Иисус и Никодим. О чем шла речь
«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Все знают, что речь идет о Таинстве Крещения, без которого невозможно стать христианином. Казалось бы, что тут еще можно добавить? Не все не так просто. Христос говорит не просто о крещении водой, а о рождении нового человека, который возьмет свой крест и пойдет за Ним в жизнь вечную, ради усыновления Богу по обетованию. А в земной жизни ученик Христа – это человек, который : «В устроении своей души уподобляется нераздельному Богу, то есть оказывается не только соединенным с Богом, но и обретает единство, умопостигаемое во Святой Троице», – говорит преподобный Максим Исповедник, то есть вступает на путь обожения. В этом состоит суть и цель «рождения от воды и Духа».
Уподобление себя Богу, а тем более отождествление с Сыном Божьим в Ветхом Завете считалось страшным преступлением и богохульством, за которое полагалось побитие камнями, что иудеи и хотели сделать со Христом (Ин.5:18). А тут Он прямо призывает людей уподобится Сыну Божьему. И как можно: «стать сыном Божиим по обетованию»? Это не значит стать Христом, потому что Он один и других быть не может. Иисус дает право всякому любящему Его и исполняющему заповеди называть своим Отцом Того, Кто Ему Отец. Но для этого нужно взять крест Господень и последовать за Ним. И только после этого, усыновленному по благодати, возможно сесть в вечности одесную Отца рядом с Сыном как со своим другом: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14). Кроме того, в беседах с учениками Христос ни один раз упоминает об Отце Небесном, Который знает все их нужды. Это совершенно новое учение, не доступное ранее Ветхозаветной Церкви. Вот почему, беседа с Никодимом имеет такое важное эсхатологическое (спасительное) значение. Крещения водой и Духом открывает врата в жизнь вечную, а значит определяет человеку цель и смысл его бытия, устраняет безысходность и отчаяние перед страхом смерти. Древний Израиль ничего подобного не знал и скорбел от одной мысли сгинуть в преисподней. Убивающийся от горя по Иосифу, Иаков так скорбит о своей участи: «Сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт.37:35). Других вариантов у ветхозаветных людей не было. Христос же через крещение водой и Духом не только возвращает людям рай, но предлагает нечто новое – Царствие Небесное. Почему крещение должно быть именно водой и Духом, а не как иначе, мы рассмотрим в следующий раз. Слишком объемная и серьезная тема, что касаться ее здесь.
«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух» (Ин.3:6), – продолжает Иисус. Этими словами Он объясняет Никодиму, что плотское рождение производит всего лишь тело, которое сгниет и превратится в прах, а рожденное от Духа – не умрет, но будет жить вечно. Причем, что важно, слово «Дух» упоминается в смысле Третьей Ипостаси Святой Троицы и пишется с заглавной буквы. Это еще одна глубокая тайна ночной беседы Христа. Рожденный от Духа – это человек, возлюбивший Бога и сподобившийся посещения Святого Духа. Его благодать обновляет или восстанавливает человека в первозданном состоянии Адама в раю. Рожденный от Духа отрешен от плоти с ее земными страстями, плотскими привязанностями, удовольствиями и наслаждениями. У рожденного Духом только одно устремление и одна ценность – Бог и Царствие Небесное. Все остальное для него «Прах, взметаемый ветром от лица земли» (Пс.1:5). Но духовное рождение возможно только через крещение. «Рожденное от Духа есть Дух», – говорит Христос. То есть, принявший святую купель, усыновляется Богу по обетованию и обретает благодать, не отделимую от Божественной сущности, что и означает "войти в Царство Божие", ибо оно, согласно учению святых отцов, есть вера, которая "Внутри вас есть" (Лк.17:21); а, обретший веру, становится, в определенном смысле, богоносцем, ибо Дух – тоже Бог. Подчеркивая это, Спаситель говорит ночному собеседнику: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.3:7). Употребление множественного числа «вам» не случайно. Этим Христос показывает, что тайны вечной жизни, открытые Им учителю народа, должны стать достоянием всех, а не удерживаться Никодимом, как личное откровение Бога. Ведь, рождение свыше – зависит не от человека, а от Бога, и самого факта крещения для этого мало. Бог только тогда пошлет рождение свыше, когда увидит стремление сердца родиться в Духе. Поэтому Иисус сначала говорит об условиях духовного рождения, то есть о Таинстве Крещения, совершаемое по воле человека, а затем, раскрывает смысл рождения от Духа, что возможно только по воле Божьей, ибо «Дух дышит, где хочет». При этом, важно понимать, что новое рождение, начавшись с крещения не прекращается в подвижнике до самой смерти. Для остальных «теплохладных» (Откр.3:15) Таинство Крещения – это церковный обряд с обливанием водой и номинальная причастность к христианству.
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». (Ин.3:8), – объясняет Иисус Никодиму. С богословской точки зрения это достаточно сложное место. Возможно, этой теме будет посвящена отдельная беседа. А сейчас я лишь замечу, что в этих словах Христос открывает Никодиму две истины: первая – неисповедимы пути Господни, что значит, не пытайся понять, как происходит рождение от Духа, ибо это превышает твой разум, и второе – наитие Святого Духа происходит внезапно, по мере готовности человека Его принять. Дух посещает внезапно, осеняет благодатью боголюбивое сердце, и исчезает также внезапно, отдавая новорожденного искушениям ради испытания веры. Благодать Духа не может пребывать всегда, иначе падшее человеческое естество не выдержит ее силы. Она на мгновение осеняет душу, побуждает к борьбе и дает силы для духовной брани. Это энергия духовной жизни, которая никогда не иссякнет, если грядущий за Христом сам не сойдет с выбранного пути. Но, судя по всему, Никодим не очень понял слова Учителя и задает естественный для него вопрос: «Как это может быть?» (Ин.3:9). Пораженный Иисус в сердцах отвечает: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин.3:9). Спаситель упрекает Никодима в том, что он, будучи богословом, не понимает самой сути Писания, которому учит других. А ведь смысл Закона заключается в том, что Бог сотворил человека, то есть родил его свыше. Поэтому, ничего нового Христос Никодиму не сказал. Книжники и фарисеи об этом забыли и свели учение Моисея к требованиям хранить субботу, не нарушать закон и неукоснительно соблюдать религиозные пищевые запреты. При таком подходе к Слову Божьему вся суть Синайского откровения, лишалась духовного смысла и превращалась в поклонении букве, а не Богу.
В ночной беседе Христа и Никодима заложены основы Христианского вероучения и указан путь ко спасению. И главный ее итог заключается не в требовании креститься, а родиться свыше, то есть стать новорожденным младенцем в Духе через добродетели и благочестивую жизнь. Суть Православия заключается в том, что купель крещения избавляет от первородного греха, а значит освобождает от вечных мук и власти дьявола. Новый христианин становится чистым и непорочным, как первозданный Адам, над которым не властны ни смерть, ни ад. А вот останется ли он таковым до самой смерти зависит уже от самого человека, ибо свободной воли, включая желание грешить, Бог Своего творения не лишал.
Свидетельство о публикации №224102200879