Хадж из Одессы

Хадж или Хаджж — паломничество, связанное с посещением Мекки (Мечеть аль-Харам) и её окрестностей  (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина).  Хадж является одним из пяти столпов ислама.
 Совершить его обязан каждый мусульманин и каждая мусульманка, имеющие такую возможность. Хадж включает в себя путь к Святому Дому Аллаха в Мекке Аль-Мукарраме, обход Священной Каабы, бег между холмами Софа и Марва  стояние на горе Арафат, и ряд других обрядов, предписанных Пророком Мухаммедом

 История Одессы как одного из важнейших городов Российской империи в традиционном паломническом маршруте.
На территории нынешней Одессы мусульмане жили еще во времена Османской империи, — сама Одесса находится на месте бывшей Османской крепости Хаджибей и двух татарских селений.
После Русско-турецкой войны 1787—1791 гг. по Ясскому мирному договору эта территория отошла России, и в 1795 г. Хаджибей был
 переименован в Одессу.
Согласно архивным данным, по состоянию на 1827 г. в Одессе проживало 1329 мусульман.  Со временем количество мусульман уменьшилось (из-за миграции и ассимиляции), и в 1860 г. составляло лишь 18 человек, занимавшихся предпринимательской  деятельностью.
Но уже с 1873 г. количество мусульман начинает неуклонно расти. Так, согласно переписи жителей Одессы, в 1873 г. мусульман  насчитывалось 184 человека, в 1892 г. — 919 человек, в 1897 г. — 1210 человек.
Рост мусульманской общины Одессы был обусловлен двумя главными причинами. С 1819 г. город получил привилегии порто-франко (зоны беспошлинной торговли), что вызвало приток купечества, в том числе и татарского. В Одессе появились пензенские, нижегородские, казанские, астраханские, крымские и даже сибирские татары .

Другой причиной стабильного присутствия мусульман в Одессе и даже роста их числа было то, что этот черноморский порт был важным  транспортным узлом в паломническом маршруте российских мусульман.
Именно в Одессе до революции располагалась центральная контора по переправке паломников-мусульман в Джедду (Аравийский  полуостров) через Стамбул.         
 На важность Одессы как транзитного центра для российских хаджиев уже в первой половине XIX в. может указывать существование планов строительства санитарно-паломнической гостиницы «Хаджи Ханэ» («Хаджилар Караван-сарая»),
 датированных 1830—1840 гг. (Хаджи Хане- дом№4 на Ланжероновском спуске было построено в 1841 году).


Во второй половине XIX в. для российских мусульман действовало несколько маршрутов паломничества (хаджа):
1) московское направление — поездом из Москвы через Варшаву и Вену до Стамбула за 6 дней (наиболее дорогой);
2) севастопольское направление — пароходом из Севастополя до Стамбула за двое суток. Вследствие использования ветхих суден и превышения допустимого количества пассажиров в сезон паломничества — один из наиболее опасных;
3) батумское направление — пароходом до Стамбула за 7—12 суток. Был удобным для кавказских мусульман;
4) одесское направление — наиболее популярный маршрут для большинства российских мусульман из Туркестана, Поволжья и Урала.
 Пароходы ходили 5—6 раз в неделю и добирались до места назначения за 32—34 часа . В частности, именно  одесским маршрутом имам Шамиль отправился из Киева в 1869 г. в хадж, ставший для него последним.

Таким образом, основная часть паломников европейской части России собиралась в Одессе. Соответственно, в городе существовала определенная инфраструктура для обслуживания паломников.
В частности — мечеть, которая была расположена на Старопор-тофранковской улице (современная улица Мечникова), вблизи от Чумной горы. Рядом с мечетью расположилось мусульманское кладбище.

 К услугам хаджиев существовала даже «мусульманская» гостиница «Москва», которой владели касимовские татары. Она была расположена в центре Одессы, имела около 90 номеров первого класса и славилась европейским стилем.

