Пушкин и Клевета обожания
Торжества по случаю 100-лнтия со дня рождения А.С. Пушкина вылились в клевету обожания и обожения. Официальные мероприятия проигнорировал граф Л.Н Толстой и высмеял философ К. Леонтьев. Таково же, например, было мнение М.О. Меньшикова
Справка:
Меньшиков Михаил Осипович (1859—1918) — публицист, литератур ный критик, автор многочисленных очерков, посвященных русским писателям — Л. Толстому, Чехову, Лескову, Я. Полонскому и др. (см.: Меньшиков М. О. Критические очерки. СПб., 1899—1902. Т. 1—2). В 1918 г. был расстрелян Чрезвычайным полевым штабом Новгородской ЧК.
Приводим выписки из его статьи « Клевета обожания в Книжки «Недели». 1899. № 10. С. 178—213)
(Она вызвала положительный отклик Чехова в письме к Меньшикову от 26 декабря 1899 г.: «Ваша “Клевета обожания” — образцовая критическая статья, это настоящая критика, настоящая литература» (Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. М., 1980. Т. 8. С. 335)).
(1)
В годы же юбилейные созерцание уступает место суждению, и тут начинается быстрый рост лжи.
Наблюдая со стороны шумные юбилейные торжества, въявь видишь, как чистое божество постепенно грубеет и превращается в идола, может быть в блестящего, пестро украшенного, но мертвого.
Придется, может быть, еще десятки лет потратить на то, чтобы забыть все ненужное о Пушкине и восстановить все не' обходимое, что рассказано им самим о себе.
Творения писателя, да и то лишь лучшие из них, — единственная достойная его биография.
Воскресшие черты, растянутые непропорционально, смотря по усердию воспоминателей, слагаются в карикатуру, которая и закрепляется в памяти как истинный образ писателя. Критики продолжают работу мемуаристов.
И чем продолжительнее и строже культ великого человека, тем эта клевета обожания все больше искажает его образ.
Не избег этой благожелательной клеветы и Пушкин. Если бы он прочитал все то, что ему приписывают теперь— хорошего и дурного, — он бы развел руками и, может быть, вздохнул бы о том, что не забыт вовсе.
(2)
У критиков и толкователей слабо действует главный из органов чувств — нравственное зрение
По Дм. Мережковскому, к примеру, главный мотив пушкинской поэзии— «полубог и укрощенная им стихия».
У этого поэта-язычника Пушкин – «враг черни, рыцарь вечного духовного аристократизма, безупречнее, бесстрашнее Байрона». Мережковский торжественно возводит Пушкина в злейшие враги народные, крича, что это-то и есть величайшая заслуга поэта.
(3)
Истинный Пушкин - душа огромная; это была не одна жизнь, а как бы тысяча жизней, сплетенных в одну ткань. Пушкину были доступны все миры страстей человеческих и увлечений, вся правда и вся ложь бытия.
Пушкин был и истинный христианин, и грубый язычник, и народолюбец, и противник народа, и человек целомудренный, и цинический грешник, и враг насилия, и сторонник его. В разный возраст, в разные моменты того же возраста, смотря по преобладанию той или другой из стихий, его составлявших, он выказывал совершенно различные взгляды, которые с своей, относительной, точки зрения одинаково верны, и с абсолютной — одинаково ошибочны. Когда Пушкин утверждал, что народ подл, то относительно он был столько же прав, как тогда, когда утверждал, что народ благороден. Народ одновременно и подл, и благороден, смотря по тому, какие струны его души приведены в действие.
Пушкинского поэта, который так капризно разговаривает с толпой, г. Мережковский считает олицетворением аристократизма духа.
«Герой есть помазанник рока, естественный и неизбежный (!) владыка мира».
(4)
Робеспьер, Наполеон не остановится ни перед какою гибелью обыкновенных смертных. «Какое дело гиганту до гибели неведомых, бесчисленных? Какое дело чудотворному строителю (Петербурга) до крошечного ветхого домика на взморье, где живет Параша — любовь смиренного коломенского чиновника? Он погибнет. И пусть! Не он пер' вый, не он последний. Воля героя умчит и пожрет его вместе с его малою любовью, с его малым счастьем, как волны наводнения — слабую щепку. Это — рок. Не для того ли рождаются бес численные, равные, лишние, чтобы по костям их великие избранники шли к своим неведомым целям?..»
(FIN)
Как говорил в отчаянии мой дядя Миша, потирая сократовский лоб –
Лобут твою разлобут …
PS
"Подите прочь!"
И там падите!
Свидетельство о публикации №224102201374