Попытка направляющего объяснения...
"Предисловие.
Труднее, чем рассказ и, тем более, - повесть, сочинить анекдот. Анекдот - это литературно- художественная миниатюра, которая должна вызывать хотя бы улыбку. Миниатюра, которая вызывает смех - это вершина анекдотического творчества. Или анекдотического сочинительства.
Рассмотрев историю анекдота, исторический путь его развития, нельзя не заметить, что анекдоты бывают не менее, чем трёх видов:
Первый вид анекдота. Описание случая из жизни известного лица
Второй вид анекдота. Мысль, вызывающая, если не смех, то хотя бы улыбку.
Третий вид анекдота. Описание обстоятельств, в которых появилась мысль, вызывающая смех. Или хотя бы улыбку.
Глава первая. О том, как трудно найти в тексте анекдота то, что вызовет хотя бы улыбку.
Очень часто люди, написав небольшой литературно-художественный текст, не находят в нём то, что могло бы вызвать, если не смех, то хотя бы улыбку у слушателей или читателей.
Возьмём старый анекдот:
"К герою Гражданской войны подходит его ординарец и сообщает ему:
- Бойцы обнаружили в этом селе колодец, который говорит только правду. Правдиво отвечает на любой вопрос!
Подошёл герой Гражданской войны к колодцу и крикнул в него свой вопрос:
- Кто украл хомуты?
Колодец отвечает:
- Ты, ты, ты!".
Рассмотрев этот анекдот, можно сказать только одно, - он является описанием случая из жизни лица, известного слушателям и читателям анекдота. Из жизни героя Гражданской войны.
С этим героем Гражданской войны может сравниться, своей известностью народу, только штандартенфюрер Штирлиц. Он же, - полковник Исаев. Он же, - товарищ Владимиров.
А что смешного-то в анекдоте о правдивом колодце и хомутах? То, что ординарец героя Гражданской войны знает того, кто действительно украл хомуты? Ничего смешного! А что вообще должно вызывать, в анекдоте, смех или хотя бы улыбку?
Для исторического анекдота очень важным является его правдоподобие, его реализм. Но очень часто правдоподобие анекдота не вызывает у слушателей и читателей не то что смех, а даже и улыбку.
Есть ещё теоретики анекдота, которые утверждают, что хотя бы улыбку у слушателей или читателей анекдота вызывают или его неожиданность, или его парадоксальность, то есть противоречивость.
Парадоксальность или противоречивость анекдота - это несоответствие "клубнички", пикантности анекдота желанию его, анекдота, персонажа не опозориться.
Жадному до дармовщинки человеку его приятели вместо яблочного повидла подсунули банку с солидолом. И он сильно смазал свой желудочно-кишечный тракт. Теперь в этом тракте ничего не задерживается. При такой "несдержанности" пищеварительной системы персонажа не опозориться ему, - невозможно!
Глава вторая. Решение придумывать мысли, вызывающие хотя бы улыбку.
Начинающий сочинитель анекдотов вместо того, чтобы описывать случаи из жизни известных лиц, может решить придумывать мысли, например, такие:
"Насекомому всё равно, в каком стакане оно утонуло: в том, который был наполовину полон, или в том, который был наполовину пуст".
"Что благороднее: шишка на голове или синяк под глазом? Скорее всего, благороднее шишка на голове, потому что люди смотрят на неё, как на последствия осуществления обстоятельств непреодолимой силы . А синяк под глазом - это указатель на глупость и несдержанность его, синяка, носителя!".
" О чём напоминают переломы костей? Не о том ли, что кости могут срастись, а переломанная жизнь уже больше не вернётся в то состояние, в котором она была до жизненного перелома?".
Эти три мысли, может быть, и не очень смешные, но они точно, - анекдоты, не являющиеся описанием случаев из жизни конкретных известных лиц.
Глава третья. Путь от правдоподобия в глубину анекдота.
В глубине анекдота находится или его парадоксальность, противоречивость, или содержащаяся в нём неожиданность.
Сочинитель анекдотов никогда не научится включать в свои тексты неожиданность, если не будет тренироваться представлять обстоятельства, в которых возникла понравившаяся ему самому остроумная мысль.
Как научиться так описывать-представлять слушателям или читателям обстоятельства появления остроумной мысли, чтобы вызвать неожиданностью, если не смех, то хотя бы улыбку? Никто объяснить не может!
Сам сочинитель анекдотов должен научиться так представлять обстоятельства появления остроумной мысли, чтобы слушатели, если не смеялись, то хотя бы улыбнулись остроумию автора анекдота с неожиданной и оригинальной мыслью.
Послесловие.
Тому, кто сочиняет анекдоты больше, чем чувство юмора, нужно что-то другое. В занятиях спортом есть такое грубое понятие, как "спортивная злость".
Вполне возможно, что автор анекдотов для того, чтобы сочинённые им миниатюры вызывали хотя бы улыбки, если не смех, должен выработать в себе творческую злость к им представляемым, в своих миниатюрах, жизненным обстоятельствам.
Тот автор, который путает творческую злость на жизненные обстоятельства со своей же злобностью, больше сочиняет доносы, издевательства, пасквили, карикатуры или клевету, чем такие остроумные литературно-художественные миниатюры, какими являются анекдоты".
Вот какую небольшую, но состоящую из предисловия, трёх глав, и послесловия, статью придумал человек, который решил, что даже повести и романы можно составлять из собственных авторских анекдотов, которые сочинять очень трудно, гораздо труднее, чем сочинять рассказы.
P.S. Автор данного текста хотел бы предупредить читательниц и читателей, что данный его текст является не памяткой для сочиняющих анекдоты, а литературоведческими рассуждениями одного его, автора, персонажа.
Свидетельство о публикации №224102100269
Дмитрий Жуков 6 21.10.2024 15:20 Заявить о нарушении
Светлан Туголобов 21.10.2024 15:50 Заявить о нарушении