О новой книге Валерия Рубцова Останусь
Открывает новую книгу Валерия Рубцова полное экспрессии, печальное и в то же время жизнеутверждающее стихотворение «Останусь».
…Я останусь как есть – неопрятный, уставший, голодный.
Затеряюсь в толпе. Средь таких же испуганных лиц.
От напрасных обид, от пустых обещаний свободный.
Я останусь с тобой. В тихом шелесте тонких страниц…
Лейтмотивом через всю подборку стихотворений, наряду с другими приметами периодов циклического времени, проходит одушевлённый и переменчивый образ осени. Исчезая на время, осень неизменно появляется вновь, но часто уже иная и нам незнакомая.
Иногда она просто опасна как в стихотворении: «Эта осень выдала новый стих».
…Расплескалась кровью из рваных ран,
Леденящим лезвием по плечу,
Эта осень стылая, как туман,
Как дыханье сумрака на свечу…
Но в стихотворении «Рисую Осень» она предстаёт перед нами уже в облике чарующей красавицы.
Начало новой жизни в сорок восемь,
Сознание о многом говорит.
Смотрите все, какая нынче осень –
Красавица. Чарует и пьянит.
И дарит вдохновение любимым,
И радуется с ними по утру.
Судьба моя. Она неразделима
С судьбой последних листьев на ветру.
И с теми, кто всегда идёт по краю,
На сумерки вечерние глядя,
Смотрите все, как чудно я играю
На тонких струнах солнца и дождя...
Не менее впечатляющей осень предстает и в других в стихотворениях: «Осень жизни», «Осеннее», «Навсегда», «Неоновые сны», «Нелюбофь», «Кажется».
Часто в стихотворениях сборника встречается образ города и ему тоже посвящено немало замечательных строк. Иногда город пересекается с осенью, как в стихотворении «Неоновые сны».
…А город, поглощён осенней сказкою,
Выравнивает улицы опрятные,
Он, будто серый зверь, большой и ласковый,
Во сне бормочет что-то непонятное…
А иногда это уже весенний город, как в стихотворении «Собирающий осколки».
…Весь город занят мыслями серьёзными:
Чего надеть в весенний день сверкающий.
И людям не нужны осколки звёздные,
Ни я, осколки эти собирающий…
В этом стихотворении лирический герой Валерия Рубцова описывает неприглядную действительность. Он с горькой иронией и удивительной метафоричностью осуждает бездуховность и безразличие жителей города. Валерий Рубцов всегда очень откровенен с читателем, поэтому его лирический герой максимально приближен к автору и почти полностью сливается с ним.
Завершает поэтическую часть сборника впечатляющее стихотворение «Я знал, что всё окончится…» В нём проявляется мудрое отношение поэта к действительности и своим ожиданиям.
Я знал, что всё окончится дождём,
Всё было необузданно и близко,
Пустые разговоры ни о чём
И ласточки, летающие низко.
Густые грозовые облака,
Озоновой наполненные влагой,
Провисшие искомканной бумагой,
Летящие из снов, издалека…
Как и многие стихотворения сборника, оно состоит из восьмистрочных строф или октетов. Но вместо часто встречающейся в книге «перекрёстной» рифмы в последних четырёх строках каждого октета используется «опоясывающая» рифма. Это придаёт стихотворению особое благозвучие и дополняет разнообразие выбранных автором средств художественной выразительности.
Субъективно, при чтении поэтической части сборника возникает впечатление, что отдельные стихотворения как бы перекликаются между собой, образуют связные смысловые цепочки и призваны решать общую художественную задачу.
Несложно установить, что наиболее часто в стихотворениях встречаются различные формы слов «город» и «осень». Следовательно, можно выделить конкретное художественное пространство многих стихотворений – город. А так же конкретное циклическое художественное время – осень, а иногда и другие времена года, месяцы, время суток. Структура пространственно-временного единства или хронотоп мигрирует из стихотворения в стихотворение. Каждый раз ключевые образы «город» и «осень» переосмысливаются заново, но фактически они являются поэтическими константами.
