.ru/2022/06/03/792), вообще, мне кажется, этот жанр и Кейдж просто созданы друг для друга. Хотя он сам очень не хочет, чтобы это амплуа за ним закрепилось после «Собирателя душ». А что делать? Играет-то прекрасно.

Здесь сразу могу посоветовать - смотреть фильм, особенно сцены с Кейджем, без дубляжа. При всём уважении к Геннадию Новикову, дублировавшему Кейджа, всю амплитуду тембров и интонаций персонажа старик Николас передал так, что действительно кровь стынет в жилах. Достаточно сказать, что Майка Монро, в первый раз встретившись с Кейджем на съёмках ключевой сцены допроса, испытала такой шок, что её пульс подскочил до 170 ударов в минуту. А что касается самого образа, то сам Кейдж говорит, что пользовался образами глэм-рокеров семидесятых. Но вот мне кажется, этот образ ближе к другому рокеру, вообще иногда возникает мысль, что их, как в индийских фильмах разлучили в детстве. Я, конечно, про Мэрилина Мэнсона. Да и отдадим должное мастерам грима - вышло действительно на загляденье (если это здесь уместно).

Еще одна интересная деталь: фильм предваряется эпиграфом из T.Rex:
Well you’re slim and you’re weak
You’ve got the teeth of the hydra upon you
You’re dirty sweet and you’re my girl
И дальше мы узнаём, что персонаж Кейджа - ярый фанат группы, и уставленный свечками портрет Болана у него дома стоит, и в машине всё время играет Доктор Буги. Кстати, и сцены в автомобилях агента Харкер и маньяка - просто прямые параллели.

Почему так? Да потому что, наверное, главная идея фильма - в том, что Зло, вот то самое, изначальное, абсолютное, сокровенное - оно ведь не в маньяках, оно разлито вокруг. И подчас угадать, в кого оно решит поселиться по совету «друга моего друга моего друга» - сложно отгадать.

Тут кто-то написал, что фильм-де скучный. Да, наверное, к образчикам бешеной динамики его отнести сложно, но - таков путь, и таков стиль, избранный Озом Перкинсом и Николасом Кейджем, одним из продюсеров. Они оба, кстати, посвятили фильм своим матерям. Почему? Посмотрите «Собирателя душ», узнаете.


*Прозвище серийного убийцы Longlegs – отсылка к детскому стишку «Goosey Goosey Gander», впервые опубликованному в Лондоне в 1784 году. Альтернативная версия называется «Old Father Long-Legs».
Goosey Goosey Gander where shall I wander,
Upstairs, downstairs and in my lady's chamber
There I met an old man who wouldn't say his prayers,
I took him by the left leg and threw him down the stairs.
Гусь, гусь, гусачина,
Где ты бродишь, дурачина?
Вверх и вниз по лестнице
К хозяюшке-прелестнице.
Там был дядька не у дел —
Помолиться не хотел!
Я нахального детину,
Как клещами, за штанину
И вовсю, что было сил,
С этой лестницы спустил.


Рецензии