Рассекреченный план ЦРУ США
Кристалл роста
https://crystalbook.ru › uploads › 2021/07 › ЦРУ-...
совершенно секретно. 13 марта 1953 года. МЕМОРАНДУМ ДЛЯ СОВЕТА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ: ТЕМА: План психологической эксплуатации смерти Сталина. Настоящим ...
59 страниц
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
совершенно секретно
13 марта 1953 года
МЕМОРАНДУМ ДЛЯ СОВЕТА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ:
ТЕМА: План психологической эксплуатации смерти Сталина.
Настоящим препровождается пересмотренный текст проекта плана по смерти Сталина для
рассмотрения на заседании Совета 19 марта, в соответствии с инструкцией, я объединил
письменные и устные комментарии в этой редакции, поскольку редактирование не было
разрешено, документ по-прежнему демонстрирует размытость и некоторую несовершенную
согласованность, которые были вызваны его поспешной подготовкой.
Я хотел бы особо подчеркнуть важность предположения 3 d. на стр. 2. По мнению
редакционной группы, основная ценность предполагаемого выступления будет зависеть от
воплощения в нем новой политической инициативы в отличие от нового призыва, основанного на
существующей политике. Только самые тщательные меры предосторожности в этом отношении,
по-видимому, могут предотвратить то, чтобы новое наступление было отброшено как
"психологическая война".
Исполняющий обязанности директора.
Приложение:
Проект Плана, План психологической
Эксплуатации смерти Сталина.
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
совершенно секретно
NSC 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-887143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО Копия № 21
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 13 марта 1953 года
ПРОЕКТ НАБРОСКОВ
ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СМЕРТИ СТАЛИНА
часть 1 Введение
1. Проблема
а. Проблема состоит в том, чтобы разработать план психологических операций как часть
всеобъемлющей и решающей программы по использованию смерти Сталина и передачи власти в
новые руки для достижения реального прогресса в достижении наших национальных целей.
б. В данной ситуации невозможно разработать раз и навсегда психологический план.
Психологические операции, как и другие действия, должны быть способны к быстрой и гибкой
адаптации к изменениям ситуации. Поэтому следует создать сильную, постоянно действующую
междепартаментскую рабочую группу высокого уровня для постоянного рассмотрения планов и
операций в области психологии и их согласования с национальной политикой.
2. Основные Соображения
а. Психологические операции сами по себе не могут оказать достаточного влияния на
советскую систему, чтобы произвести те изменения, которые мы рассматривали бы как реальный
прогресс в достижении наших национальных целей. Они могут только способствовать успеху
дипломатических, политических, военных действий и действий, предпринимаемых
правительством Соединенных Штатов, или усугублять стрессы, возникающие внутри самой
советской системы. Они должны быть полностью увязаны с всеобъемлющей и решительной
программой эксплуатации смерти Сталина.
b. За рамки данной статьи выходит утверждение о том, какими должны быть элементы
такой программы. Однако при составлении этого плана психологических операций было важно
сделать определенные предположения относительно национальной политики. Допущения,
принятые для целей настоящего документа, изложены в пункте 3 ниже, и если эти допущения
ошибочны, план психологических операций должен быть соответствующим образом
скорректирован.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страница 1 из 28 страниц
87143
Одобрено Для Выпуска 2003104128 VCIA-ROP80R01731R06330040000828
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
3. Предположения
a. Предполагается, что основные цели Соединенных Штатов в отношении советской
системы остаются такими, как указано в соответствующих документах по национальной
безопасности, а именно в NSC 20/4, NSC 68, 114 и NSC 135. По сути, эти основополагающие цели
заключаются в:
(1) Добиться отказа от советской власти и влияния со стороны сателлитов и
коммунистического Китая и, таким образом, сокращения советской власти и влияния в мировых
делах;
(2) добиться фундаментальных изменений в характере советской системы, которые будут
заключаться прежде всего в ведении советским режимом международных отношений таким
образом, чтобы это соответствовало духу и цели Устава Организации Объединенных Наций.
б. Предполагается, что Правительство Соединенных Штатов намерено в полной мере
использовать возможности, открывшиеся после смерти Сталина, и трудности, связанные с
передачей власти, для достижения прогресса в достижении этих целей.
c. Предполагается, что Правительство Соединенных Штатов предпримет всеобъемлющую и
решительную программу действий, включающую любые дипломатические, политические, военные
и экономические меры, которые уместны и находятся в пределах наших возможностей, для
достижения реального прогресса в достижении наших национальных целей, и что этот план
психологических операций, время от времени пересматриваемый, является частью этой
масштабной и комплексной кампании.
d. Наконец, предполагается, что первым крупным шагом в этой национальной кампании
станет президентская речь, в которой будет изложена программа мира Соединенных Штатов [и,
возможно, предложение о скорейшем проведении встречи на высоком уровне для рассмотрения
некоторых основных нерешенных вопросов.]Это будет задумано как серьезный шаг, который, мы
надеемся, приведет к серьезным переговорам по урегулированию этих вопросов. Из этого следует,
что этот шаг должен рассматриваться и рассматриваться как серьезное усилие со стороны
Соединенных Штатов по достижению прогресса на пути к миру во всем мире.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страница 2 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
проект
3/13/53
4. Психологическая оценка ситуации*
а. Уже давно считается, что одна из наиболее многообещающих возможностей для
достижения реального прогресса в достижении наших национальных целей в отношении советской
системы возникнет после смерти Сталина. Неизбежная необходимость передачи власти в новые
руки, как бы тщательно к ней ни готовились, создала для Советского Союза кризисное время. Союз
и советская система в целом нас не должна вводить в заблуждение кажущаяся плавной передача
власти. Деспотизмом может управлять только деспот, и история усеяна неудачными попытками
заменить тирана комитетом. Существует реальный вопрос, сможет ли Маленков (или кто-либо
другой) взять или сохранить все факторы власти под свой железный контроль, как это сделал
Сталин.
b. Среди фактов, которые уже появились, следующие имеют особое значение для
разработки программы психологических операций, направленных на поддержку наших
национальных усилий по достижению наших целей:
(1) Приход к власти нового режима был осуществлен чрезвычайно быстро и, по-видимому,
решительно. Это развитие событий и объявленные изменения в структуре правительства
свидетельствуют о тщательной подготовке и преднамеренности.
