Попытка направляющего объяснения...

     После того, как человек задумался о трудностях литературно-художественного сочинительства, ему в голову пришёл  следующий текст:

     "Предисловие.
    
     Труднее, чем рассказ и, тем более, - повесть, сочинить анекдот. Анекдот - это литературно- художественная миниатюра, которая должна вызывать хотя бы улыбку. Миниатюра, которая вызывает смех - это вершина анекдотического творчества. Или анекдотического сочинительства.

      Рассмотрев историю анекдота, исторический путь его развития, нельзя не заметить,  что анекдоты бывают не менее, чем  трёх видов:

     Первый вид анекдота. Описание случая из жизни известного лица

     Второй вид анекдота. Мысль, вызывающая, если не смех, то хотя бы улыбку.

     Третий вид анекдота. Описание обстоятельств, в которых появилась мысль, вызывающая смех. Или хотя бы улыбку.

     Глава первая. О том, как трудно найти в тексте анекдота то, что вызовет хотя бы  улыбку.

     Очень часто люди, написав небольшой  литературно-художественный текст, не находят в нём то, что могло бы вызвать, если не смех, то хотя бы улыбку у слушателей или читателей.

     Возьмём старый анекдот:

     "К герою Гражданской войны подходит его ординарец и сообщает ему:

     - Бойцы обнаружили в этом селе колодец, который говорит только правду. Правдиво отвечает на любой вопрос!

      Подошёл герой Гражданской войны к колодцу и крикнул в него свой вопрос:

     - Кто украл хомуты?

     Колодец отвечает:

     - Ты, ты, ты!".

     Рассмотрев этот анекдот, можно сказать только одно, - он является описанием случая из жизни лица,  известного слушателям и читателям анекдота. Из жизни героя Гражданской войны.

     С этим героем Гражданской войны может сравниться, своей известностью народу,  только штандартенфюрер Штирлиц. Он же, - полковник Исаев. Он же, - товарищ Владимиров.

      А что смешного-то в анекдоте о правдивом колодце и хомутах? То, что ординарец героя Гражданской войны знает того, кто действительно украл хомуты?  Ничего смешного!  А что вообще должно вызывать, в анекдоте, смех или хотя бы улыбку?

     Для исторического анекдота очень важным является его правдоподобие, его реализм. Но очень часто правдоподобие анекдота  не вызывает у слушателей и читателей не то что смех, а даже и улыбку.

      Есть ещё теоретики анекдота, которые утверждают, что хотя бы улыбку у слушателей или читателей анекдота вызывают или его неожиданность, или его парадоксальность, то есть противоречивость.

     Парадоксальность или противоречивость анекдота - это несоответствие "клубнички", пикантности анекдота желанию его, анекдота, персонажа не опозориться.

     Жадному до дармовщинки человеку его приятели вместо яблочного повидла подсунули банку с солидолом. И он сильно смазал свой желудочно-кишечный тракт. Теперь в этом тракте ничего не задерживается. При такой "несдержанности"  пищеварительной системы персонажа не опозориться  ему, - невозможно!

     Глава вторая. Решение придумывать мысли, вызывающие хотя бы улыбку.

     Начинающий сочинитель анекдотов вместо того, чтобы описывать случаи из жизни известных лиц, может решить придумывать мысли, например, такие:

     "Насекомому всё равно, в каком стакане оно утонуло: в том, который был наполовину полон, или в том, который был наполовину пуст".

     "Что благороднее: шишка на голове или синяк под глазом? Скорее всего, благороднее шишка на голове, потому что люди смотрят  на неё, как на последствия осуществления  обстоятельств непреодолимой силы . А синяк под глазом - это указатель на глупость и несдержанность его, синяка, носителя!".

     " О чём напоминают переломы костей? Не о том ли, что кости могут срастись, а переломанная жизнь уже больше не вернётся в то состояние, в котором она была до жизненного перелома?".

      Эти три мысли, может быть, и не очень смешные, но они точно, - анекдоты, не являющиеся описанием случаев из жизни конкретных известных лиц.

     Глава третья. Путь от правдоподобия в глубину анекдота.

     В глубине анекдота находится или его парадоксальность, противоречивость, или  содержащаяся в нём неожиданность.

      Сочинитель анекдотов никогда не научится включать в свои тексты неожиданность, если не будет тренироваться представлять обстоятельства, в которых возникла понравившаяся ему самому остроумная мысль.

