Честно о честности

Прямота, правдивость, неуклонность по совести своей и долгу, отрицание обмана и воровства, надежность в исполнении обещаний – это и есть честность, есть исстари, свидетельство чему словарь Даля.
Честность – это «честь носит», носящий честь.
А слово «честь» этимологически родственно древнеиндийскому «мышление, понимание, намерение».
Таким образом, честность начинается с чести. Честность определяет и образ мышления, и НАМЕРЕНИЯ. А как известно, намерение – это устремление как состояние души, в свою очередь определяющее действия человека. Вспомним слова Иоанна Златоуста: «Господь и дела приемлет, и намерение целует».

Это качество, ранее особенно ценимое русскими людьми. В древнерусских наставлениях отцов своим сыновьям это качество стоит на первом месте. В доказательство честности своих намерений русские целовали Честной Животворящий Крест. И народ русский назывался «честной». Когда-то…

А вот у людей нынешних мышление такое, что их понимание, а тем более намерения от честности как-то совсем далеки.

Вот элементарный пример. Люди почему-то не понимают простой правдивой причины для отказа – «я не хочу». Даже требуют как-то обосновать.
То есть придумать и предложить правдоподобный ответ. По сути – солгать.
А ведь так просто – говорить прямо, что мы выбираем, а мы выбираем или «хочу» – или «не хочу». Есть ещё вариант «надо», но это уже не о выборе, а о компромиссе, консенсусе.

Упоминалось, что былые времена честь ценилась дороже жизни.
Но это честь, а честность бывает от любви – или от самости.

«Честность от самости» может вообще не думать о другом и ни о ком, и абсолютно не важно, услышит человек или нет, – важно лишний раз закрепиться правдорубом. Я такой честный, я потому выше всех остальных. Эта честность – гордыня в чистом виде. Тут даже уже не важна правда, а важно выпятить своё, самоутвердиться и самоудовлетвориться. На выходе получается симулякр с вывеской «честность».

«Честность от любви» исходит не от правды как таковой, а именно от любви с её стремлением доставлять только благо и радость любимому.
Это заслон для лжи. В это может вклиниться только «ложь во благо» – продукт, который производит разум с его «здравомыслием». Но настоящая любовь рано или поздно удаляет неискренность.
Суть честности от любви в том, что она приближает душу к Богу. Приближает душу слушающего, то есть внимающего, наполняет верой и любовью.
По сути получается: ты говоришь честно, потому что уже выбрал – выбрал то, что от Бога. И это будет правдой, потому что тогда заранее предвосхищается то, что от Бога. Человек открывается, и твои слова увеличивают любовь и в нём, и в тебе.

Такая честность – от Бога. Как и настоящая любовь – от Бога.
Такая честность – это и неподкупная, не зависящая от эго честность с самим собой, ибо Бога нельзя обмануть.

Есть и эмоциональное отличие «честности от любви» – в том, что спокойно и радостно на душе. Ты и говоришь, чувствуя любовь к внимающему.
Когда и внимающий чувствует любовь – уже не нужно доказывание чего-то, уже – только тепло и радость.
Если внимающий любви не имеет – любви не побудишь и любить не заставишь. Что он будет делать с этой правдой – это уже его выбор. Но твои слова сработают – если не сразу, то когда-нибудь. Тогда, когда ему это осознается. А ты об этом можешь только в молитве просить Бога.

А кому-то, кто полностью попал в гордыню самости и восхищается своей исключительностью, можно сказать, что он ничего из себя не представляет. Без Бога и любви всё – пустота, не наполненная смыслом.
И это будет честно, и это будет с любовью, потому что даст ему возможность задуматься.

Каково это в жизни – быть полностью честным? 

Ты теряешь людей, которые были близки. Поэтому ты боишься произнести те самые правдивые слова о том, что было и что есть. Всё внутри сопротивляется этому. А тогда способ оставаться честным только один – молчать. Тут удобство только у монахов: в затвор и обет молчания.

Если мирской ум победит, превышая голос совести – он заткнёт сердце, повесит на него замок, затворит малейшие движения совести.
 
Думаешь, так ты получишь спокойствие, психическое благополучие? Пройдёт немного времени – и ты их потеряешь, и даже гораздо больше потеряешь. И ничего не сможешь восстановить.

Оставаясь честным, ты по крайней мере сохранишь себя. Правда рано или поздно всегда станет известной. Всё, что втайне от людей, делается на глазах у Бога. И «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу» – свидетельствует Сам Источник истины Христос.

Чтобы свойство «честность» перешло в качество «честность», не помогут никакие никакие психонагнетательные и даже духовные практики, пока просто не начнёшь говорить правду. Найдёшь в себе силы говорить всю правду до конца – и с тобой останутся те, кому ты нужен, и кто любит твою душу. Это будут чистые отношения, полные доверия, искренности и открытости, без лжи и фальши. Между родственниками, близкими людьми это доступно и возможно. Только так и стоит в этой жизни жить.

«И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению.
И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда.
И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его,
и правда Его поддержала Его.
И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою»
Исайя, 59:15-17

Честность – это не только выбор, не только выход из царства лжи, это – позиция, за которой – правда и прямой путь праведности, ведущий к главному смыслу сей жизни. Со временем – это и сила, которая разрушает ложь. Сначала – хотя бы вокруг тебя. Со временем – делающая тебя победителем по слову Откровения Иисуса Христа Спасителя: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его».


Рецензии