(2) Реорганизация партийного и правительственного аппарата идет по линии, почти
идентичной организации, использовавшейся во время Второй мировой войны. Это ясно указывает
на попытку сосредоточить власть в управляемом небольшом количестве рук и создать, как
внутренне, так и внешне, впечатление твердости, единства и непрерывности на вершине.
(3) Особого упоминания заслуживают следующие три особенности реорганизации. Вопервых, [новый режим явно находится в опасности], он продолжает усилия, предпринимаемые в
течение некоторого времени по укреплению своего контроля над военными и претендует на их
лояльность. [как видно из главенствующей роли, отведенной военным, и особенно из назначения
Жукова.]
______________
*Это следует учитывать в Специальной разведывательной оценке ситуации (SE 39, 13 марта 1953
г.)
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страница 3 из 28 страниц
87143
Утверждено Для Выпуска 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R0033004g0008 р3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
Во-вторых, недавно подвергшийся критике аппарат внутренней безопасности был
консолидирован и передан на всеобщее обозрение в руки самого опытного и безжалостного
полицейского из всех-Берие. В-третьих, произошла обширная перегруппировка и консолидация
министерств промышленности, транспорта и экономики, причем контроль был передан в руки
нескольких лейтенантов.
(4) В первоначальных заявлениях нового режима подчеркивалась ведущая роль Великого
русского народа. [Это. предполагает, что режим будет продолжать основывать свою физическую
идеологическую силу на великороссах и что] в траурных речах подчеркивался многонациональный
характер СССР. Таким образом, многие опасаются, что нерусские Республики, а также государствасателлиты имеют сомнительную надежность и, возможно, их придется сдерживать все более
жесткими мерами репрессий. Тот факт, что Сталин был грузином, а Маленков-великороссом, может
иметь в этой связи символическое значение. Однако народы Советского Союза определенно не
играют главной роли в этой ситуации.
(5) Кроме этого, в настоящее время нет ничего, что указывало бы на изменение или характер
изменения, если таковое предполагается, в проведении внешней и внутренней политики. За
исключением резкого усиления внутренних или внешних напряжений, вероятность таких
изменений на раннем этапе представляется незначительной.
с. С другой стороны, сама быстрота, с которой была осуществлена передача власти, характер
этого изменения и жесткость введенного контроля, а также скорость, с которой Сталин должен быть
похоронен, и предупреждения против "беспорядка и паники" (чрезвычайно показательная цитата
из "Правды"), свидетельствуют о том, что нервозность и беспокойство по поводу стабильности
нового режима преобладают на самых высоких уровнях и что, в частности, в отношении Маленкова,
усилия по укреплению как власти режима, так и его контроля над ним являются главной заботой.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страница 4 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
d. Поэтому, вероятно, можно с уверенностью предположить, что режим надеется избежать
серьезных внешних трудностей до тех пор, пока он не укрепит свою власть или пока борьба за
власть не разовьется таким образом, что тот или иной претендент увидит возможность продвигать
свои интересы, проводя агрессивный и авантюрный курс. Однако природа такого нового режима
также заключается в том, что он должен демонстрировать свою твердость или, выражаясь
негативно, избегать любых признаков слабости. Таким образом, в целом можно сделать вывод о
том, что:
(1) режим вряд ли предпримет какие-либо необдуманные действия или новые
радикальные инициативы в течение некоторого времени.
(2) новые правила, вероятно, будут более "роялистскими, чем король", если они будут
жестко придерживаться политики, установленной Сталиным.
(3) новые правители будут реагировать быстро, резко и, возможно, даже чрезмерно на
любые внешние угрозы.
e. Имеющиеся на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что режим может быть
особенно обеспокоен:
(1) лояльность и подчинение режимов-сателлитов.
(2) отношения с коммунистическим Китаем.
(3) лояльность армии.
(4) внутренняя безопасность.
(5) отношение национальных меньшинств в СССР.
(6) партийный контроль над правительством и политикой: тесные связи между партией и народом.
f. Независимо от его явного отношения к внешнему миру, основная забота нового режима
и Маленкова, в частности, заключается в укреплении внутренней позиции. [Вероятно, что, если не
допустить серьезных внешних проблем такого нового характера, что они не будут охвачены
политикой, установленной Сталиным, серьезные трения внутри режима, скорее всего, возникнут
по внутренним вопросам, чем по любым другим вопросам.] Серьезные трения внутри режима по
внешним вопросам, скорее всего, возникнут там, где такие вопросы слишком новы, чтобы их можно
было адекватно охватить политикой, уже установленной Сталиным.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страница 5 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
5. Стратегическое согласие.
а. План психологических операций должен быть составлен в контексте стратегической
концепции. Хотя его формулировка выходит за рамки данной статьи, необходимо было наметить
основные черты стратегической концепции в качестве основы для психологического плана. Если эта
концепция будет пересмотрена, план психологических операций должен быть соответствующим
образом пересмотрен.
b. Цели. В соответствии с нашими основными целями и наиболее перспективными путями
достижения реального прогресса в достижении этих целей, наши основные цели в нынешней
ситуации заключаются в использовании возможностей, предоставленных смертью Сталина, и
трудностей, связанных с передачей власти в новые руки:
[В отношении коммунистической системы:
(1) -поощрять фикцию в рамках режима на самом верху;
(2)-способствовать разделению между Советским Союзом и коммунистическим Китаем;
(3) содействовать разделению между Советским Союзом и восточноевропейскими
сателлитами;
(4) способствовать конфликту между основными державами или группами интересов в
Советском Союзе;
С уважением к свободному миру.
