Глава 15. Восхождение в Иерусалим

          


"Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, умрет, то принесет много плода" (Ин. 12:20)
................................................
     Выражение «восходить в Иерусалим» отражает географическую реальность Палестины. Иерусалим находится на возвышенности (754 м над уровнем моря), и путь к нему, особенно из Иерихона (расположенного на 250–260 м ниже уровня моря), представляет собой долгое и трудное восхождение. В Свое последнее путешествие в Иерусалим Иисус отправился из Галилеи не напрямую, а через Иерихон. Он должен был в буквальном смысле слова «взойти» в Иерусалим, подняться туда из низин Иудейской пустыни.
     В этом восхождении, помимо буквального, есть и символический смысл. Иисус идет на страдание добровольно: Он знает, что Его жизнь закончится насильственной смертью, но знает и о том, что на третий день Он воскреснет.
В Евангелиях есть две группы свидетельств, противоречащих друг другу.
С одной стороны, говорится, что Иисус в беседах с самыми близкими сторонниками не раз предсказывал свои грядущие страдания, смерть и воскресение. С др. стороны,  ученики на эти свидетельства никак не отреагировали, будто их и не было.
С того времени,   как ап.Петр  исповедовал пред Иисусом свою веру, - что Он есть Христос, Сын Божий , Иисус  начал открывать ученикам Своим, что Ему для спасения людей надлежит много "пострадать , быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть." (Мк 8:31). Он говорил ученикам:
«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и в третий день воскреснет.» (Мк. 10:33)
Тогда Петр  отозвав Его,  сказал: «будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою!». Из этих слов Петра видно, как считают христианские коментаторы, что он имел «иудейское понятие о Мессии» и в нем еще преобладали чувства земные над духовными. Мессия по еврейской традиции- Царь-Освободитель народа,  побеждающий врагов, Он не может погибнуть о их руки. Просьба же Петра для Иисуса оказалась подобна искушению дьявола, который также предлагал Ему вместо духовного – земное, вместо Царства Небесного – царство века сего. Потому Иисус Христос ответил Петру: «отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое», и потом, подозвав народ с учениками, сказал:
«если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя , возьми крест свой , и следуй за Мною. Ибо кто хочет сберечь свою душу , тот потеряет ее; а кто потеряет душу  свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он, стремясь к накоплению земных благ лично для себя, приобретет себе хотя бы весь мир, а душу свою погубит, для Царства Божия, для вечной жизни».

    Лука  описывает похожую сцену, добавляя к словам Иисуса фразу: «и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом», и отмечает реакцию  учеников:«Но они ничего из этого не поняли; ...они не разумели сказанного» (Лк. 18:31–34).
Сообщается о реакции учеников  на предсказание  Учителя о своей скорой смерти:
" И подходят к Нему Иаков и Иоанн, два сына Зеведеева, и говорят Ему: Учитель, хотим, чтобы Ты сделал нам то, о чем мы Тебя попросим.
Он сказал им: что вы хотите, чтобы Я сделал вам?
Они же сказали Ему: дай нам сесть одному по правую Твою сторону, а другому по левую, во славе Твоей.»(Мк 10:33)...

       По мере приближения к Иерусалиму, перед нами — картина все возрастающего одиночества Иисуса.  В предшествующем евангельском повествовании Он почти всегда был окружен учениками и толпой народа. Ученики охотно следовали за Ним, а толпа находила Его даже там, где Он не хотел. Теперь Он неумолимо движется к собственной смерти, и в этом движении Он одинок.
Все  предсказания Христа исполнилось слово в слово, одно за другим, всего лишь несколько дней спустя.
     Если считать сообщения Евангелия достоверными, то Иисус всё предвидел, причём предвидел в деталях,  но  Его ученики, согласно тем же Евангелиям, ничего не поняли и даже не запомнили, поэтому последующие события стали для них полной неожиданностью.
Все они были охвачены энтузиазмом и  были уверены , что там, в Иерусалиме, откроется Царство Небесное (Лк 19:11) .
    Но Иисус был мрачен.Он,казалось, все более утверждался в мысли, что Его смерть спасет мир : «Сын Человеческий ..пришел, чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих»(Мф 20:28).
 Скорее всего,предсказания о Страстях в той форме, в какой они приведены в Евангелиях, дают упрощенную картину .  Возможно, Иисус лишь говорил, что вскоре Богу может быть угодно, чтобы и Он, погиб,подобно Иоанну Крестителю. Говорил, однако,  в виде предположения, имея для этого  основания . Он мог запланировать свою деятельность в Иерусалиме:въезд в образе Мессии,  Царя Иудейского, акцию в Храме - и  не мог не понимать, что жизнь Его висит на  волоске. Скорее всего, Он  говорил о ВОЗМОЖНОСТИ своей  смерти в Иерусалиме . Ученикам же не хотелось думать о плохом: казнь Иоанна осталась в прошлом и несколько забылась, а  чудеса Иисуса наполняли их своего рода эйфорией; казалось, что Царство Божие уже не за горами, как и их престолы над двенадцатью коленами.
 Мотив для казни Иисуса пока не ясен, но можно почувствовать, что  некоторый поворотный пункт в Его жизни  был связан с отправлением  Им учеников с миссией нести  «радостную весть» о наступлении ЦБ и призывать людей быть готовыми к этому Событию.
Глава 10 евангелия от Матфея  содержит указания Иисуса, касающиеся особого проповеднического похода в дом Израилев.
«  ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное ... В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете ... А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков"(МФ 10:5-16).
Итак,задача апостолов была - возвещать о том, что приблизилось Царство Небесное.   Отправляя  апостолов, Иисус говорил:«Не  успеете обойти города Израилевы, как придет Сын Человеческий », который должен  принести в мир Царство (МФ 10:23) .Именно после возвращения апостолов Иисус решил идти в Иерусалим.
Согласно концепции, предложенной Швейцером, Иисус ожидал , что проповедь учеников вызовет мессианские  бедствия- ужасные страдания  народа( согласно традиции, называемые  "родовые мУки" прихода Машиаха ), которые затем сменятся Царством.  Но никаких катаклизмов "радостная весть" апостолов не вызвала,  ожидания Иисуса не сбылись, Тогда Он,возможно,  осмыслил  свою миссию в свете пророчеста Исайи(53 глава)и пришел к  выводу,что Ему самому надлежит пострадать, возможно, даже погибнуть , чтобы  принять на себя грехи людей, препятствующие наступлению Царства
Идя в Иерусалим, Иисус   мог   надеяться, что с Божьей помощью обратит ортодоксов  к истинной, по Его  понятиям, вере  и избежит смерти,  но Он также считал возможным и даже вероятным, что   погибнет .
               

 


Рецензии