До символики Боттичелли
Впрочем, такое же отношение и к стихам, и к романам, и к живописи, и к танцам, и к балету. Хорошее хочется смотреть и слушать много раз. Плохое – не замечать или отключать.
Люблю листать альбомы с творениями итальянского живописца, одного из значимых мастеров эпохи раннего итальянского Возрождения, представителя флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли. У меня несколько альбомов, а когда был в Италии, то не заметил его работ на фоне других. К тому же близко не подойдёшь, а время ухудшило качество изображения. Впрочем, фотографировать в храмах запрещено.
Сандро Боттичелли – это псевдоним художника, ставшего известным после написания картин «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», именно они принесли художнику мировую известность. Подлинное имя художника - не Sandro Botticelli, а Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi);
даты его жизни: 1445 — 17 мая 1510.
Должен отметить, что в реальном прошлом таких дат не было, они вычислены задним числом уже после Тридцатилетней войны (1618 – 1648) и расставлены не без участия одного из правителей из Вероны и Флоренции Скалигера. Кстати, Скалигер – не фамилия, не имя, а, скорее всего, СКАЛА (ШКАЛА ВРЕМЕНИ). Иначе говоря, предложенная им шкала хронологии от Рождества Христова стала его именем. При этом помним, что российский император Пётр Первый, проводя в России реформы календаря, сократил прошлое русского мира на 5508 лет. Это преступление, за которое ещё никто не ответил.
С именем Боттичелли, на мой взгляд, связано чудо. Вслушайтесь в имя «Боттичелли», повторите его про себя несколько раз, и возникнет образ - бочонок, нечто толстое и неуклюжее. Считается, что прозвище «Бочонок» перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.
Боттичелли родился в семье кожевника во Флоренции, к живописи пришёл не сразу, два года был учеником у золотых дел мастера Антонио, а потом учился живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет.
Молодой художник испытал «влияние творческой манеры учителя, сочетавшей трёхмерность передачи объёмов на плоскости с позднеготической декоративностью линейных ритмов», а также братьев Поллайоло — Антонио и Пьеро. Совместно с Пьеро дель Поллайоло работал над аллегориями Добродетелей для зала Торгового суда во Флоренции («Аллегория Силы», 1470).
Липпи уехал в Сполето, и Боттичелли вынужденно перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо, и не прогадал, поскольку туда уже поступил подмастерьем юный Леонардо да Винчи.
Первые самостоятельные работы Боттичелли — несколько изображений Мадонны, например, «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).
С 1470 года Боттичелли заимел собственную мастерскую неподалёку от Церкви Всех Святых. И если первые картины в значительной степени подражательные, то «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, - свидетельство собственного стиля художника. В 1470—1472 годах он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».
В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки — его имя впервые упоминается в «Красной книге» гильдии. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.
Картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян» на празднике в честь святого 20 января 1474 года с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем объясняется вытянутый формат произведения.
По заказу состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы около 1475 года написана картина «Поклонение волхвов», на ней помимо представителей семейства Медичи художник изобразил и самого себя. Об этой работе писали: «Поистине произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».
Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (1474—1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.
Слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. Художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе… во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».
В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508—1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу.
Боттичелли создал для Сикстинской капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», — а также 11 папских портретов.
С большим интересом я посмотрел нынешней осенью сериал режиссёра Алёны Райнер «Хор». 12 серий, более 10 часов просмотра. Сериал мне понравился. Многое напомнило мне мои пионерский годы, когда я был солистом школьного хора. В составе агитбригады мы выступали в домах отдыха, на предприятиях города. Ломка голоса у меня случилась неожиданно на сцене дома отдыха «Ближняя дача». Меня выгнали грубо и ничего не объяснили. Главный герой Юра Соловьёв мне особенно близок. В сериале много хороших песен из тех времён, которые мы пережили вместе с великой страной. Я подпевал песням Робертино Лоретти, когда они звучали по радио, подпевал пластинкам в пионерской комнате, когда никого не было. Продемонстрировать свой голос я не успел. А мне казалось, что смог бы. Робертино собирался приехать в Советский Союз, выступить в Москве и в Артеке. Были журналы с его портретами, но он не приехал. Пустили слух, что капиталисты против, а я пошёл в библиотеку в том здании, где мы учились в первых двух классах, и мне помогли найти нужную литературу, выложили передо мною несколько томов Большой Советской энциклопедии. В общем, я докопался, что произошло с моим голосом. Робертино мне ровесник, но он на год пел дольше меня.
События в фильме проходят на десять лет позднее. Именно в эти годы после нескольких лет работы в школе учителей я оказался в горкоме комсомола секретарём по учащейся молодёжи. А в тот день, когда, по сюжету, хор ветеранов из Федорино и «детский хор Грачёва» поют на ступенях перед театром Советской Армии, мы в составе комсомольской делегации участвовали в митинге в Чехословакии. Это было 9 мая 1975 года, 30-летие Великой Победы.
Последняя серия мне особенно понравилась, я почти наизусть знаю песню. Слова написал Юрий Ряшенцев, музыку – Сергей Никитин.
Долг и совесть против стали.
Танки шли — мы устояли.
Этот лес и эту землю
Отстояла наша цепь.
Ненадолго стихли вспышки.
Ах, какая тишина…
А в короткой передышке
Даже иволга слышна.
А назад уходить нам не дело,
Значит, будет опять нелегко.
До чего наша цепь поредела.
До плеча твоего далеко.
И опять лезут танки на нас.
А за нас только честь и приказ.
Протяни же свой голос ко мне,
Он сильнее брони на войне.
Вновь как будто стихли взрывы.
— Кто живой? — Мы вроде живы!
Значит, нам с тобой безсменно
Наш рубеж держать и впредь.
Вновь пойдёт стальная лава,
Пострашней, чем в прошлый раз.
Чей-то голос слышен справа.
Нет, ещё не мало нас.
Естественно, что эту серию я посмотрел несколько раз, вглядывался в лица и пришёл к мнению, что создатели сериала выросли до символики Сандро Боттичелли. А это классика очень высокого уровня. Красивые рыжеволосые зрители концерта словно сошли с полотен итальянского художника.
Свидетельство о публикации №224102201633