Глава 27. Пророчество о страдающем Рабе Божьем

   В евангельском жизнеописании Иисуса  важную роль играет пророчество Исайи о мистическом явлении «раба Божьего», униженного, презираемого «мужа скорбей, изведавшего болезни», которому суждено своими страданиями искупить грехи народа:
 
"1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
2 Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему.
3 Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом.
5 Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем."(Исаия 53 глава)


   Страдания и мученическая смерть Иисуса представлены в Евангелиях как осуществление этого пророчества; личность Иисуса явно наделена чертами «раба Божьего»
Ни один пассаж  книги пророка Исайи не волнует интерпретаторов больше, чем 4 отрывка, посвящённые герою,известному как « Страдающий раб Божий» (42:1-4; 49:1-6; 50:4-11; 52:13- 53:12)
Кто этот «раб» добровольно пошедший на страшные мучения ради спасения других?
   Известно, что излюбленными риторическими приемами Ветхозаветных пророков были приемы аллегорий и персонификации. Вещал ли пророк об Израиле или каком-то другом народе, или стране, или городе, — он говорил, как о живой личности.
   Выражение « раб Божий»  было обычным эпитетом для Израиля у пророков эпохи плена.У пророка Исайи это выражение встречается особенно часто: «А ты, Израиль, раб мой,которого я избрал… и сказал тебе: «ты мой раб, я избрал тебя и не отвергну тебя»… ибо я бог твой» (41:8—10), речь идет о еврейском народе(42:19),

     53 глава во многих отношениях является неясной.  В ней рисуется настоящее «житие» святого мученика, к которому  Всевышний устами пророка применяет обращение «праведник, раб мой» (53:11). Этот «раб Божий» презрен людьми, и все от него отвернулись, подозревая, что он несет наказание от Бога за свои грехи. В действительности,  «он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что он был поражаем, наказуем и уничижен богом. Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем, и ранами его мы исцелились» (53:4–5). Это «Бог возложил на него грехи всех нас» (53:6). В главе говорится о заключении мученика в узы и о суде над ним и, возможно, даже о его казни («он отторгнут от земли живых» и «он предал душу свою на смерть»). Но Бог возвещает устами пророка, что, «когда же душа его принесет жертву умилостивления, он узрит потомство долговечное, и воля Бога  благоуспешно будет исполняться рукою его» (53:10). «Посему я дам ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как он понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (53:12).
    Для христиан 53:3-6 — это строки , описывающие распятие Иисуса за грехи этого мира:«Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, ..взял на себя наши немощи..изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззнакония наши...». Кажется, что страдания Мессии четко предсказаны.
Но здесь необходимо сказать следующее.
Библейские пророки  пророчествовали, опираясь на прошлые или современные им исторические обстоятельства  и передавали весть для современных им людей  об их непосредственном будущем.
Исая не предсказывает,что некто будет страдать в будущем за грехи других людей. Использованные грамматические времена указывают на уже прошедшие страдания. Раб Божий уже пострадал, хотя он «будет» реабилитирован.
Речь не идёт о будущем Мессии ещё и потому, что термин «Мессия» в этом пассаже ни разу не упоминается. Сказано  о страдании, но ни разу не говорится о страданиях Мессии.

   Одни исследователи высказали предположение, что  Исая описал в 53 главе какого-то известного ему мученика прежних дней, пострадавшего за веру при одном из иудейских царей . Другие считали прообразом «раба »  древних пророков Исаию или Иеремию; третьи, предполагали  описание в образе «раба» судьбы одного из мучеников  маккавеевского времени.
   Традиционная  интерпретация  53 гл. христианской церковью, как известно, состоит в том, что в ней содержится ясное пророчество об Иисусе Христе.

   Следует заметить, что в рамках евр. традиции имеется три подхода к толкованию 53 гл.:
1.мессианский подход: предполагается, что несмотря на отсутствие  четкого указания на Мессию, речь   может идти о Мессии, помазаннике Божьем;
2.речь идёт о народе Израиля;
3."двойственный"подход, при котором некоторые стихи относят к личности Мессии (Машиаха), а другие — к народу Израиля.
    При первом подходе нет единой традиции относительно личности Мессии. Традиционно помазанниками («христами») считали первосвященников, помазанных на должность, царей Иосию, Езекию, Давида...Это мог быть Зерубавель, персидский царь Кир..И об Аврааме, Исааке и Якове сказано: «Не прикасайтесь к помазанникам моим» (Ис45.1) . Как говорилось выше, Исая мог в образе Раба также подразумевать пророка Иеремию, самого себя и т.д.
При любой трактовке Ис53, в том числе, как об относящемся к Мессии (Машиаху)  ,иудеи  отрицали возможность рассматривать пророчество как о будущем Мессии — Иисусе Христе; так же  решительно отрицалось ими толкование и др.ветхозаветных пророчеств как исполнившихся во Христе.Причина: Иисус Христос в изложении НЗ не соответствовал тем требованиям, которым, с точки зрения иудеев, должен отвечать Машиах пророков:  Мессию невозможно представить страдающим и побеждённым; он не может быть казнён.

  Однако вероятнее всего, что здесь, так же как и в других главах книги Исайи, мы имеем дело с аллегорией и что «раб Божий» — это также персонификация Израиля.  Реалистические черты, которые приданы этому образу, вплоть до описания его наружности («нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели его, и не было в нем вида, который привлекал бы нас к нему» (53:2); и  подробное перечисление его мучений также не должны восприниматься буквально.  В целом это как бы «свободное сочинение» на тему «страдание». Пророк перечисляет подсказанные ему воображением ужасные мучения, которые могут постигнуть человека: болезни, язвы, раны, увечья, унижения, оковы, темницы, наконец, казнь и смерть. Но мученик продолжает свое существование и после того, как нам рассказали о его смерти, — очевидный признак того, что автор имел в виду именно не человека-индивида, а существование и страдание народа.

    Независимо от того, кого имел в виду автор 53-й главы Книги Исаии, рисуя столь зримый, живой и волнующий образ «раба Божьего »: народ ли израильский, или неизвестного нам древнего мученика, или грядущего Мессию, —  этот образ, можно сказать, зажил самостоятельной жизнью и в конечном счете воплотил в себе целую концепцию: страдание — не обязательно есть признак содеянного греха, не всегда является возмездием за вину. Страдать может и совсем невинный и праведный. Это может происходить с ведома и по воле Бога . Бог может возложить на праведника чужую вину и, предав его мучениям, таким образом, открыть возможность спасения и для грешных. Почему Бог избирает именно такой путь к своей славе? Это Его тайна , скрытая от людей: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути мои. Но как небо выше земли, так пути мои выше путей ваших, и мысли мои выше мыслей ваших» (55:8–9). Добровольное страдание, самоунижение праведника, «чувство червя» (Ис. 41:14; Пс. 21:7) — вот что иудейским богословием объявляется первым признаком праведника.

      


Рецензии