Глава 17. Арест Иисуса

Вот как описывает арест Иисуса евангелист Марк.
«Кончено, пришел час;  вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
Вставайте, идем. Вот, предающий Меня близко.
И тотчас, пока Он еще говорил, приходит Иуда, один из Двенадцати, и с ним большая толпа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
А предающий Его дал им условный знак, сказав: Кого я поцелую. Он и есть; возьмите Его и ведите под надежной стражей.
И придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! и поцеловал Его.
Они же наложили руки на Него и взяли Его.
А один из стоявших тут, выхватив меч, ударил раба первосвященника и отсек ему ухо.
И сказал им Иисус в ответ: как на разбойника вышли вы с мечами и кольями задержать Меня;
каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не взяли Меня; но да исполнятся Писания.
И оставив Его, бежали все» ( Мк 14:41-50)

        Вопреки изображению Иоанна, в аресте Иисуса, согласно синоптикам,   римские войска не участвовали.
Иоанн же говорит не только о «служителях» (рабах) первосвященников и фарисеев, но и о «когорте» :
«Итак, когорта и трибун и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его»(Ин 18:12).
Иуда, «сын погибели» , не  предает у Иоанна Иисуса  поцелуем ; ученики не бегут (Ин 17:12), Иисус сам идет навстречу толпе  и сдается добровольно, защищая учеников: « Итак, если Меня ищете, оставьте этих, пусть идут.»(Ин 18:8). Петру, который , имея меч, ударил раба первосвященника и отсек ему ухо, Иисус  сказал: "Вложи меч в ножны; неужели мне не пить чаши, которую дал мне Отец?" ( Мф 18:10-11). Иисус произносит слова, говорящие о том, что Он не бессилен , чтобы оказать сопротивление, но  отказывается от этого :«Или ты думаешь, что Я не могу упросить Отца Моего, и Он не даст Мне тотчас же более двенадцати легионов ангелов? Как же исполнятся Писания, что это должно произойти?»(Мф 26:53)
Существенные различия в  описании ареста Иисуса   Иоанном и синоптикам   важны для ответа на вопрос:
кто  отдал приказ об аресте Иисуса,  вожди иудейского народа или  римский прокуратор Понтий Пилат ? Как  следует из  изображения  ареста Иоанном и синоптиками, только в первом случае принимали участие римские воины:«Итак, когорта и трибун и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его»(Ин 18:12)
Направление римской когорты  свидетельствует о том, что намечался арест не одинокого бродячего проповедника, а достаточно большого числа вооруженных мятежников.
В Иерусалиме того времени имелись только формирования римских войск- когорты (oт 300 до 600 человек). Факт использования именно римских воинских частей, в репрессиях по отношению к Иисусу подтверждает Марк, называя офицера у креста "центурион"(Мк.15:39,45), что соответствует римским воинским формированиям. Кроме того, упоминание наличия мечей, у арестной команды (Мк 14:43), определённо говорит о присутствии римских солдат, поскольку по ночам разгуливать с мечами могли только римские солдаты или бунтовщики.
Т.е.  можно  сказать, что и Марк, вслед за Иоанном, подтверждает, что в военизированной операции по аресту Иисуса  могли участвовать римские солдаты.
      Римская когорта проводит ночную операцию , идут с факелами и мечами, в полной готовности вступить в бой, что может означать, что они ожидали вооруженного сопротивления и готовились к массовым беспорядкам. Видимо, основания для столь масштабной акции у римлян были.
Синедрион никогда не имел власти над римским войском и не мог её иметь. В подчинении первосвященника могла быть только храмовая стража, с дубинами, юрисдикция которой ограничивалась территорией Храма.
Наличие римских солдат при аресте, говорит о  его политической мотивировке .Иногда возникают сомнения по поводу присутствия при аресте Иисуса когорты.
Флавий пишет : "римляне поставили на галерее храма когорту, так как они всегда имели обыкновение во время праздников держать войско под оружием, дабы предостерегать собравшийся народ от возмущения" (Иуд.Войн.2, 12-1)
Когорта обычно выступала   для усмирение волнений в городе и  присутствовала  при аресте Иисуса именно потому, что римляне ожидали встретить серьезное сопротивление.
 Арест  Иисуса  состоялся после Его после "акции" в храме  по подозрению в участии в мятеже.
Оккупационная администрация  должна была предпринять шаги, чтобы убрать популярного проповедника, за которым ходят многотысячные толпы, которого народ встречает, как своего царя.
Для римлян, как и  для иудеев  безопасность Храма  — это политический вопрос.  Кроме того , Храм –это место постоянного скопления экзальтированных паломников и фанатиков,  представляющих взрывоопасную среду.

