Глава 23. Казнь Иисуса
Вынесение приговора часто сопровождалось бичеванием и пытками.Осуждённые были вынуждены нести перекладины от крестов. У них отбирали одежду: в своей наготе они выставлялись на публичное посрамление.Тяжёлые увечья наносили гвозди, вбиваемые в руки. Смерть была медленной и мучительной. Часто к кресту собирались насмешники, которые издевались над казнимым и осыпали его бранью и шутками.
Иисусу вероятно, довелось пережить большую часть из описанного здесь.
После вынесенного смертного приговора крест должны были доставить от городских ворот на Голгофу. Согласно Ев. Марка, «проходящего некоего Киринеянина Симона, идущего с поля», заставили нести крест Его.
«Был час третий, и распяли Его... В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Элои! Элои! ламма савахфани?» – что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» .. Иисус же, возгласив громко, испустил дух.» (Марк. 15: 21, 25; 33–34;37)
У Иоанна Пилат выносит приговор в « день приготовления к Пасхе, около полудня» (Ин 19:14).
В Евангелии от Марка Иисус прожил весь этот день, велел ученикам приготовить пасхальную трапезу, присутствовал на ней вместе с ними, потом был схвачен, провел ночь в темнице, предстал на следующее утро перед судом и был казнен в день Пасхи, в девять часов утра. В Евангелии от Иоанна Иисус умирает днем раньше, в день приготовления к Пасхе, после полудня.
У Марка тоже говорится, что Иисус умер в пятницу (Мк 15:42),но только Марк сразу поясняет : «был день приготовления к субботе», а не день перед Пасхой. Иными словами, у Марка это не день перед пасхальной трапезой, а день перед субботой; он назван «днем приготовления», поскольку еду для субботы полагалось готовить днем в пятницу.
Здесь наблюдается противоречие: у Марка Иисус съедает пасхальный ужин (в четверг вечером), а на следующее утро погибает на кресте. У Иоанна Иисус не принимает участие в пасхальном ужине — его казнят днем накануне пасхальной трапезы. Более того, у Марка Иисуса распяли в девять часов утра, а у Иоанна приговор ему вынесли только в полдень, а потом казнили.
Марк упоминает, что при распятии присутствовали женщины-ученицы Иисуса : «между ними была и Мария Магдалина, и Мария , мать Иакова меньшого и Иосии, и Саломея, которые и тогда, когда Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим»(Мк 15:40). О присутствии у креста Марии, матери Иисуса, учеников, включая «любимого ученика», в Евангелии Марка не сообщается.
В Ев.Иоанна «стояли же у креста Иисуса Мать Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Иисус же, увидев Мать и ученика, близ стоящего, которого Он любил, говорит Матери: Женщина, вот сын Твой. Потом говорит ученику: вот Мать твоя. И с того часа взял ученик Ее к себе. «( Ин 19:25-27)
Повествуя о распятии Иисуса, Евангелия представляют совершенно по-разному душевное состояние Христа. Если в самом раннем Евангелии, от Марка, Иисус изображен смятенным, одиноким и оставленным Отцом, то в самом позднем, от Иоанна, Христос уже совершенно спокоен и уверен в том, что все происходит так, как и должно быть.
В Евангелиях от Марка и Матфея Иисус ужасается и тоскует, душа Его скорбит смертельно, однако у Него еще есть надежда, что «чаша» страданий и физической смерти «минует» Его, что возможно вмешательство Отца, которое изменит ход событий (Мк. 14: 33–34, 36; Мф. 26: 39).
Тот факт, что Иисус шел на распятие, а потом умирал на кресте в полном смятении чувств, подтверждает и Его «вопль богооставленности»: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» . В этих словах столько боли и отчаяния, что не может быть и тени сомнения, что Иисус уходил из земной жизни отнюдь не в состоянии душевного покоя, как хочет уверить Евангелие от Иоанна. Вероятно, Иисус до самого конца полагался на вмешательство Бога. Возможно, Он ожидал вмешательства Всевышнего, остановившего в свое время руку Авраама с ножом, занесенным над его сыном Исааком. Но если принесение в жертву Исаака было остановлено в последний момент, то принесение в жертву Иисуса все-таки состоялось.