(5) -способствовать укреплению силы и единства.
(6)-развивать и поддерживать уверенность в лидерстве США в свободном мире;
(7) -разложить коммунистическую силу.]
[Версия А:
(1) Вовлекать новый советский режим в важные и трудные политические решения, чтобы
использовать различия в интересах и целях среди тех, кто сейчас владеет частями советской власти,
избегая при этом давления, которое могло бы их объединить.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страница 6 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
(2) Навязать советскому Народу и народам-сателлитам ясное и свежее видение
американских целей, призванное более четко связать их устремления с нашими собственными.
(3) Объединить Свободный мир вокруг позитивных и устойчивых усилий по достижению
мира и вокруг ясной концепции целей, общих для наших союзников, "нейтралов" и нас самих.
(4) Обеспечить новую и более прочную базу в Соединенных Штатах для реализации
американских интересов и целей. ]
[ Версия B.
(1) Способствовать любым и всем разделяющим силам в высшей иерархии Кремля с особым
упором на ситуацию Маленкова-Берия-Молотова-Булганина.
(2) Стимулировать силы раскола между Кремлем и правительствами-сателлитами, включая
коммунистический Китай.
(3) Максимально усилить недовольство между народами Советского Союза и Маленковым.
(4) Максимально усилить разделение между народами сателлитов, включая Китай, и
Маленковым.
(5) Поддерживать и укреплять единство между правительственными лидерами стран.
(6) Поддерживать и укреплять единство между народами свободных наций.
(7) Успешно продолжить строительство обороны США и других свободных наций.
(8) Добиться прочного экономического положения для США и других свободных стран с
широким доверием к экономическому руководству президента Эйзенхауэра. ]
Страница 7 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
(с) Активы.
(1) Самым большим преимуществом, которым мы располагаем для всех этих целей,
является динамичная эффективная личность и позиция президента Эйзенхауэра в Соединенных
Штатах.
(2) Вторым по величине преимуществом является дипломатическое руководство, которое
мы имеем во всех международных агентствах, возглавляемое государственным секретарем
Даллесом и представителем ООН Лоджем.
(3) Третьим самым ценным активом является наш военный потенциал, включая атомное
оружие с сдерживающей силой и, как следствие, чувство относительной большей безопасности со
стороны тех, кто связан с нами.
(4) Четвертым по величине активом является наша экономическая мощь с нашей огромной
производительностью и способностью помогать другим.
d. Наша самая большая ответственность-это:
(1) Естественная тенденция со стороны других свободных наций возмущаться позицией
США в качестве лидера.
желаний снижения налогов, меньшей военной службы, безопасности.
(3) Опасность полной зависимости других свободных наций, от обороны и экономической
мощи США.
(4) Беспокойство наших партнеров относительно наших долгосрочных экономических и
политических целей.
(5) Наше наследие тяжелых долгов и ошибок прошлых лет.
е. Методы.
(1) Основные усилия: стратегия выбора. Одно из наиболее важных средств достижения
вышеуказанных целей состоит в том, чтобы поставить коммунистических правителей перед
трудным основным выбором таким образом, чтобы изолировать их и разделить их советы,
одновременно объединяя человечество, особенно свободный мир, с нами. Президентская речь,
принятая выше, должна служить этой цели.
Страница 8 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
Поддержка усилий.
По отношению к миру:
(а) Мы должны перегружать неопробованный режим другими стимулами, способными
спровоцировать внутренние споры-например, случаи, требующие принятия решения, или неудачи,
ведущие к взаимным обвинениям,-но избегать угроз или бряцания оружием.
(б) Мы должны изводить его сомнениями-например, в отношении надежности ключевых
лиц и групп.
c) мы должны поощрять внутренние антагонизмы другими подходящими средствами,
такими как поощрение националистических чувств.
d) мы должны сочетать "кнут" и "пряник" как в прямой поддержке основных усилий, так и в
осуществлении других вспомогательных усилий. Существенной особенностью стратегии выбора
является ситуация "толчок-тяга", сочетающая давление и стимулы, которые показывают недостатки
выбора, противоречащего нашим интересам, и преимущества того, который является
благоприятным.
(e) колебания в направлении и акцентах (например, между кнутом и пряником) следует
использовать в качестве дополнительного средства путаницы, за исключением случаев, когда
устойчивость тактики желательна по особой причине.
f) Зондирование (см. d(2) ниже).
В отношении свободного мира:
g) Наиболее перспективными путями достижения наших целей в отношении свободного
мира являются:
(1) подчеркнуть важность усиления силы и единства, подчеркнув новые элементы
опасности и возможности в данной ситуации.
(2) проявить готовность и желание сотрудничать в развитии единства усилий свободного
мира. В этой связи будет желательно подойти к нашим союзникам в духе взаимных уступок.
(h) Мы должны использовать возможное ослабление связей между Кремлем и
коммунистическими партиями во всем мире из-за отсутствия у Маленкова статуса, опыта и
идеологического ] мастерства в качестве нового лидера мирового коммунизма.
Страница 9 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
f. Этапы
(1) Начальный рывок. В течение следующих нескольких недель оправдан большой риск и
затраты, чтобы продлить и максимально использовать состояние нервозности после внезапной
передачи власти. Речь президента предполагается выше, специально по этой причине.
(2) Последующие меры. Самое главное, чтобы рывок, особенно Основное усилие, не был
оставлен как операция с одним выстрелом. Прежде всего, адекватная "палка" должна быть готова
к ожидаемому советскому уклонению от первоначального "пряника" президентской речи. Каждая
энергия должна быть использована для того, чтобы взрастить все семена разобщенности. Для этой
цели многие действия, даже если они вряд ли дадут большой эффект, будут желательны с целью
зондирования, чтобы выяснить, где прорастают семена. Если события будут развиваться очень
благоприятно, эта фаза может привести к
(3) Кульминация, в которой коммунистическая система вступает в открытый внутренний
конфликт. Эта третья фаза нашей стратегии должна начаться, если и когда такой конфликт кажется
близким. Если это никогда не произойдет, стратегия все равно должна была внести полезный вклад
в нашу основную цель.