Но существующие условия не удовлетворяли российских паломников, число которых доходило до 10—12 тысяч человек и значительная часть которых выбирала именно одесское направление:

«Женщины, мужчины-мусульмане и др. пассажиры в переполненном до крайних пределов вагоне двигаются по 15-20 суток до Одессы, в надежде там отдохнуть, но по прибытии испытывают новое разочарование. Барака для паломников в порту нет, железнодорожный вокзал не имеет помещений, где бы они могли расположиться до приема на пароход, а в гостиницах близ порта паломники не рискуют станавливаться -по нелестным отзывам, создавшимся на основании неединичных фактов грабежей. Усталым беднякам приходится ютиться по несколько дней на открытом берегу моря»
Вследствие подобных условий для паломников в 1907—1908 гг. была предпринята попытка создать в Одессе паломнический центр — «Хаджи-хане» на 3000 человек.Идею построить паломнической центр предложил местный, как сейчас сказали бы, «хадж-оператор», капитан 2-го ранга в отставке П. Гуржи. Имея многолетний опыт перевозок мусульманских паломников из Одессы в Стамбул и Джедду, осенью 1907 г. П. Гуржи предложил «Добровольному флоту»4 комплексный план на сезон хаджа этого года. Его план охватывал продажу железнодорожных билетов и билетов на пароходы, размещение в Одессе и попытки доставить как можно больше паломников на суда флота. Он привлек одесского муллу Сафарова и с разрешения градоначальника Одессы И. Толмачева создал компанию под названием «Центральное Одесское управление перевозок мусульманских паломников в Джедду пароходом» . «Добровольный флот» принял его предложение:

«Пароходной Конторой Капитана 2-го ранга в отставке П. Гуржи, согласно указаниям Отдела Торгового Мореплавания Министерства Торговли и Промышленности, организована в Одессе особая контора по отправке паломников мусульман через Одесский порт непосредственно в Джедду и обратно на специально для того приспособленных пароходах Русского Общества Пароходства и Торговли, Добровольного Флота и других Русских пароходных Обществ. Имея в виду, что большинство из паломников мусульман владеет лишь восточными языками и потому не могут обходиться без проводников и переводчиков, Конторой Гуржи образована специальная ответственная артель проводников, на обязанности которой лежит приемка паломников и их багажа на вокзале, доставка их в нанятые для того гостиницы, а затем и на пароходы».

Работая вместе с Сафаровым, Толмачевым, владельцами местных гостиниц, городскими санитарными службами, а также с «Добровольным флотом» и Русским обществом пароходства и торговли (РОПиТ)6, Гуржи организовал размещение и транспорт для
 более чем 10 000 паломников, прибывших для транзита через Одессу той осенью. Гуржи организовал группу гидов-мусульман, чтобы помочь паломникам ориентироваться в городе и сопровождать их на корабли в Мекку. Он также составил список правил и инструкций и разослал их должностным лицам, имевшим отношение к организации хаджа: ведущим таможенным и портовым чиновникам, сотрудникам полиции, мулле С. Сафарову и представителю МИД в Одессе, а также в персидское и османское консульства (Капе, 2015, с. 117).

Но в 1908 г. в сфере организации хаджа российских мусульман через Одессу произошел конфликт интересов между П. Гуржи и ташкентским общественным деятелем и предпринимателем Саид-Гани Саидазимбаевим, который пытался упорядочить паломничество в масштабах всей Российской империи под своим контролем.

За поддержкой С.-Г. Саидазимбаев обратился к председателю Совета Министров П. Столыпину и к мусульманам-депутатам Государственной думы, в частности — Г. Сыртланову, который посетил Одессу в 1908 г. После визита им была составлена докладная записка на имя И. Толмачева, на основе которой тот предоставил дополнительно для карантинных целей так называемый «Дом трудолюбия».

Была развернута рекламная компания о том, что в Одессе для услуг паломников функционирует «хаджи-хане» (дом для паломников), имевшая своей целью заставить большинство российских паломников отправляться в хадж именно одесским маршрутом.

