Глава 13. Чудотворец
Когда Иисус вернулся в Свой родной Назарет и стал учить в синагоге ( Лука 4:28-30.), Oн прочитал фрагмент из книги пророка Исаии :
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы...»(61:1-2)
Однако, Иисус не прочитал последней строки Ис. 61:2 - о Божием возмездии и добавил к прочитанному СВОИ слова:
"НЫНЕ исполнилось Писание сие" (4:21). Намек Его прозвучал достаточно ясно: Иисус заявил о Себе как о Мессии.
Чудеса ту эпоху считались привилегией, которой Бог наделяет избранных Им людей, непременным признаком божественности и знамением пророческого призвания. Реальные истории , связанные с чудесами Иисуса, со временем обростали массой «подробностей» и наполнялись теологическим смыслом, поэтому не могут считаться достоверными с исторической точки зрения.
Однако, не важно, как современный мир относится к чудесам Иисуса; главное- это то, как люди того времени смотрели на них. И если в ранней церкви шли споры о том,кем был Иисус:Учителем, Мессией или Богом во плоти, то никто из Его последователей и критиков не сомневался , что Он исцелял людей и творил поразительные чудеса, о которых рассказывают все четыре Евангелия.
Присутствие народа, сопровождающего Иисуса, в Евангелиях подразумевается постоянно. Естественно предположить, что между Его проповедью , чудесами и толпами народа существовала взаимосвязь. Считалось непреложным, что Мессия будет совершать много чудес. Иными словами, миссия Иисуса включала проповедь и целительство. В общих чертах, Иисус думал, что Царство наступит в близком будущем и что Бог особым образом действует через Него. Сам Иисус верил в чудеса, более того, Он был убеждён, что человек при помощи веры и молитвы может повелевать природой:"Если вы будете иметь веру с горчишное зерно и скажете горе сей:"перейди отсюда туда" - и она перейдёт (Мф 17:17-19). Для основателей христианства казалось совершенно естественным, что их Учитель видится с Моисеем и Илией, совершает множество поражающих воображение чудес..Возможно, что окружающие Иисуса были в большей степени поражены Его чудесами, чем проповедями,которые многие просто не способны были понять...
О связи чудес Иисуса с Его учением и миссией, говорит Его ответ на вопрос посланников от Иоанна Крестителя: "Ты ли Тот, кому должно придти?» . Отвечая на сомнения Иоанна, Иисус связывает свои чудеса с пророчеством Исайи и утверждает, что наступило время Божьей власти:
«Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, мёртвые воскресают" (Мф 11:1-6)... если же Я перстом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царство Божие" (Мф 12:28, Лк 11:20)..
Т.е. чудеса Иисуса являются проявлением Царства Божьего на земле. Это "перст Божий" исцеляет слепых, глухих, изгоняет демонов.Таким образом, в основании чудес, приписанных Иисусу, была предначертанная Программа ,изложенная в изречениях Исаии , которая соответствуют пророчеству о мессианских временах , когда на земле будет установлено Царство Божье (35:5;,61:1,19):
Чудотворения Иисуса, о которых повествуют евангелия, можно разделить на чудеса, сотворенные над людьми, и чудеса, сотворенные над внечеловеческой природой, причем чудеса первого класса можно еще подразделить на две группы: на чудеса, сотворенные над больными, и чудеса, сотворенные над мертвецами.
В основном, чудеса, совершаемые Иисусом, были чудесными исцелениями.Медицина тогда не имела ничего общего с наукой и появление человека, который относится к больному с нежностью и внушает ему уверенность в выздоровлении, часто оказывалось самым лучшим лекарством. На болезнь смотрели как на наказание за грех или вселение злого духа, поэтому лучшим врачом считался святой человек, обладающий сверхъестественной силой. Иисус, ощущавший Свою нравственную силу, должен был думать, что Он одарён и высшей способностью исцелять . При уверенности, что прикосновение к Его одежде, возложение рук, смазывание Своей слюной приносит больным пользу, Он не мог отказать страждущим..
В предначертанной пророчествами программе, изложенной в изречениях Исайи,которая лежит в основании чудес Иисуса, сказано, что
«Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь »(35: 5-6).