Страница 10 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
ЧАСТЬ II
ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
1. Общие сведения.
а. Важность психологического давления в нынешней ситуации имеет достаточное значение,
чтобы гарантировать не только концентрацию всех психологических средств на заявленных целях,
но и решительное развитие расширенных и более эффективных возможностей. Еще более важным,
возможно, является решимость захватить и последовательно поддерживать инициативу с
помощью психологических операций, творчески задуманных и драматически выполненных.
Прежде чем она сможет завоевать сердца или повлиять на интеллект своих целей, психологическая
стратегия Соединенных Штатов должна захватить их воображение.
b. Главная надежда на достижение целей этого плана заключается в существенных
правительственных актах, имеющих психологическое значение. Президентская речь, принятая в
части I, пункт 3.d., является краеугольным камнем, на котором основана нынешняя психологическая
стратегия. Эта предполагаемая речь и различные официальные действия, которые
непосредственно вытекали бы из нее, должны, однако, быть дополнены серией психологических
действий. [Часть…III-список предлагаемых возможных действий, имеющих психологическую
ценность.]* Все, кроме нескольких открытых и скрытых психологических программ, предложенных
в следующие параграфы этого раздела предназначены в первую очередь для использования,
продления и усиления психологического воздействия различных политических, экономических и
военных действий [ сопоставимых по своему эффекту с теми, которые предполагаются или
предлагаются в плане.]
c. По административным соображениям настоящий план просто резюмирует общие
контуры усилий, необходимых в области тайных операций, но предполагается, что эти усилия будут
адекватными по своим материальным масштабам и достаточно энергичными и творческими по
своему подходу, чтобы оправдать его чрезмерную зависимость - уступающую только той, которая
возлагается на официальные действия подпольной руки в достижении целей плана.
___________________
* Следует удалить, если часть III удалена.
Страница 11 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
Что касается общего направления, то тайные усилия будут основываться на следующих
общих соображениях:
В тайных операциях мы должны руководствоваться в области пропаганды главным образом
проверкой правдоподобия. В рамках этого ограничения должны быть широкие рамки и широта
действий в этой области; и в области политических действий мы, как обычно, будем
руководствоваться национальными целями и необходимостью избегать провокаций до такой
степени, когда это может привести к укреплению советского режима или ответу силой. Наша
скрытая пропаганда не должна быть связана с последовательностью, до тех пор, пока соблюдается
осторожность, чтобы избегать действий, которые будут взаимно самоуничтожающими или которые
будут иметь тенденцию подрывать или дискредитировать значительные открытые действия.
В ходе тайных информационных операций должны разрабатываться правдоподобные
материалы, которые будут собираться и фактически сообщаться открытыми информационными
средствами.
Тайная деятельность должна быть направлена на то, чтобы оказывать давление во многих
местах путем преследования и посеять сомнения, замешательство и подозрения. Признано, что
наиболее прибыльными направлениями деятельности, вероятно, будут:
(1) склонение к дезертирству советских и сателлитных должностных лиц путем скрытого
давления;
(2) посеять смятение и неуверенность в рядах коммунистических партий в районахсателлитах и в свободном мире.
Тайное оружие правительства, тем не менее, будет предупреждено о любых возможностях
достижения самих правящих групп СССР и создания подозрений, неопределенности и давления.
Страница 12 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
d.Хотя возможности для быстрого увеличения потенциала и эффективности наших
открытых информационных программ ограничены - масштабы нынешних усилий уже значительны
- эти программы также призваны сыграть жизненно важную роль в реализации плана, поэтому
потребность в максимальной энергии, инициативе и находчивости при разработке широких задач,
перечисленных ниже, не менее велика, чем в случае тайных операций.
В ситуации, о которой идет речь в этом документе, можно предположить, что все
правительства и все народы мира глубоко заинтересованы, во-первых, в точном освещении и
интерпретации событий в Советском Союзе и их последствий и, во-вторых, в отношении
Соединенных Штатов к ситуации, их намерениям и действиям в отношении нее. Следовательно,
основная ответственность, лежащая на официальных открытых средствах массовой информации,
заключается в предоставлении широко освещенных фактов и надежных комментариев из
оригинальных источников о событиях и событиях, включая заявление Президента,
кристаллизующее позицию Соединенных Штатов. Это важнейшая основа, на которой будет
зиждиться эффективная пропаганда
Успешное использование открытых средств массовой информации в операции потребует
тщательной координации всех средств массовой информации. Особое значение будет иметь
координация публичных заявлений, поскольку такие заявления являются наиболее эффективным
оружием для открытого применения. Комитету по наблюдению, предусмотренному в этом плане,
должно быть конкретно поручено заранее предупреждать открытые средства массовой
информации о предстоящих действиях и их значении. (Например, если публичное заявление
предназначено для запуска "пробного шара (зондирование общества или проверка общественного
мнения)", следует рекомендовать открытым средствам массовой информации обеспечить его
максимальное распространение.
2. В нашей скрытой, а также в нашей открытой пропаганде, проводимой во многих областях,
многое должно исходить из того факта, что советская система понесла невосполнимую потерю сил
в результате смерти Сталина, и что настало время для целенаправленных, решительных и
объединенных действий со стороны Запада.
Страница 13 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
f. С изменением режима дезертирство заслуживает высокого приоритета как в открытых,
так и в скрытых средствах массовой информации. Основная роль открытых средств массовой
информации в этой работе, конечно, заключается не в прямом побуждении к дезертирству, а в
такой косвенной помощи, как обнародование дезертирства, когда оно происходит.
g. Руководители Конгресса и изданий должны быть проинформированы об операции
мирного наступления и о настоятельной необходимости поддержания нашего импульса в области
оборонного строительства.
h. Этот план должен постоянно пересматриваться в свете складывающейся ситуации.
