Глава 23. Казнь Иисуса

    Распятие было, пожалуй, самой мучительной казнью,  которую римляне применяли  преимущественно в отношении бунтовщиков в  оккупированной ими Палестине в надежде, что это послужит наиболее мощным  средством унижения и устрашения.
Вынесение приговора часто сопровождалось бичеванием и  пытками.Осуждённые были вынуждены нести перекладины от крестов. У них  отбирали одежду: в своей наготе они выставлялись на публичное  посрамление.Тяжёлые увечья наносили гвозди, вбиваемые в руки. Смерть  была медленной и мучительной. Часто к кресту собирались насмешники,  которые издевались над казнимым и осыпали его бранью и шутками.
Иисусу  вероятно, довелось пережить большую часть из описанного здесь.

        После вынесенного смертного приговора крест должны были  доставить от городских ворот на Голгофу.   Согласно Ев. Марка,  «проходящего  некоего Киринеянина Симона, идущего с поля», заставили  нести крест Его.
«Был час третий, и распяли Его... В шестом же часу настала тьма по  всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус  громким голосом: «Элои! Элои! ламма савахфани?» – что значит: «Боже  Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» .. Иисус же, возгласив громко,  испустил дух.» (Марк. 15: 21, 25; 33–34;37)
У Иоанна Пилат выносит приговор в « день приготовления к Пасхе, около полудня» (Ин 19:14).
В Евангелии от Марка Иисус прожил весь этот день, велел ученикам  приготовить пасхальную трапезу, присутствовал на ней вместе с ними,  потом был схвачен, провел ночь в темнице, предстал на следующее утро  перед судом и был казнен в день Пасхи, в девять часов утра. В Евангелии  от Иоанна Иисус умирает днем раньше, в день приготовления к Пасхе, после  полудня.
У Марка тоже говорится, что Иисус умер в пятницу (Мк 15:42),но  только  Марк сразу поясняет : «был день приготовления к субботе», а не  день перед Пасхой. Иными словами, у Марка это не день перед пасхальной  трапезой, а день перед субботой; он назван «днем приготовления»,  поскольку еду для субботы полагалось готовить днем в пятницу.
      Здесь наблюдается противоречие: у Марка Иисус съедает пасхальный  ужин (в четверг вечером), а на следующее утро погибает на кресте. У  Иоанна Иисус не принимает участие в пасхальном ужине — его казнят днем  накануне пасхальной трапезы. Более того, у Марка Иисуса распяли в девять  часов утра, а у Иоанна приговор ему вынесли только в полдень, а потом  казнили.
Марк упоминает, что при распятии присутствовали женщины-ученицы  Иисуса : «между ними была и Мария Магдалина, и Мария , мать Иакова  меньшого и Иосии, и Саломея, которые  и тогда, когда Он  был в Галилее,  следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в  Иерусалим»(Мк 15:40). О присутствии у креста Марии, матери Иисуса,  учеников, включая «любимого ученика», в Евангелии Марка не сообщается.
В Ев.Иоанна  «стояли же у креста Иисуса Мать Его и сестра Матери  Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Иисус же, увидев Мать и ученика,  близ стоящего, которого Он любил, говорит Матери: Женщина, вот сын Твой.  Потом говорит ученику: вот Мать твоя. И с того часа взял ученик Ее к  себе. «( Ин 19:25-27)

