Мой друг - Коля Ретин
В обзорной статье газеты СИБВО "Советский воин" за 1973 год - «Заочная читательская летучка» о работе военкоров, о Николае Ретине писали: «…он хочет видеть на страницах газеты больше критических материалов. ”Бейте по недостаткам, - призывает он, - Искореняйте неисполнительность, грубость, брань. Но не превращайте передовиков в ”херувимчиков“.
Да, таким он и был, Николай, бойцом. Уже став офицером, когда в войсках столкнулся с несправедливостью, очковтирательством со стороны политических органов, об этом он открыто высказывал своё мнение замполиту полка. А секретарю парткома сказал, что работу с людьми он ставит выше своей партийной принадлежности. Когда всё повторилось, он высказал свою точку зрения на очередном партийном собрании полка и, не услышав поддержки, сдал свой партийный билет, просто оставил его на столе президиума собрания.
Многое в характере Николая я понял, когда узнал его ближе, узнал, что ему пришлось расти в детском доме. Что он – сын фронтовиков: отец воевал и в Финскую и Великую Отечественную войну, мать – воевала в Заполярье. Родители рано ушли из жизни. А Николай оказался в детском доме. И вот эта, детдомовская жизнь, научила Николая ценить дружбу, коллективизм, взаимовыручку, чётко чувствовать правду и ложь, и бороться за правое дело.
Николай после этих событий хотел увольняться. Но его очень ценили и уважали командиры. И он начал с нуля, с должности командира взвода, в том же полку! Здесь он разработал и внедрил методику стрельбы на сокращённые дальности из ПУС-7 при подготовке гранатомётчиков РПГ-7. Это было очень важно и вот почему.
ПУС-7 - это макет снаряда гранатомёта, который оснащён приспособлением для стрельбы трассирующей пулей. Такое приспособление упрощало и удешевляло подготовку гранатомётчиков, позволяло чаще проводить учебные стрельбы, надёжнее вырабатывать навыки стрельбы. Но была одна очень важная особенность: научившись стрелять из ПУС-7, надо было знать и уметь вносить поправку на ветер при стрельбе боевой (учебной) гранатой. Пулю ветер сносит в ту сторону, в которую ветер направлен. А инертную (боевую) гранату - разворачивает на ветер, то есть, всё с точностью до наоборот! У боевой (инертной) гранаты есть стабилизаторы. Это такие раскладные "крылышки", которые заставляют её лететь, удерживая головную часть в направлении цели. Но боковой ветер всегда разворачивает гранату посредством стабилизаторов в направлении ветра! Вот это надо было научить понимать при помощи продуманной методики, научить правильно делать поправки на ветер. Вот это и было очень актуально, так как в войска поступил новый "Курс стрельб". Условия выполнения упражнения изменились: мишень танка стала меньше по высоте, в соответствии с высотой и контуром новых танков. Кроме того, цели стали появляться на разном удалении, выдвигались из разных сторон полигона.
Много было и других новинок у Николая в обучении воинов. Потом он был помощником начальника штаба, служил в строевом отделе. А ещё, Николай тайком от командования поступил на юрфак Самарского Государственного Университета. Учиться он умел и любил. И шесть лет без отпусков... Затем, из войск перешёл в другие структуры, тоже, совершенно неспокойные, в правоохранительные: в налоговую полицию, потом наркоконтроль. Дослужился до полковника. Там, напоследок и получил, как он говорил, «инфарктик». Он никогда не был безразличным к тому, что делал. Конечно, переживал за всё.
В последние годы Николай увлёкся историей медицинского учреждения города, в котором работал после увольнения в запас. Этому посветил много статей, выступлений на конференциях и форумах.
12 мая в возрасте 71 года Николай Ретин скоропостижно скончался. Ушёл легко и просто: упал дома на пол и Коли не стало. Даже быстро прибывшая скорая сделать уже ничего не смогла.
Жил Николай в Самаре. Конечно же, до этого было два инфаркта, а почти 15 лет назад - шунтирование. В последнее время он ни на что не жаловался, очередное обследование прошёл только что, в марте. Накануне он был на ответственных майских мероприятиях. А в этот день, 12 мая, занимался любимым делом, писал новую статью по истории. И всё, Коли больше нет...
Николай Ретин, наш однокашник, останется в моей памяти, пока я жив, таким же активным, неутомимым искателем истины, честным и порядочным Человеком, с которым было всегда приятно общаться и проводить досуг, мечтать и просто жить, просто знать, что есть такой парень.
Свидетельство о публикации №224102201514