     Итак,поскольку  при аресте Иисуса принимали участие «воины, тысяченачальник и служители иудейские» ( Ин18:3,12), можно предположить, что костяк отряда составляла не храмовая стража, а вооружённые римские воины во главе со своим командиром.Выводы о том, кто был инициатором взятия Иисуса под стражу: -  коллаборанты первосвященники или римляне,-расходятся. Однако, не оспаривается тот факт, что приказ римским солдатам об аресте мог исходить  только от военной администрации . Первосвященник не был для римского трибуна тем лицом, которое могло ему отдать приказ произвести арест нежелательного лица или просто попросить о содействии в аресте виновного перед римским судом еврея. Приказ об аресте обвиняемого мог отдать только прямой начальник трибуна – скорее всего, прокуратор Понтий Пилат. Но это значит, что Пилат заранее решил, что будет судить Иисуса. Тем более, что суд был назначен на утро: Пилат должен был заранее познакомиться с «делом», принять какое-то предварительное решение.

                Гипотеза Х.Маккоби
 
     В основе гипотезы -   мнение  Маккоби  о  важности для  Иисуса пророчества Захарии о «Последних днях» и его роковой роли в последних событиях Его жизни .
Когда Иисус въезжал в Иерусалим верхом на молодом осле, как Мессия-Царь Иудейский,Он следовал  пророчеству Захарии (Зах., 14:16).
Иисус пришел к убеждению, что «день Господень» близок, и созвал своих учеников для окончательного закрепления связывающих их уз перед решающим испытанием.
После Тайной Вечери Иисус повел учеников на Масличную гору. Он был убежден, что в эту ночь Бог явится во славе и свергнет иноземных захватчиков, как это было предсказано у Захарии . Поэтому Он потребовал, чтобы Его ученики опоясались мечами. Были взяты два меча, и тогда Иисус сказал: «довольно».  Больше не требовалось, так как  в предстоящей битве, согласно  пророчеству (Зах., 14:3–21), будет участвовать сам Всевышний
Эпизод с мечами из всех евангелистов сохранил один Лука. У него не могло быть никакой причины выдумать его, ибо он противоречит всему духу его рассказа.

         Можно возразить, что в этом рассказе Иисус выглядит безумцем. Неужели Он мог ожидать, что пророчества Захарии буквально исполнятся в эту ночь на Масличной горе? Почему Он  был так уверен в том, что знает точный час исполнения пророчеств и что они исполнятся именно через Него?
Как личность Иисус обладал характером, который сегодня был бы назван холерическим или даже маниакальным, то есть обычно пребывал на вершине энтузиазма и эйфории.
Современному сознанию кажется безумием надежда свергнуть власть Рима без настоящей армии и только с двумя мечами — на основании нескольких темных фраз в книге, написанной за пятьсот лет до рождения Иисуса.
Но Иисус был  убежден в Своей вселенской миссии.  Его претензии должны были показаться Его современникам отчаянно, захватывающе дерзкими — но достаточно реалистическими. Некоторые «мессии», такие, как Февда, полагались на Бога даже больше, чем  Иисус.
Чудесного явления Господа на Масличной горе так и не произошло. Подобно Февде, «пророку из Египта» и многим другим мессианским фигурам того периода, Иисус, несмотря на свой дар целителя и огромную харизму, оказался обманут в своих апокалиптических надеждах. Когда римские солдаты, подкрепленные еврейской стражей, прибыли в Гефсиманию, они застали там только кучку мятежников, вооруженную всего двумя мечами.


Рецензии