Возможно, что Иисус понимал произведенные им чудесные исцеления слепцов аллегорически, и это предположение подтверждается тем, что, явясь Павлу (Деян. 26:18), он говорит, что посылает его к язычникам "открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу".
Но синоптики-евангелисты в свои рассказы об исцелении слепцов влагали не только аллегорический смысл. Идея Христа - открывателя духовных очей во времена евангелистов была заслонена чувственным представлением о телесном чуде.
13.1. "ТОГДА ОТКРОЮТСЯ ГЛАЗА СЛЕПЫХ"
В описанном Иоанном исцелении слепорождённого ( Ин 9:1-41 ) слепой мог быть исцелен лишь соответствующим абсолютным чудом; и эту мысль евангелист влагает даже в уста самому слепому, который после своего исцеления заявлял неверующим иудеям:
"От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному" (9:32).
Далее евангелист отмечает, что внешним наглядным средством для исцеления слепого Иисусу в данном случае служила слюна, но Иисус при этом сначала плюнул на землю, потом сделал "брение из плюновения" и помазал этим "брением" глаза слепому (9:6). Далее это "брение" следовало тотчас смыть, дабы слепой мог воспользоваться дарованным ему зрением, поэтому евангелист говорит, что Иисус, помазав брением глаза слепому, велел ему умыться в "купальне Силоам" (9:7) и что слепой, исполнив это повеление, пришел оттуда зрячим, как Нееман, которого пророк Елисей послал искупаться в водах Иордана (4 Цар. 5:10)
Все эти детали, видимо, имеют целью усилить и нагляднее представить эффект и волшебный характер сотворенного Иисусом чуда, а фактический состав последнего устанавливается в рассказе евангелиста путем формального опроса свидетелей-очевидцев .
Сам исцеленный продолжал на допросе утверждать, что он чудесно исцелен Иисусом, и, рискуя быть отлученным от синагоги, открыто заявлял, что считает Его посланником Бога, совершившим над ним воистину великое чудо.
Таким образом,Иоанн с одной стороны, подчеркивает абсолютную реальность сотворенного чуда, но в то же время он мотивирует сотворенное Иисусом чудо не мольбой слепорожденного о помощи и исцелении, а спорным догматическим вопросом, который возбудили и обсуждали ученики Иисуса: "кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" (9:2).На этот вопрос учеников Иисус отвечает, что не согрешил ни сам слепой, ни родители его, но что он слеп лишь "для того, чтобы на нем явились дела Божии", то есть чтобы в его исцелении открылось Божие могущество.
13.2. «ХРОМЫЕ ХОДЯТ,ПРОКАЖЕННЫЕ ОЧИЩАЮТСЯ»
Вторую категорию больных, находивших помощь у Иисуса и упомянутых в его ответе Крестителю, составляют хромые (Мф.11:5).
"Множество народа приходили к Иисусу, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных", и Иисус всех их исцелил, и "народ дивился, видя немых говорящими... хромых ходящими" и так далее. В иных случаях говорится о паралитиках, или "расслабленных" (Мф. 4:24; 8:6; 9:2), то есть о таких больных, у которых мышечная система расслаблена или односторонне парализована. Классическим рассказом об исцелении паралитика ( "расслабленного") является в Евангелиях рассказ о человеке, которого принесли к Иисусу распростертым на одре (Мф. 9:1-8; Мк. 2:1-12; Лк. 5:17-26).
Родственники паралитика не смогли пробиться к Иисусу сквозь толпу, поэтому они спустили лежанку с больным через крышу. Затем Иисус , видя их веру,произнес: «Прощаются тебе грехи твои». Больной, однако, продолжает лежать, и «книжникам» приходит на ум мысль: Иисус слишком много на себя берёт и делает заявления безответственные, граничащие с богохульством. «Прочитав» их мысли, Он говорит: «Понимаю, вы думаете, что каждый может сказать “прощаются грехи”, но не каждый скажет: “вставай и ходи”. .. тогда смотрите...» .Поразительным образом далее произошло исцеление: паралитик поднялся на ноги и смог идти.