В популярной одесской газете «Одесский листок» был размещен фоторепортаж известного одесского фотографа Я.А. Белоцерковского-Чеховского с рекламным текстом следующего содержания:

«Хаджи-ханэ в Одессе.
Санитарно-паломническая Хаджи-ханэ г. Саид Гани Сайдазимбаева, назначенного по распоряжению министра внутр.[енних] дел руководителем паломничеством мусульман из России в Мекку и обратно, имеет 10 обширных помещений. В них размещается до 2 тыс. человек.
 В нижнем этаже помещение предназначено для паломников, прибывших из поездов и еще не побывавших в бане и не осмотренных врачом.
На среднем этаже находятся общие палаты и обсервационные помещения, а на верхнем — комнаты для паломников, интеллигентного класса.
При Хаджи-ханэ устроены: бани мужские и женские, 2 корпуса больниц — мужской и  женской, подразделенные на палаты для незаразных и инфекционных больных, изоляционный барак для остро-заразных больных, дезинфекционные камеры: паровая, формалиновая и паро-формалиновая, японской системы,  мечеть, Чай-Ханэ и  магазины, где продаются: мясо (баранина), чай, сахар, мыло, табак и др. предметы первой необходимости, а также дорожные вещи: чемоданы, мешки, ремни, самовары, одеяла и т.д. Все предметы торговли продаются по минимальным ценам местного
 рынка и стоимость их ведома паломникам в вывешенных таксах, утвержденных градоначальником.
Устроен также и амбулаторный покой. Прием больных происходит в любое время, для чего установлено дежурство врачей и прочего медицинского персонала. При мечети находятся два муллы. При Хаджи-ханэ находится штат проводников-переводчиков, до 50 человек.
На них возложены обязанности выполнять поручения паломников и услуживать им. Переводчики набраны из лиц, известных среди мусульманского населения их родины. Есть сарты, бухарцы, кашгарцы, персы, татары, черкесы и другие национальности.
Для приготовления пищи устроены особые очаги, на которых паломники и готовят пищу. При Хаджи-ханэ устроена хлебопекарня для приготовления национальных хлебных продуктов (сартские лепешки и т.п.). Интересное в высшей степени сооружение представляет собой построенная по инициативе и согласно указаниям помощника главного врачебного инспектора Н.Я. Шмидта парово-формалиновая камера
 японской системы. Во всех других отношениях паломникам предоставлены большие удобства» (Хаджи-Ханэ в Одессе, 1908, с. 6-8).

Но реальность «хаджи-хане» была другой — с паломниками вели себя почти как с заключенными, никуда их не выпускали; 300—800 человек неделями ждали парохода в «хаджи-хане», где все было дорого, услуги — платными, условия проживания — далеко не идеальными.
 Жандармы и полицейские не позволяли паломникам покупать билеты (сравнительно дешевые) на пароходы других компаний, кроме судов «Добровольного флота», с которым у С.-Г. Саидазимбаева был заключен договор (Таж,етдин, 1910, с. 2—3).

К тому же пребывание в комплексе «хаджи-хане» было фактически принудительным. 
 В августе 1908 г. И. Толмачев издал «Инструкции для паломников хаджа», которые были опубликованы в мусульманских газетах по всей империи. Оправдывая свои действия необходимостью «предотвратить эпидемию холеры», Толмачев наметил процедуру из девяти пунктов для паломников-хаджиев во время их пребывания в Одессе.  Карательные и угрожающие, эти инструкции должны были применяться только тогда, когда в городе сообщалось о случаях заболевания холерой, в качестве чрезвычайного профилактического здравоохранительного мероприятия.

Мусульманским паломникам было разрешено прибыть только на главный железнодорожный вокзал Одессы (в городе было еще два), где сотрудники полиции будут ожидать на платформе, чтобы сопроводить их прямо в хадж-комплекс. Хаджиям разрешалось оставаться только в комплексе, где они проходили «дезинфекцию»,  и находиться там до самого отправления пароходов.
Внутрь комплекса не допускались посторонние лица или сторонние посредники, а паломникам не позволяли гулять по городу. Наказание за нарушение инструкций было суровым: до трех месяцев в тюрьме или штраф в размере 3000 рублей (Kane, 2015, с. 140).

«...помещаются прибывающие паломники и где производится дезинфекция их вещей. Помещение «караван-сарая» также приспособлено для нужд паломников. Помещение для паломников рассчитано на 3.000 человек. Громадные, заново выбеленные комнаты. Много света и воздуха. Для паломников устроена большая баня, есть дезинфекционный аппарат «Гелиос» (для дезинфекции вещей паломников).
Есть лазарет, два врача; все время дежурит наряд полиции. К услугам паломников имеются переводчики, состоящие под особым контролем».
Впоследствии, с установлением в Одессе советской власти, положение верующих в целом, и мусульман в частности, очень быстро ухудшилось. Местный мулла Сабирджан Сафаров был расстрелян, мечеть закрыта, и позже разрушена, мусульманское кладбище
сровняли с землей.

