Вечерний танец
Пару лет назад мне довелось жить в Санкт-Петербурге. Прилетев в Северную столицу, я поселилась в центре, желая как можно чаще наблюдать архитектуру, восславляемую обществом. Устроившись на работу рядом с домом, я наслаждалась ей регулярно: утром, когда шла на смену, и вечером, когда уходила с нее. Не сказать, что представляла себе жизнь в культурной столице именно так, но в то время я только вступала в самостоятельное плавание, и нужно было с чего-то начинать. Несмотря на занятость, иногда мне удавалось посещать творческие встречи и заводить знакомства с интересными людьми. Так, спустя пару месяцев жизни в Санкт-Петербурге я познакомилась с Алексеем. Это был молодой человек, страстно увлеченный историей искусств. И после каждой нашей встречи я прощалась с ним с новой порцией знаний. Вместе мы посещали выставки, картинные галереи, пару раз ходили в театр. Мне нравился наш досуг. Впервые в жизни я наслаждалась искусством в полной мере.
Алеша знал о том, что годом ранее я окончила художественную школу и, однажды, пригласил меня в студию, в которой работал его дедушка, художник со стажем. Я с радостью приняла приглашение и мы с другом отправились в гости. В мастерской нас встретил приятный мужчина лет шестидесяти. Он всячески старался сделать наше прибывание комфортным, готовя вкусный чай из лесных ягод и раскладывая на небольшом столике угощения, которые у него имелись. В его студии атмосфера была пропитана творчеством. Картины, в зависимости от периода жизни Ивана Афанасьевича, менялись с вызывающих тепло и приятные ассоциации, на работы, приносящие чувство тоски на сердце. Изучая его галерею, я обратила внимание на полотно с танцующей парой. Лица мужчины не было видно, но женское светилось счастьем. Эта картина зацепила меня не столько качеством исполнения, сколько моментом, изображенным на ней. Когда Иван пригласил нас с Алешей к чаю, я не смогла оставить свой интерес без внимания и спросила о ее истории. Художник нахмурился, спокойно обдумывая что-то свое, но затем, легкая улыбка тронула его лицо. Он начал свой рассказ. Честно сказать, я была готова услышать о том, что при ее написании Иван Афанасьевич вдохновлялся сюжетом любовного романа, но по итогу, нам с Лешей поведали историю более волнующую и настоящую.
Шел 1985 год - время его молодости. В промежутках между работой и учебой на инженера-строителя, наш художник ходил на занятия по живописи к Никите Михайловичу, мастеру из местной академии. Однажды тот приметил талант молодого человека и согласился время от времени давать ему уроки. Родители не поощряли увлечения сына, но он был упрям и старался поступать по своему усмотрению. Как-то весенним днем в мастерскую вошла девушка, от которой тут же повеяло светом. Красивая и стройная, в легком шифоновом платье, она разговаривала с его преподавателем. Наш Ваня был очарован. Проводив незнакомку взглядом, он решил узнать у своего учителя о ней. Оказалось, эту девушку звали Елена, и она была внучкой художника, приехавшей из Владивостока в гости. Желая встретиться с ней вновь, Иван напросился к Никите Михайловичу. Тот сразу догадался об интересе ученика, но не возражал против знакомства молодых. Прийдя в дом и познакомившись с Леной лично, молодой человек пригласил ее на свидание. Девушка согласилась, но предупредила, что улетает на следующий день. Это не смутило нашего героя, и они встретились в назначенном месте. В тот вечер стояла на удивление теплая для апреля погода. Они гуляли по красивым улицам Санкт-Петербурга, ели местные вкусности и танцевали на дворцовой площади до самого рассвета. Обоим происходящее казалось сказкой, которую не хотелось заканчивать. Их разговоры все больше напоминали общение родственных душ, и казалось, вот оно, счастье, встретить столь близкого человека в незнакомце. Но, наступило утро и девушке нужно было возвращаться домой. Прощаясь, Иван предложил Лене проводить ее в аэропорт, но та не согласилась, напомнив студенту об экзамене в университете, о котором он ей рассказывал, и, ссылаясь на то, что у них еще будет много времени. Так, договорившись поддерживать связь и встретиться летом, они обнялись и нехотя расстались, думая, что у них все только впереди, но у судьбы, как известно, планы не всегда совпадают с нашими.
Спустя несколько дней после свидания, прийдя на занятие в квартиру художника, Иван застал его в нелучшем состоянии. Тот сидел в зашторенной мастерской, в которую почти не проникал солнечный свет. На столе рядом с ним лежали таблетки.
- Никита Михайлович, что случилось?
Тот даже не обернулся на голос, только ответил слегка севшим голосом, - горе, Ванечка, горе.
– Какое горе? - Почувствовав неладное и боясь услышать ответ, Ваня медленно опустился на табурет, стоявший у входа.
- Леночка погибла.
Сердце на миг остановилась, перед глазами всплыл образ молодой девушки. - Как?
– Самолет.
Мир в тот момент остановился, и казалось, будто это сон. Стоит проснутся и все будет как раньше. Лена окажется дома, и они будут писать друг другу письма, как и хотели, а потом встретятся и больше не расстанутся. Как бы замечательно это было.
Много воды утекло с тех пор, Иван продолжал жить, учиться и работать, но не писать картины. Слишком серьезным оказалось потрясение. Как-то летом, проходя вечером мимо дворцовой площади, он увидел радостно танцующую пару и вспомнил о самом ярком знакомстве в его жизни, которому не суждено было продолжиться.
- Как вы понимаете, тот момент вдохновил меня на написание этой картины. Я пришел к Никите Афанасьевичу и попросил на время дать мне фотографию Лены. Он не противился, понимая, как мне это было нужно, и сказал, что внучка вернулась в тот вечер по-настоящему счастливой. Мой учитель тогда сильно благодарил меня за это, а я понял смысл его слов только спустя годы. Тем не менее, в тот момент я искренне был тронут его поддержкой, а улыбка Лены на фотографии еще больше вдохновляла меня на работу. Мне хотелось оставить что-то в память о ней и нашей встрече.
Мы с Алешой жадно слушали рассказ его дедушки, напоминавший сюжет взятый из романа. По его лицу было видно, что эту историю он хранил в памяти как нечто прекрасное и неповторимое. Да, эта была трагедия не только двух людей, но и семьи девушки. Однако красота момента до сих пор жила в сердце инженера, избравшего путь художника. У Ивана Афанасьевича были жена и дети, и он любил свою семью. Но, как известно, ничто не исчезает бесследно, и яркий момент, уже поблекший в воспоминаниях, все равно оставался частью его истории.
У каждого из нас в жизни случались моменты, о которых нам бы не хотелось забывать. Наверное, потому что они связаны с яркими эмоциями. Рассказ Ивана напоминает нам о том, что настоящую ценность несут в себе жизнь человека, красота момента и воспоминания, способные хоть на миг, но подарить нам чувства, пережитые в прошлом.
Свидетельство о публикации №224102201371