Бросается в глаза связь между исцелением и прощением грехов. Иисус исходит из той априорной предпосылки, что свою тяжкую болезнь человек навлёк на себя своими грехами. Эта предпосылка основана на следующем обетовании Торы:
«Если не будешь исполнять все слова Закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твоё необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведёт на тебя все язвы египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге Закона сего, Господь наведёт на тебя...» (Втор 28:58–6)
Все исцеления Иисуса связаны с прощением грехов. Поскольку в иудейской традиции исцеления стабильно связываются с божественным прощением, Иисус вероятно, пришёл в выводу, что Его целительские успехи — знак обещанного эсхатологического восстановления и примирения с Богом, знак грядущего и уже наступающего Царства.
Можно предположить, что в вышеописанных случаях исцеления скорее всего, могли бы быть изъяснены естественным, психологическим путем через воздействие речей и прикосновения Иисуса в силу доверия больных к Иисусу - Пророку.Когда Иисус, отпуская исцеленных, говорил им: «Вера твоя спасла тебя» (Мф.9:22; Мк.10:52; Лк.17:19; 18:42), — точнее и корректнее Он и не мог выразиться. А вот в Назарете Иисус не мог совершать чудес исцелений (Мф.13:58; Мк.6:5-6) именно потому, что односельчане слишком хорошо помнили Его как вчерашнего плотника , знали Его семью и не желая видеть в Нем Пророка и чудотворца, не хотели верить Ему и отвергли Его.
За хромыми в ответной речи Иисуса Иоанну Крестителю (Мф. 11; 5) следуют прокаженные. Замечание о прокаженных Иисус не мог почерпнуть из пророчества Исаии, ибо здесь говорится только о хромых и слепых и не упоминается о прокаженных.Проказа была страданием злокачественным, заразительным, она требовала полнейшей изоляции больного и фигурироваla как Божие наказание (или Божие испытание,как в истории Иова); исцеление прокаженного признавалось Божией милостью.
Во всех синоптических евангелиях одним из первых больных, обращавшихся к Иисусу за исцелением, является прокаженный (Мф. 8; 2. Мк. 1:40. Лк. 5:12), который, поклонившись Иисусу в ноги, просит исцелить его, выражая убеждение, что Он может очистить его, если только захочет. Иисус, простерши руку и коснувшись его, говорит ему: "хочу, очистись", и больной тотчас очистился от проказы. В Другом рассказе об исцелении проказы у Луки сразу десять прокаженных исцеляются от присущей Иисусу благодатной силы (17; 11-19).
13.3.ЭКЗОРЦИЗМЫ
Одним из видов исцелений, чаще всего совершаемых Иисусом, было заклинание или изгнание бесов, овладевших телом некоторых людей и заставлявших их действовать против их собственной воли.Иисус, несомненно, владел искусством и приёмами подобных исцелений и часто сталкивался с подобными несчастными.
Изгнание бесов из одержимых — постоянно повторяющийся сюжет в синоптических Евангелиях. Несколько случаев изгнания бесов лишь кратко упомянуты (Мф. 4:24; Мк. 1:34; 3:11; 16:9 Лк. 4:41; 6:18; 7:21), другие описаны подробно(Мф. 17:15), (Мк. 9:17–18 и др.).Совокупность всех рассказов и упоминаний об изгнании бесов из одержимых заставляет полагать, что это было одним из основных видов чудес, совершавшихся Иисусом на протяжении всего времени Его служения.
Согласно христианскому представлению,«злой дух» может вселиться в человека и стать его алтер его («вторым я»). Более того, в человека может вселиться сразу несколько или даже множество бесов.
В тех случаях, когда Иисус действует как экзорцист, Он освобождает «одержимого» от некоей внешней силы и избавление считается победой над врагом . В других случаях речь идет о болезни в медицинском смысле и об исцелении как о выздоровлении.
Исцеления и изгнания бесов воспринимались как проявление необычайной силы и власти Иисуса и многих привлекали к нему.
После изгнания беса по окончании проповеди в синагоге ( Мк 1:23-26) "тотчас прошёл слух о Нём повсюду, по всей стране Галилейской" .Толпы народа ( "весь город") сопровождают тех, кто приводит к Нему больных и одержимых.