Сложен вопрос о последних словах Иисуса .Здесь евангелисты сильно расходятся в показаниях.:
1. «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят!» (Лк 23:34).
2. «Женщина, вот сын твой!.. вот мать твоя!» (Ин 19:26; о «любимом ученике»).
3. «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со мной в раю» (Лк 23:43; сказано одному из преступников, распятых вместе с Иисусом).
4. «Элои, Элои, ламма, савахфани!» (Мк 15:34/Мф 27:46).
5. «Жажду» (Ин 19:28).
6. «Совершилось!» (Ин 19:30).
7. «Отче! В руки Твои предаю дух мой» (Лк 23:46).
Можно ли из них создать один цельный портрет погибающего Иисуса?
На первый взгляд, можно предположить, что никому из христиан и в голову не пришло бы вложить в уста Иисуса крик богооставленности. Обычная тенденция диаметрально противоположна. Когда христиане пытались представить, что Иисус мог сказать в последние часы жизни, они вкладывали ему в уста попечения о судьбах церкви (Ин 19:26), уверенность в своём посмертном будущем (Лк 23:43, 46), уверенность в исполненной миссии (Ин 19:30), слова милосердия (Лк 23:34) или, в крайнем случае, желание пить (Ин 19:28; с мессианской оглядкой на Пс 68:22).
Включение Марком цитаты из Псалма 21:1, которая отражала бы недоумение и страдание Иисуса (Мк 15:34), сильно выбивается из общего ряда и поэтому, как считают многие исследователи Нового Завета,именно эта фраза является аутентичной.
Табличка, которую Пилат, предположительно, велел прикрепить к кресту, указывала на вину Иисуса: «Царь Иудейский», что было чисто политическим преступлением. Евангелист Иоанн добавляет к этому еще одну деталь: первосвященники попросили Пилата написать не «ЦарьИудейский», но «что Он говорил: Я Царь Иудейский», однако Пилат не выполнил их требование. Здесь мы находим еще одно подтверждение тому, что прокуратора вовсе не заботила точка зрения еврейских властей. Он сформировал собственное мнение, которое и стало причиной осуждения и казни. Если бы Иисус был казнен за богохульство, за то, что Он приписывал себе божественную природу («Сын Божий», в том смысле, как это впоследствии провозглашалось христианством), надпись на табличке гласила бы не I. N. R. I., а I. N. F. D. (Jesus Nazarene Filius Dei – «Иисус из Назарета, Сын Божий»). Римлян же не беспокоил Бог евреев; им было все равно, оскорбляют этого Бога или нет.
И вот на крестах трое: два «бандита» — один справа, другой слева, — а в центре Иисус: ведь Его казнили как «царя евреев».
Иисус сказал: "Отец! Прости их — они не понимают, что делают!"
Солдаты делили между собой Его одежду. Рядом стояли любопытные, которые пришли посмотреть на казнь. Простые люди жалели эту жертву римских оккупантов. Враги Иисуса потешались и цинично подтрунивали над ним: «Он спасал других, так пусть спасет и себя, если Он — избранник и Помазанник Божий». Измывались над ним и солдаты. Они подходили, предлагали ему кислое питье и говорили: «Если ты царь евреев, спаси себя!» (Лк 23:33–38). Над распятым насмехались даже казнимые с ним преступники (согласно Луке, только один из них). Второй преступник в рассказе Луки урезонивал первого: «Побойся Бога! Ты ведь сам на кресте. Мы-то терпим казнь по заслугам, а за Ним нет ни малейшей вины…» (Лк 23:39–43). Потом Иисус громко вскрикнул и умер.
«И люди, собравшиеся посмотреть на зрелище, увидев, что произошло, возвращались домой, ударяя себя в грудь» (Лк 23:48)
Свидетельство о публикации №224102200200