         Повествуя о распятии Иисуса, Евангелия представляют совершенно  по-разному душевное состояние Христа. Если в самом раннем Евангелии, от  Марка, Иисус изображен смятенным, одиноким и оставленным Отцом, то в  самом позднем, от Иоанна, Христос уже совершенно спокоен и уверен в том,  что все происходит так, как и должно быть.
В Евангелиях от Марка и Матфея Иисус ужасается и тоскует, душа Его  скорбит смертельно, однако у Него еще есть надежда, что «чаша» страданий  и физической смерти «минует» Его, что возможно вмешательство Отца,  которое изменит ход событий (Мк. 14: 33–34, 36; Мф. 26: 39).
       Тот факт, что Иисус шел на распятие, а потом умирал на кресте в  полном смятении чувств, подтверждает и Его  «вопль богооставленности»:  «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» . В этих словах столько  боли и отчаяния, что  не может быть и тени сомнения, что Иисус уходил из  земной жизни отнюдь не в состоянии душевного покоя, как хочет уверить  Евангелие от Иоанна. Вероятно, Иисус до самого конца полагался на  вмешательство Бога. Возможно, Он ожидал  вмешательства   Всевышнего,  остановившего в свое время руку Авраама с ножом, занесенным над его  сыном Исааком. Но если принесение в жертву Исаака было остановлено в  последний момент, то принесение в жертву Иисуса все-таки состоялось.
      Сложен вопрос о последних словах Иисуса .Здесь евангелисты сильно расходятся в показаниях.:
1. «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят!» (Лк 23:34).
2. «Женщина, вот сын твой!.. вот мать твоя!» (Ин 19:26; о «любимом ученике»).
3. «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со мной в раю» (Лк 23:43;  сказано одному из преступников, распятых вместе с Иисусом).
4. «Элои, Элои, ламма, савахфани!» (Мк 15:34/Мф 27:46).
5. «Жажду» (Ин 19:28).
6. «Совершилось!» (Ин 19:30).
7. «Отче! В руки Твои предаю дух мой» (Лк 23:46).
Можно ли из них создать один цельный портрет погибающего Иисуса?

       На первый взгляд, можно предположить, что никому из христиан и  в голову не пришло бы вложить в уста Иисуса крик богооставленности.  Обычная тенденция диаметрально противоположна. Когда христиане пытались  представить, что Иисус мог сказать в последние часы жизни, они  вкладывали ему в уста попечения о судьбах церкви (Ин 19:26), уверенность  в своём посмертном будущем (Лк 23:43, 46), уверенность в исполненной  миссии (Ин 19:30), слова милосердия (Лк 23:34) или, в крайнем случае,  желание пить (Ин 19:28; с мессианской оглядкой на Пс 68:22).
Включение Марком цитаты из Псалма 21:1, которая отражала бы  недоумение и страдание Иисуса (Мк 15:34), сильно выбивается из общего  ряда и поэтому, как считают  многие исследователи Нового Завета,именно  эта фраза является аутентичной.

        Табличка, которую Пилат, предположительно, велел прикрепить к  кресту, указывала на вину Иисуса: «Царь Иудейский», что было чисто  политическим преступлением. Евангелист Иоанн добавляет к этому еще одну  деталь: первосвященники попросили Пилата написать не «ЦарьИудейский»,  но «что Он говорил: Я Царь Иудейский», однако Пилат не выполнил их  требование. Здесь мы находим еще одно подтверждение тому, что  прокуратора вовсе не заботила точка зрения еврейских властей. Он  сформировал собственное мнение, которое и стало причиной осуждения и  казни. Если бы Иисус был казнен за богохульство, за то, что Он  приписывал себе божественную природу («Сын Божий», в том смысле, как это  впоследствии провозглашалось христианством), надпись на табличке  гласила бы не I. N. R. I., а I. N. F. D. (Jesus Nazarene Filius Dei –  «Иисус из Назарета, Сын Божий»). Римлян же не беспокоил Бог евреев; им  было все равно, оскорбляют этого Бога или нет.

    И вот на крестах трое: два «бандита» — один справа, другой слева, — а  в центре Иисус: ведь Его казнили как «царя евреев».
Иисус сказал:  "Отец! Прости их — они не понимают, что делают!"
Солдаты делили между собой Его одежду. Рядом стояли любопытные,  которые пришли посмотреть на казнь. Простые люди жалели эту жертву  римских оккупантов. Враги Иисуса  потешались и цинично подтрунивали над  ним: «Он спасал других, так пусть спасет и себя, если Он — избранник и  Помазанник Божий». Измывались над ним и солдаты. Они подходили,  предлагали ему кислое питье и говорили: «Если ты царь евреев, спаси  себя!» (Лк 23:33–38). Над распятым насмехались  даже казнимые с ним  преступники (согласно Луке, только один из них). Второй преступник в  рассказе Луки урезонивал первого: «Побойся Бога! Ты ведь сам на кресте.  Мы-то терпим казнь по заслугам, а за Ним нет ни малейшей вины…» (Лк  23:39–43). Потом Иисус громко вскрикнул и умер.
«И люди, собравшиеся посмотреть на зрелище, увидев, что произошло, возвращались домой, ударяя себя в грудь» (Лк 23:48)


Рецензии