      Как научиться так описывать-представлять слушателям или читателям обстоятельства появления остроумной мысли, чтобы вызвать неожиданностью, если не смех, то хотя бы улыбку? Никто объяснить не может!

     Сам сочинитель анекдотов должен научиться так представлять обстоятельства появления остроумной мысли, чтобы слушатели, если не смеялись, то хотя бы  улыбнулись остроумию автора анекдота с неожиданной и оригинальной мыслью.

     Послесловие.

     Тому, кто сочиняет анекдоты больше, чем чувство юмора, нужно что-то другое. В занятиях спортом есть такое грубое понятие, как "спортивная злость".

     Вполне возможно, что автор анекдотов для того, чтобы сочинённые им миниатюры вызывали хотя бы улыбки, если не смех, должен выработать в себе творческую злость к им  представляемым,  в своих миниатюрах, жизненным обстоятельствам.

     Тот автор, который путает творческую злость на жизненные обстоятельства со своей же злобностью, больше сочиняет доносы, издевательства,  пасквили, карикатуры  или клевету, чем такие остроумные литературно-художественные миниатюры, какими являются анекдоты".

     Вот какую небольшую, но состоящую из предисловия, трёх глав, и послесловия, статью придумал человек, который решил, что даже  повести и романы можно составлять из собственных авторских анекдотов, которые сочинять очень трудно, гораздо труднее, чем сочинять рассказы.

     P.S. Автор данного текста хотел бы предупредить читательниц и читателей, что данный его текст является не памяткой для сочиняющих анекдоты,  а литературоведческими рассуждениями одного его, автора, персонажа. 

      


Рецензии
Довольно интересный получился рассказ, Борис. Так и представил автора статьи, и то как он рассуждает и пишет некое наставление для тех, кто силится овлаедть этим непокорным и строптивым жанром: "Анекдот!" Ужже само по себе пафосное выкрикивание этого слова, как нерелко это бывает, может вызвать улыбку и ожидание веселья. Тягу упоительно расхохотаться, словно пуститься в дикий танец. Весьаа живой получился расскаж, умещающий в себе и анализ, и рассуждение. Несколько искушает и в себе самом попробовать поэксперементировать. И если не над самим анекдотом, то над шуткой. Возможно, историей с юмористическим финалом. Мне недавно попалась короткометражка о том, как Райкин покупал колбасу и курицу. Интеллектуальный и очень кульутрный юмор о том, как и в деликтаной ситуации не терять лица. Очень хорошо, что Вы, Светлан, также сказали и о люядх, которые сильно путают дар с собственной злобностью. Свое уродство пытаются завернуть в ненависть и едкий сарказм, которым так охотно отравляют других. Нет ничего хуже семени зла, посаженного в сердцах других. В этом Вашем рассказе Вам так естественно и мастерски удалось подметить так много, что Вы буквально создали образ героя-аналитика. Очень интересно знакомиться с Вашим творчеством через размышления героя. Уникальный даже я бы сказал метод! Поздравляю! С уважением.

Дмитрий Жуков 6   21.10.2024 15:20     Заявить о нарушении
Не могу не отметить, Дмитрий, сильное несоответствие содержания Вашей рецензии времени грубой стендап-комедии и увядания традиционной и отечественной разговорной эстрады. Такой эстрады, которая была во времена А.И. Райкина. Вы правильно обратили внимание на явление шутки. Это, конечно, не анекдот. Но шутка может быть основным содержанием анекдота. У меня в тексте есть упоминание о шутке, как о мысли, которая может вызвать, если не смех, то хотя бы улыбку. Неосторожно использовал в своём тексте понятие творческой злости, и чтобы мой персонаж не утратил статус аналитика, я и указал в тексте на то, что творческая злость к уродливым явлениям жизни и человеческая злобность - это не одно и то же. Вам спасибо, Дмитрий, огромное, и за весь Ваш отзыв, и за Ваше справедливое негодование по поводу авторской и человеческой злобности. На мой взгляд, ни хорошую шутку, ни запоминающийся анекдот злобный человек сочинить не может. Поэтому желаю Вам и дальше раскрывать Ваш талант в беззлобных, но острых произведениях, в которых много и лиризма, и романтизма!

Светлан Туголобов   21.10.2024 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.