2. Открытые информационные носители по Областям.
а. В Советский Союз. В дополнение к стандартным темам официальные открытые СМИ
должны стремиться выполнять следующие задачи:
(1) Поставить под сомнение стабильность нового режима наверху. В этой связи будет
полезно сослаться на историков и современных экспертов по советским делам, таких как Тито и
бывшие коммунисты, опубликовать отчеты бывших беглецов, которые были в коммунистическом
аппарате, рассказывающие о бывших заговорах друг против друга между четырьмя
высокопоставленными кремлевскими людьми, чтобы показать, что деспотизм требует деспота,
предположить, что Маленков не взял под свой контроль все факторы власти, и указать, что новые
механизмы не сработают, в результате чего борьба за власть, сопровождающаяся чистками,
неизбежна.
(2) Давать полезные советы советским гражданам о том, как выжить в это опасное и
неустроенное время, способствуя тем самым психологии индивидуальной осторожности,
снижающей эффективность системы.
Страница 14 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
(3) Использовать тот факт, что реорганизация советского правительства и
Коммунистической партии тесно связана с реорганизацией во время Второй мировой войны, и
задаться вопросом, почему это необходимо, учитывая претензии Советского Союза на
подавляющую поддержку советских народов. Эта тема не должна использоваться каким-либо
образом, наводящим на мысль об опасности того, что вскоре может разразиться всеобщая война.
(4) Создать впечатление, что правительство Соединенных Штатов относится к "острой
бдительности" и осознает, что ситуация содержит новые элементы опасности, которые, если они
материализуются, мы встретим твердо, и, возможно, новые элементы надежды, оправдывающие
тщательный пересмотр политики Соединенных Штатов.
(5) Когда будет обнародован подход правительства Соединенных Штатов к Советскому
правительству, интенсивно использовать его, чтобы изобразить серьезную цель, стоящую за этой
акцией, для достижения снижения международной напряженности и, в случае, если она не
увенчается успехом, возложить ответственность непосредственно на СССР.
(6) Использовать тот факт, что новый советский режим предпринял очевидные усилия,
чтобы откупиться от военных, предоставив им больше и более высокое представительство, чем это
было раньше, и поставить под сомнение успех этих усилий.
(7) Сообщить фактические предложения американских и западных военных и других
видных лиц (но не высших должностных лиц администрации), которые имели опыт работы с
советскими военными, о том, что, возможно, будет легче прийти к разумным договоренностям с
режимом, в котором эти люди обладают большей властью и влиянием. (Такие предложения могут
быть тайно вызванными.)
Страница 15 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
(8) Уделять повышенное внимание роли Соединенных Штатов и других свободных наций в
предоставлении убежища и новой жизни, полной возможностей и свободы, беглецам от советской
коммунистической тирании. Идея о том, что настоящее может предоставить наилучшую
возможность сбежать, должна быть адресована, в частности, русскоязычной аудитории в
Восточной Германии и советским должностным лицам за пределами советской орбиты. Будьте
бдительны и немедленно предайте широкой огласке в драматических выражениях все случаи
дезертирства военнослужащих Красной Армии и членов Коммунистической партии и широко
объявите об их побеге через линию фронта с помощью фотографий и интервью.
(9) Посеять сомнения в лояльности лидеров сателлитов новому московскому режиму.
(10) Сообщать фактически о любых признаках расхождения политики или интересов между
сателлитами или Коммунистическим Китаем и Советским Союзом. (Такие признаки могут быть
результатом тайных операций, при условии, что эти операции дают правдоподобные признаки. )
(11) Разыграть кажущуюся личную прохладу между Маленковым и Мао таким образом,
чтобы предположить, что они так сильно не любят друг друга, что два лидера не желают встречаться
друг с другом.
(12) Предоставить новые доказательства мирных намерений свободного мира, используя
выражения дружбы к советским народам и такие предложения, которые могут быть сделаны для
мирного урегулирования остающихся разногласий.
Страница 16 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
б. К сателлитам Восточной Европы.
В свете фактической отчетности и достоверной интерпретации событий в СССР и их
последствий в других странах официальные открытые СМИ должны выполнять в странахсателлитах Восточной Европы следующие задачи:
(1) Поддерживать и укреплять глубокие национальные, в том числе религиозные, чувства,
которые были вызваны событиями
в СССР.
(2) Подробно вспомнить об унижении и эксплуатации, которым подверглись народы
сателлитов в результате их подчинения интересам Кремля, а также о поощрении веры в то, что их
участь будет скорее тяжелее, чем легче при новом, неопытном и небезопасном режиме.
(3) Изобразить Соединенные Штаты как сильную, надежную державу, официальные
заявления которой следует воспринимать как серьезные, весомые предложения по продвижению
дела свободы без всеобщей войны.
(4) Поддерживать в умах лидеров сателлитов, всех ставленников в той или иной степени
умершего тирана, сомнения относительно их отношения с новыми хозяевами Кремля, а также
поощрение понимания того, что их выживание может зависеть от нового отношения к популярным
националистическим настроениям.
(5) Вспомнить успешное отступление Тито, успешное сотрудничество Югославии как
независимого государства с Грецией и Турцией, а также с державами Запада и потенциальное
значение Балканской Антанты.
(6) Внушить подчиненным должностным лицам, что вскоре может представиться
возможность реализовать свои личные амбиции за счет своих начальников.
Страница 17 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
(7) Напомнить, что Соединенные Штаты не возвращают беглецов из стран, находящихся за
железным занавесом.
(8) Препятствовать чрезмерным надеждам и последующим опрометчивым действиям со
стороны населения в целом, которые могут подвергнуть патриотически настроенных граждан
решительным репрессиям со стороны неказистых лидеров.