Но, несмотря на антирелигиозную политику «Страны Советов», молодой республике была нужна валюта, и здесь как нельзя кстати пригодилась «хаджи-хане» дореволюционного периода. Советская кампания хаджа началась всерьез в 1927 г, совпав с началом сталинской кампании индустриализации и первой пятилеткой.  Участие в потенциально прибыльной организации хаджа было одной из
 стратегий привлечения иностранного капитала. Как следует из письма заведующего пассажирской частью Совторгфлота в Особое валютное совещание Наркомфина СССР о паломническом передвижении, основной целью организации паломнических передвижений
 из Западного Китая (Кульджа, Кашгар), Афганистана (Герат) и Персии (Мешхед) было «создать благодаря транзитному паломничеству приток в СССР иностранной валюты». При этом особо подчеркивалась безальтернативность именно одесского направления па
ломнического маршрута:

В 1926 г. Совторгфлот снова открыл в Одессе «хаджи-хане» для паломников, куда, как и в царский период, Хаджиев могли доставлять советские железные дороги прямо из Средней Азии, и где они садились на пароходы Совторгфлота, направляющиеся в Джедду.
С разрешения руководства водоканала Одессы Совторгфлот использовал изолированное помещение на набережной над Одесским портом, Приморский бульвар № 65.  Непонятно, почему не стали использовать старое помещение «хаджи-хане» — возможно, оно уже
 использовалось по другому назначению.
 Благодаря своему географическому положению и статусу города-порта Одесса представляла собой ключевой транзитный узел для российских мусульман направлявшихся в хадж.

Из портала  PhotoBuildings стало понятно, что складские здания и сооружения  Гагарины  на Ланжероновском спуске, в 1830-1850 года были  перестроены под -Ночлежный дом Общества ночлежных приютов (по спуску).
Дом 2/1  был оборудован для приюта  мусульман, прибывающих в Одессу для совершения хаджа. Об этом говорит характерныеовальныее арки(входы)
 со  стороны Ланжероновского спуска и  специальное место для омовения  ( специальные комнаты для совершения омовений (вуду). внутри здания.
Арка  является одним атрибутом исламской архитектуры  арка. Исламские арки, заметные как в подъездах, так и в интерьерах религиозных и культурных сооружений.

PhotoBuildings
Фотогалерея и база данных зданий всего мира.
;Список населённых пунктов · ;Здания на карте ·
Список зданий  Одесса, Ланжеронівський узвіз
https://photobuildings.com/list.php?uid=1494&lang=ru

Ланжеронівський узвіз, 3 Проекты домов до 1920 года Отон К. К. 09.1893 1893 Дом рабочих  Русского Общества пароходства и торговли (участок А. Е. Попудовой)
Ланжеронівський узвіз, 4 Арки Въездная арка
Ланжеронівський узвіз, 4 Складские здания и сооружения 3 Склад Гагариных
Ланжеронівський узвіз, 4 Проекты 2-этажных домов до 1920 года Даллаква И. О.  2-3 08.1851Дом С. П. Гагариной
Дом № 2 —построенный в 130-1850 годах (архитектор Д. Круг), до Октябрьской революции мспользовался как  складские помещения и ночлежный приют.
Первоначальный проект: Складские здания и сооружения.Архитекторы: Климов Д. Я.
Начало строительства: 1835
Название/назначение:-Ночлежный дом Общества ночлежных приютов (по спуску)
Склад действительного статского советника Бологовского, арх. Торичелли, 1835 г. [ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 241; ГАОО, Ф. 59, оп. 2, д. 442]. Перепланировка для ночлежного дома Общества ночлежных приютов, инж. Климов Д. Я., 1886 г. [ОД-3].
Согласно гравюре данное здание появилось ранее, чем дом Жерболини по Польскому сп., , который был построен в 1848 году [ОД-72;
Впоследствии Папудов приобрёл соседний участок Жерболини, а данный  продал.


Рецензии