Эти наблюдения позволяют сделать вывод о художественном единстве стихотворений в поэтической части сборника «Останусь».
Конечно, каждое стихотворение книги, взятое по отдельности, уже является законченным и цельным произведением. Но в данном случае в совокупности с остальными стихами они раскрываются полнее и тем самым, расширяют границы авторского повествования.
Новая книга Валерия Рубцова «Останусь» состоит из двух частей, она содержит не только стихотворения, но и прозу. На первый взгляд, это довольно смелое решение. У различных форм словесной художественной культуры разные группы читателей и пересекаясь, эти группы никогда не совпадают полностью. Мы видим, что в книжных магазинах и библиотеках поэзия и проза занимают разные полки. Не случайно многие авторы пишущие и стихи, и прозу стараются издать две отдельные книги. Таким образом, они не отталкивают и не теряют читателей имеющих те или иные предпочтения.
В действительности, конечно, не всегда всё столь однозначно, особенно если речь идёт об известных авторах или классиках литературы.
Проза Валерия Рубцова, так же как и поэзия, философична, необычайно лирична и метафорична и я думаю, ни у кого не возникнет сомнений, что это проза поэта. Субъективно, приступая к чтению второй части книги, я не заметил «ступеньки» резкого перехода от лирического жанра к малой форме эпического.
Описания конкретных деталей в прозаических произведениях Валерия Рубцова вызывают реальные зрительные образы, а яркие сравнения делают их живыми. Вот, например одно из описаний города в произведении «Самая короткая ночь в году»: «Город устал. Он пыхтит и пыжится, отряхивая шапки снега с уличных фонарей и обледенелых деревьев. Он смотрит тёмными глазницами сотен домов. На нас, сквозь нас, мимо нас».
Фрагмент из произведения «Фиолетовая импровизация» не менее ярок, он погружает в другую атмосферу и вызывает совсем иные эмоции: «Ты говорила, а я слушал. Слова стекали с губ хрустальными каплями с ароматом жасмина и мяты, вычёркивая моё восприятие повседневной обыденности. Розовая кисея твоего голоса обволакивала, мешая двигаться, даже думать, унося мысли далеко, далеко – за дымчатые границы всех океанов. Шум волн, крики чаек, свист дельфинов. Неведомые отголоски мироздания, мягко оплетающие естественные звуки».
И таких примеров из сборника «Останусь» можно привести множество. Имея общие черты, проза Валерия Рубцова очень разнообразна. Так, например рассказ «Человек и кошка» вполне реалистичен, а такие произведения как «Твоё и моё» и «Сонник» содержат колоритные элементы фэнтези. По метафоричности и яркости образов проза Валерия Рубцова не уступает поэзии.
Проза в книге «Останусь» читается так же легко, как и стихи и на первый взгляд очень проста. Но, по-моему, это не первичная простота, а простота, происходящая из сложности. Вот, например, так заканчивается произведение «У каждого в жизни бывают моменты...»: «Вот оно, счастье – быть для кого-то источником света. Я осторожно протягиваю руку. Ощущая лёгкое тепло на кончиках пальцев, прикасаюсь к вечности. Время останавливается. И мир приходит ко мне. И остаётся со мной. Здесь, в моём сердце. Буду держать, сколько смогу».
Полагаю что именно о такой прозе, в том числе, пишет Ю. Лотман в книге «Анализ поэтического текста. Структура стиха» в главе «Поэзия и проза»: «… в свете структурного анализа художественная простота раскрывается как нечто противоположное примитивности. Отнюдь не любовь к парадоксам заставляет утверждать, что художественная простота сложнее, чем художественная сложность, ибо возникает как упрощение последней и на ее фоне».
Выход в свет новой книги «Останусь» не только важный этап в творчестве писателя Валерия Рубцова, символизирующий реализацию замысла, но и литературное событие – значимое общественное явление. Тем более что книга, на мой взгляд, получилась удачной и представляет большой интерес, как для любителей прозы, так и для почитателей поэзии.
Свидетельство о публикации №224102100262