(9) Принижать статус нынешних лидеров в СССР и сателлитах на том основании, что Мао
теперь стал ведущим теоретиком и революционным лидером международного коммунизма.
c. Коммунистическому Китаю.
В дополнение к стандартным темам официальные открытые СМИ должны выполнять
следующие задачи:
(1) Способствовать трениям на всех уровнях и в конечном итоге расколу между китайским и
советским коммунистическим руководством, указывая, среди прочего, на то, что китайские
коммунисты являются инструментами Кремля.
(2) Специально поощрять соперничество и трения между аппаратами Китайской и
Советской Коммунистической партии в Юго-Восточной и Южной Азии.
(3) Разжигать разобщенность между Москвой и Пекином относительно продолжения
Корейской войны, демонстрируя растущую решимость Соединенных Штатов положить конец
Корейской войне, силой при необходимости, посеяв сомнение в том, что советская власть, в
период, когда она пытается укрепить свою власть, поддержит китайских коммунистов в случае, если
Соединенные Штаты предпримут более решительные действия по прекращению Корейской войны,
и поставив под сомнение стабильность новой советской власти и особенно способность Маленкова
собрать под свой контроль все силовые факторы и дать идеологическое руководство.
(4) Использовать идеологические разногласия и соперничество между Мао и Москвой.
Страница 18 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
(5) Развить концепцию Мао о Маленкове как об идеологическом подчиненном и создать
Мао как реального наследника Ленина.
(6) Чтобы вызвать сомнение в действительности соглашений и обязательств, взятых
Сталиным перед Мао, особенно в том, что касается помощи в Корейской войне, это основано на
теории, что Мао был человеком Сталина.
(7) Поощрять веру в то, что Советский Союз сдерживает материальную помощь, чтобы
сохранить Народную Республику в военной и экономической зависимости.
д. В Югославию.
В свете опыта Тито с советским режимом, его дезертирства в 1948 году и его непримиримой
враждебности не только к мертвому тирану, но и ко всей системе, воплощенной в Кремле и
Коминформбюро, существует небольшая потребность в официальных открытых средствах
массовой информации, выходящих в Югославии, чтобы подчеркнуть значение событий в СССР. В то
же время пример и позиция Югославии в настоящий момент чрезвычайно важны, особенно для
сателлитов Восточной Европы и в меньшей степени по отношению к коммунистическому Китаю и
воспоминание об успешном отступлении, растущее сотрудничество с другими свободными
государствами на основе взаимного уважения и независимости, а также потенциал Балканской
Антанты могут быть эффективно использованы среди них. Что касается самой Югославии, то
официальные открытые средства массовой информации выполняют следующие задачи:
(1) Поощрять гордость югославов за то, что они избежали господства Кремля и неприятных
последствий нынешних событий в СССР,
(2) Напомнить о взаимовыгодных результатах прошлого сотрудничества с Соединенными
Штатами и другими свободными нациями и укрепить уверенность в безопасности, которая будет
получена в результате аналогичного сотрудничества в будущем.
(3) Развивать уверенность в силе, надежности и серьезности Соединенных Штатов как
лидера свободного мира в создавшейся сейчас ситуации.
Страница 19 из 28 страниц
87143
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
e. В Западную Европу (включая Германию)
Открытые средства массовой информации в Западной Европе должны решать в первую
очередь следующие задачи:
(1) Подчеркнуть, что угроза свободному миру не уменьшилась.
(2) подчеркнуть необходимость скорейшей ратификации (европейского оборонительного
сообщества) и иного содействия целям НАТО.
(3) чтобы указать на [возможную опасность] слабость в ситуации, Маленков не является
Сталиным по политическому опыту, идеологическому руководству или партийной и
государственной власти и контролю. Даже если он является или становится политическим боссом,
он не является верховным жрецом. (Внимание: Не подразумевайте, что существует
непосредственная опасность войны).
(4) поднять вопросы, касающиеся стабильности нового режима.
(5) стимулировать уверенность в устойчивости и надежности Соединенных Штатов в их роли
лидера в свободном мире.
(6) чтобы задать вопрос, почему местные коммунистические партии теперь могут
обращаться в Москву за чем угодно. Маленков-продукт советской бюрократии, мало или совсем не
знающий зарубежных стран, которому наплевать на судьбу тамошних коммунистов.
(7) спросить, кто сейчас является выдающимся теоретиком и оратором мирового
коммунизма-Мао или Маленков,
(8) привести пример упадка искусства, науки и культуры СССР во время прихода Маленкова
к власти.
f. На Ближний и Средний Восток.
Ввиду отсутствия понимания, в целом преобладающего в этой области в отношении угрозы
советского коммунизма, официальные открытые средства массовой информации в арабских
государствах выполняют следующие задачи:
(1) Подчеркнуть, что, пока тирана нет, тирания со всеми ее имперскими амбициями
остается.
(2) заявить, что национальным устремлениям народов региона не будет способствовать
прекращение давления со стороны СССР, даже если бы оно имело место, а только путем
прекращения споров в этом районе, устранения источников внутренней напряженности,
урегулирования разногласий с Западом и создания адекватной оборонительной силы.
Страница 20 из 28 страниц
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
(3) использовать путаницу и неопределенность, которые, вероятно, будут окружать
коммунистические организации и связанные с ними органы в этом районе.
(4) использовать все возможности для укрепления репутации и авторитета Соединенных
Штатов и, при необходимости, их союзников в регионе.
(5) подчеркнуть советский опыт работы с группами меньшинств, включая фактический
материал о мусульманских чистках 30 - х годов.
g. В Свободную Азию (Индия, Пакистан, Цейлон, Бирма, Индонезия, Малайя(западная часть
Малайзии), Индокитай, Корея, Тайвань и Япония).
В той мере, в какой в Свободной Азии распространяется убеждение, что условия внутри
СССР могут [в той же степени ослабить его давление] привести к тому, что он станет менее
агрессивным, поддержка мер, необходимых для [урегулирования конфликтов] борьбы с
коммунистами в Корее, Индокитае и Малайе, может уменьшиться.
