главные отличия периода цивилизации от периода вар

ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПЕРИОДА ЦИВИЛИЗАЦИИ ОТ ПЕРИОДА ВАРВАРСТВА.                Существует несколько схем периодизации истории человечества  базирующихся на разных отраслях науки. Например, в археологии: 1) каменный век (палеолит, мезолит, неолит): 2) медно-каменный век (энеолит); 3) бронзовый или железный век.                Фридрих  Энгельс вполне обоснованно считал, что определяющим моментом в истории человечества является процесс производства и воспроизводства непосредственно самой жизни, ведь без этого истории человечества как таковой просто не будет. Составляющие этого процесса: 1) производство средств к жизни – пищи, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; 2) производство самих людей – продолжение рода. Развитие этих двух составляющих обусловливает общественные порядки, при которых живут люди во все времена. Именно поэтому наиболее предпочтительной считается периодизация истории человечества на основе хозяйственной деятельности людей и форм собственности, впервые предложенная шотландским философом Адамом Фергюссоном в «Очерках истории гражданского общества» (1767 г.). Он разделил историю человечества на три периода: 1) дикость – охотничье хозяйство, отсутствие частной собственности; 2) варварство – скотоводческое хозяйство, появление частной собственности; 3) цивилизация –земледельческое хозяйство, господство частной собственности. Эта схема была развита и конкретизирована американским этнографом Льюисом Морганом в работе «Древнее общество» (1877 г.) и немецким историком Фридрихом Энгельсом в труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства (1884 г.).                Л. Морган в дикости и варварстве выделил низшую, среднюю и высшую ступени. Критериями периодизации истории человечества он считал изобретение инструментов и технологий, способствующих облегчению и увеличению добычи и производства средств пропитания и их хранения.          Ф. Энгельс характеризовал дикость как период преимущественно присваивающего дары природы хозяйства ,а врварство и цивилизацию как периоды производящего хозяйства. Причём в период варварства предмет труда – преимущественно продукт природы (земля, скот). А в период цивилизации  - преимущественно результат предшествующего труда других производителей (сырьё, полуфабрикаты). И именно в этом он видел самое существенное различие между варварством и цивилизацией. И в работах современных авторов деление хозяйства человеческого общества на присваивающее и производящее остаётся одним из фундаментальных положений.                Если безоговорочно согласиться с предложенными А. Фергюссоном, Л. Морганом и Ф. Энгельсом критериями периодизации эпох (стадий) исторического развития человеческого общества, то получается, что к моменту перехода от высшей стадии варварства к цивилизации человеческое сообщество достигло совершенства . Сразу же возникает аналогия с «концом истории» Фукуямы. Такой вывод чрезвычайно выгоден для правящего при капитализме класса, но абсолютно не соответствует истинному положению дел . Очевидно абсурдно считать цивилизованным общество, в котором абсолютное меньшинство частных собственников средств производства на якобы «законных»  основаниях постоянно присваивает себе большую часть прибавочного продукта, производимого остальными членами этого общества, то есть фактически грабит их. И этот , научно доказанный более 150 лет назад  Карлом Марксом, псевдозаконный грабёж не позволяет считать общества капиталистических государств цивилизованными, а критерии периодизации исторического развития человечества исчерпывающими .                В обыденной жизни подавляющее большинство людей отождествляет личную собственность с частной. Но с политэкономической точки зрения личная и частная собственность -  абсолютно разные вещи. Личная собственность существовала, существует и будет существовать пока существует человечество при любой общественно-экономической формации (строе) – при рабовладельческом строе, феодализме, капитализме, социализме, коммунизме и т. д. Её существование (наличие) ни в коей мере не обусловлено уровнем производительности труда. Условием же возникновения и существования частной собственности стало именно достижение и сохранение уровня производительности труда, при котором носитель рабочей силы с помощью личных средств производства стал производить продуктов труда больше минимально необходимого для поддержания его собственной жизни и трудоспособности.                Осознание этого факта побудило хапков и цапков – особей с развитым более чем у других людей хватательным рефлексом и смекалкой – принудить этих других, не имеющих или насильственно лишённых средств производства, к работе с использованием средств производства, имеющихся в личной собственности хапков и цапков, с целью присвоения производимого излишка. С этого момента имеющиеся в их личной собственности средства производства становятся частной собственностью. То есть находящиеся в личной собственности средства производства становятся частной собственностью только с момента использования их в процессе производства продуктов труда сторонним носителем или носителями рабочей силы. Если собственник средств производства сам в качестве носителя рабочей силы использует их для производства продуктов труда, то в этом случае любые средства производства –личная, а не частная собственность.                В   данном контексте французский философ и экономист Пьер Прудон (1809-1865 г.г.) имел все основания утверждать, что «собственность – кража». Однако необходимо уточнить: кража – действие (процесс), а собственность (именно частная собственность на средства производства) – инструмент, посредством которого производится кража, и результат этого действия (процесса).                Гораздо ближе к истине, но и гораздо длиннее, будет уточнённое с учётом вышесказанного утверждение Прудона: «Частная собственность на средства производства – результат присвоения (воровства, кражи) её владельцем произведённого с её использованием сторонними носителями рабочей силы (рабами, наёмными работниками)  прибавочного продукта, и инструмент, посредством которого это присвоение (воровство, кража) осуществляется.      Хапки и цапки, составляющие так называемую «элиту» в эксплуататорских обществах, являются политически и экономически господствующим классом при рабовладельческом строе, феодализме и капитализме. И именно они не только объявили частную собственность – инструмент, посредством которого производится присвоение (по Прудону кража) произведённого сторонними носителями рабочей силы прибавочного продукта – священной и неприкосновенной, но и внесли это положение в основной закон своих стран –конституцию.                История человечества неопровержимо свидетельствует, что именно стремление частных собственников на средства производства к обретению всё большей прибыли является основной причиной нескончаемых войн между государствами. Эксплуатация человека человеком, людьми других людей, также обусловленная наличием частной собственности на средства производства, по сути аморальна. Поэтому вопреки мнению Адама Фергюссона (см. выше) общества, в которых господствует частная собственность на средства производства, находятся на стадии варварства, а не цивилизации.                В   наше время одиночкам не под силу самим создать современные средства производства. Они создаются совместным трудом миллионов, трудом всех граждан государства (общества), и поэтому по своей сути и по справедливости  являются и должны являться общей собственностью всех граждан государства (общества) – общенародной собственностью, плоды (результаты) от использования которой, опять-таки по справедливости, должны распределяться между всеми гражданами государства (общества) пропорционально величине их трудового вклада. Отсюда следует, что частная собственность на средства производства и порождённая ею эксплуатация человеком других людей с неизбежностью должны кануть в историю.                При социализме (обществе, в котором господствует общенародная, а не частная собственность на средства производства) отношения всестороннего сотрудничества свободных от эксплуатации граждан приходят на смену антагонистическим отношениям граждан в обществах с господством частной собственности на средства производства, в которых относительно малочисленное меньшинство эксплуатирует подавляющее большинство граждан. Именно господство общенародной (государственной) собственности, обусловливающее отсутствие  эксплуатации человека человеком и более высокие мораль и нравственность людей, а не различия в уровне развития технологий (убийства людей ради увеличения прибылей, совершаемые с помощью авиабомб и ракет, столь же аморальны и неприемлемы, как и убийства, совершаемые обыкновенным булыжником или дубиной) – главные отличия периода цивилизации от периода варварства.  22 октября 2024 г.            Александр Мальчуков.               


Рецензии