Особая проблема может возникнуть в отношении заморских китайцев за пределами
Тайвани, которые, в той мере, в какой их можно заставить поверить, что изменения в СССР
ослабляют связи между ним и китайским коммунистическим режимом, могут быть склонны искать
более благоприятного для Мао, как лидера националистов, а не [как одного из партнеров в
глобальном коммунистическом заговоре] инструмента Москвы. Еще одна особая проблема может
возникнуть в связи с Коммунистическими партиями и их филиалами в этом районе; при посеве
сомнений и путаницы среди них необходимо проявлять осторожность, чтобы не заставить других
[прийти], [рассматривать их как бумажных тигров] считать коммунистическую угрозу менее
серьезной, чем она была.
Таким образом, следующие основные задачи ложатся на официальные открытые средства
массовой информации при выводе в эту область:
(1) Подчеркивая, что смена командования в СССР не влечет за собой никаких изменений в
характере, возможностях или намерениях режима.
(2) подчеркивая, что, хотя [роль] отношение Мао может быть изменено событиями в СССР,
доказательство этого будет продемонстрировано делами в Корее, в Индокитае и в других местах,
включая сам коммунистический Китай, а не словами.
Страница 21 из 28 страниц
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
(3) Подчеркивая, что национальные устремления в этом районе не будут достигнуты в
результате случайных событий в других местах, а только благодаря напряженным, усердным
усилиям каждой нации в этом районе и отдельных лиц в нем.
b. Латинская Америка
В Латинской Америке свидетельства сомнений, замешательства и недоверия, вызванные
событиями в СССР и в коммунистических партиях в других странах, могут быть использованы для
того, чтобы поставить в неловкое положение коммунистические партии и их филиалы в этом
регионе.
Таким образом, официальные открытые средства массовой информации выполняют
следующие задачи:
(1) Подчеркнуть сохраняющийся характер советского режима, независимо от его
руководства, особенно его жажду власти, его невежество в отношении мира, его принижение
культуры, извращение образования, его презрение к религии и использование антисемитизма.
(2) выявлять и разоблачать коммунистов и попутчиков, совершающих ранние
паломничества в Москву.
(3) разоблачить доказательства подчинения Кремлю со стороны культурных,
профессиональных и трудовых организаций, особенно международного характера.
(4) выявить и разоблачить политическое руководство, подчиненное Кремлю.
(5) призвать некоммунистические и не крайне левые оппозиционные партии привести себя
в порядок из-за вероятной путаницы в местном коммунистическом верховном командовании.
(6) призвать некоммунистические и не-левые режимы, некоторые из которых, как
представляется, находятся в опасном положении, продемонстрировать антикоммунистическую
силу, приняв меры, которые они, возможно, боялись принять до смерти Сталина.
(7) посеять сомнения среди самих коммунистов и левых групп относительно прочности
нынешнего коммунистического режима. (Маленков может быть политическим боссом, но он не
верховный жрец, и коммунистические ячейки, не примыкающие ни к самой России, ни к
российским сателлитам, зависели в своей власти от мистики Сталина так же сильно, как и от чеголибо еще, и эта мистика исчезла.
(8) Поощрять и утешать христианских, законопослушных, миролюбивых людей.
Страница 22 из 28 страниц
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Страница отсутствует
Страница 23 из 28 страниц
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
l. Операции, Связанные С Национальной Политикой Безопасности.
Вероятно, самое сильное психологическое воздействие, которое мы можем оказать на
советский режим, - это то, которое вытекает из решений о готовности Соединенных Штатов.
Очевидное ускорение наращивания нашей военной мощи, увеличение графика тренировок, более
масштабные полевые учения, неофициальная публикация заявлений о гордости за военную
готовность или перераспределение воинских частей по схеме, предполагающей переход к
готовности, - все это будет иметь тенденцию убеждать советский режим в нашей твердости и
опасности "смелой" советской политики. Чтобы не беспокоить наших союзников, такие заявления
и действия должны быть направлены на ограниченные территории и не должны быть откровенно
агрессивными.
Страница 24 из 28 страниц
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
2. Операции, связанные с военными отношениями с Союзными и Дружественными странами.
а. Уступая только решениям и действиям в отношении военного истеблишмента
Соединенных Штатов, совместные решения и действия с нашими союзниками по повышению
нашей готовности противостоять любым новым опасностям окажут глубокое психологическое
воздействие на советский союз. Новые переговоры персонала с югославами, греками и турками,
увеличение поставок в НАТО и т.д. потребовали бы самого тщательного рассмотрения в Кремле.
b. Посещение флота и воздушные демонстрации в ближайшем будущем на Ближнем и
Среднем Востоке окажут психологическое воздействие. В частности, силы Соединенных Штатов
могли бы пройти через Суэцкий канал и нанести визиты вежливости таким людям, как Нагиб. Флот
мог бы продолжить проведение аналогичных визитов по всему Средиземноморью, Красному морю
и району Персидского залива.
c. Рассмотрение вопроса о размещении даже символических сил на Ближнем и Среднем
Востоке, если это будет осуществлено, окажет благоприятное психологическое воздействие на саму
эту область, а также создаст проблему для советского режима.
3. Операции, связанные с действиями Организации Объединенных Наций в Корее.
а. Значительное давление могло бы быть оказано на Кремль и на китайско-советские отношения,
если бы Соединенные Штаты были полностью не приписываемы:
(1) Вдохновить развитие движения среди военнопленных в Корее за объединение в
Добровольческий Корпус Свободы для борьбы с тиранией на их родине, кульминацией которого
станет обращение к Военному командованию Соединенных Штатов с просьбой разрешить им
присоединиться к силам Чан Кайши или войскам ООН.;
(2) вдохновить Чан Кайши на прямое предложение добровольцам из числа заключенных
CCF(объединенные кадетские форммирования) присоединиться к его силам в Формозе.
Страница 25 из 28 страниц
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
(3) заметно активизировать подготовку наступательной войны в Корее в течение ближайших
нескольких месяцев с помощью открытых действий, таких как расширенные тренировочные
упражнения, активизированные действия по зондированию, предание гласности движения сил,
если можно, по-видимому, организация расширенных поставок в Корею, укрепления военноморских сил в местных водах, и дальнейшее публичное обсуждение расширенных действий
авиации.
Эта концепция действий не должна предполагать, что они должны быть реализованы в
смысле расширения корейской войны. Они задуманы как методы, предполагающие или
подразумевающие давление на советскую орбиту в Корее, и предназначены для того, чтобы
запутать, перегрузить и задержать политический механизм в Кремле и в Китае.
b. Можно также рассмотреть вопрос об усилении преследования советских или китайских
судоходных компаний за их психологический эффект. Легальное присоединение судов лизинга,
осуществляющих перевозки в дальневосточные порты, когда они находятся в нейтральных портах,
увеличит бремя режима.
4. Операции, Связанные С Политическими Соображениями.
a. Создание Добровольческого Корпуса свободы, ряды которого открыты для всех тех, кто
выступает против тирании и кто готов принять лидерство свободных наций мира в определении
того, когда и требуется ли прибегать к силе, создаст еще одну проблему.
Страница 26 из 28 страниц
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
b. Верховный Главнокомандующий Союзными державами в Европе мог бы предложить создать
всемирный фонд за счет взносов военнослужащих для возведения подходящего мемориала в
память о погибших с обеих сторон во Второй мировой войне, который будет установлен на месте
подписания перемирия во время Второй мировой войны в Париже или Берлине.
Мемориал можно было бы назвать святыней мира, спонсируемой теми, у кого есть все
основания желать мира, - военными. Советы должны быть приглашены к участию, возможно, путем
прямого обращения старших офицеров Соединенных Штатов к их обязанностям в Советской Армии,
и когда мемориал будет установлен, их следует пригласить на посвящение. Если это предложение
будет принято, у Соединенных Штатов появится возможность перехватить инициативу в мирной
кампании, а в случае отказа Советы могут оказаться в затруднительном положении во всемирном
масштабе.
c. Делегация Соединенных Штатов при Организации Объединенных Наций могла бы
призвать директоров и руководящие органы специализированных учреждений, в частности
ЮНЕСКО, ВОЗ и ФАО, обратиться с призывами к возвращению или активному участию Советского
Союза в этих гуманитарных и мирных организациях. Директоров этих организаций можно было бы
убедить попытаться посетить Москву с этой целью.
Соединенные Штаты могли бы также рассмотреть вопрос о том, чтобы стать соавтором резолюции
на этот счет в Генеральной Ассамблее.
d. Соединенные Штаты могли бы призвать Неру направить представителя высокого уровня
в Пекин-или, если возможно, отправиться туда самому-для изучения возможностей корейского
урегулирования. Или Соединенные Штаты придерживаются некоторых нейтральных позиций,
таких как Неру, предложить новое полное прекращение огня в Корее на суше, море и в воздухе и
новые конференции; на которые Соединенные Штаты могли бы оперативно ответить и выразить
готовность сделать это.
5. Операции, связанные с дипломатической деятельностью с Советским режимом.
а. Соединенные Штаты могли бы официально предложить, возможно, по случаю назначения нового
посла, чтобы обе страны сняли свои ограничения на поездки дипломатического персонала.
Страница 27 из 28 страниц
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЕКТ
3/13/53
b. В интересах предоставления более широких возможностей для компрометации
дипломатического персонала можно было бы увеличить число приглашений на официальные и
неофициальные общественные собрания избранных представителей. Этот тип усилий может быть
расширен в других областях, например, путем личных писем выдающихся личностей свободного
мира членам новой советской структуры, стремящихся возобновить старые знакомства или,
возможно, направить приглашения и т.д. Таким образом, генерал Брэдли мог бы написать генералу
Жукову, и, возможно, г-н Стассен мог бы написать Миковану.
c. Можно было бы еще раз рассмотреть психологический потенциал активных попыток,
насколько это возможно, обеспечить дезертирство тщательно отобранного дипломатического и
официального персонала или, если это не удастся, скомпрометировать таких лиц или не
использовать существующие правила в качестве оснований для объявления их персонами нонграта. Такая программа была бы задумана только как преднамеренная программа преследования.
d. Соединенные Штаты могли бы вдохновить, совместно с католическими, протестантскими,
еврейскими и, возможно, мусульманскими лидерами, всемирную религиозную конференцию в
Европе с целью развития мировой религиозной солидарности. Такая программа могла бы также
быть непосредственно направлена против угрозы религии, исходящей от коммунизма.
е. В какой-то момент в будущем Государственный секретарь мог бы предложить встречу в
Берлине между Берией и заместителем государственного секретаря и Директором с целью
организации безопасного поведения и упорядоченного прохождения
те, кто хочет покинуть Советский Союз, чтобы выйти в Западный мир и там быть поглощенными
многонациональным экономическим планом беженцев. Уход Берии из центра власти и даже
рассмотрение этого вопроса усилили бы беспокойство и подозрительность, и в то же время
гуманитарный
интерес к беженцам, с его особой привлекательностью для многих групп в свободных странах, все
это очевидно.
6. Экономические операции
a. Соединенные Штаты могут объявить о новой экономической помощи некоторым странам на
Ближнем Востоке.
Комментарий автора ...
Экономическая война заслуживает высокого приоритета как в открытой, так и в скрытой областях.
Есть много вещей, которые можно и нужно сделать.
Страница 28 из 28 страниц
Утверждено к Выпуску 2005/04/28 : CIA-RDP80R01731R003300400008-8 3
Свидетельство о публикации №224102201120