Самый известный экзорцизм -изгнание из одержимого Легиона бесов , которые затем входят в стадо свиней, описан тремя Евангелистами: Лк8:26-29; Мк 5:1-20; Мф 8:28-34)
"Изгнание легиона бесов из бесноватого"
«И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,..увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
Паслось же там при горе большое стадо свиней.И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.»( Мк 5:1-20)
В истории исцеления бесноватого можно увидеть психиатрию на ранних стадиях своего зарождения.
Когда Легион излечился от "‘одержимости бесами", мы читаем, что он "сидит и одет, и в здравом уме". Т.е. его «одержимость» относилась к его болезненному состоянию; а изгнание бесов - к излечению этого психического заболевания.
"Не мучь «МЕНЯ» , -говорит больной - "Пришёл ты сюда…мучить НАС"...
Слова Легиона раскрывают то, как он сам себя воспринимает. В психиатрии - это классический пример шизофренического поведения и языка: Легион говорил так потому, что он считал, что "много бесов вошло в него"
"Нечистые духи" в арамейском языке – термин, который используется для описания душевнобольных. В Писании не говорится, что бесы манипулировали человеком, заставляя его так себя вести и так говорить; они просто уподобляются самому человеку. Это указывает, по крайней мере лингвистически, что «бесы» употребляются для обозначения душевнобольного человека
Соответственно, с точки зрения психиатрии, можно дать ответ на вопрос, почему свиньи устремились с крутизны в море и потонули и почему Иисус выполнил эту просьбу больного.
Иисус желал заверить исцелённых им, что болезнь не повторится. Так, Он говорит духу, мучающему больного ребёнка : «Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Марка 9:25). Это в том же духе, что и сбрасывание свиней в море в знак того, что болезнь не повторится. Это своего рода наглядный памятный знак, какие часто применяются в Библии для доведения некой мысли до сознания человека. В излечении шизофрении Легиона действовал тот же принцип – Иисус повелел свиньям бросится в море не потому, что в них действительно вселились бесы, а как памятный знак исцелённому Легиону, что его болезнь, все воображаемые им, вселившиеся в него духи, исчезли навсегда. Вид стада свиней, падающих с крутизны в море и с визгом и шумом исчезающих навсегда, должен был оставить неизгладимый след в памяти человека. чтобы исцеление было окончательным и бесповоротным.
13.4. ВОСКРЕШЕНИЕ МЕРТВЫХ и ПРИРОДНЫЕ ЧУДЕСА
Параллели с чудесами Ветхого Завета
Чудеса составляют неотъемлемую часть любого исторического портрета Иисуса. Но это не значит, что любой рассказ о чуде, сохранившийся в преданиях , надо принимать на веру.Помимо основной части традиции, представленной исцелениями и изгнаниями бесов,есть и другие истории о чудесах. Эти две группы чудес: воскрешение мертвых и природные чудеса.
Имеют ли эти чудеса историческое значение для поиска исторического Иисуса?
Некоторые ученые считают, что эти чудеса представляют послепасхальную вставку, усиливающую эсхотологические нотки в ответе Иисуса Крестителю. В Евангелии Иоанна дается явная отсылка к Воскресению Иисуса.
Рассказ о воскресении дочери Иаира смоделирован скорее всего, по образцу Ветхозаветной истории Илии и Елисея (3 Цар 17-24;:17; 4 Цар 4:29-37), и эта ассоциация указывает скорее на время до Пасхи.
Можно предположить, что уже в земной жизни Иисус пользовался земной славой чудотворца, воскрешающего мертвых. Это укладывается в образ воскресшего Илии, с которым возможно некоторые отождествляли Иисуса (Мк 6:1-16; 8:27-30) Некоторые аллюзии на историю Илии и Елисея звучат возможно, в рассказе Луки о воскрешении сына Наинской вдовы.
Основные адресаты действий Иисуса в «природных чудесах» — всегда ученики, тогда как при исцелениях, изгнаниях бесов участники, как правило, не принадлежат ближнему кругу приверженцев Иисуса. В этих историях всегда заметен акцент на христологию. Этим вниманием к ученикам эти истории напоминают послепасхальные сюжеты , особенно, рассказы о явлениях Христа.
Параллели чудесам Исуса искали как среди иудеев, так и в эллинистическом мире. Эти религиозно-исторические сравнения дают немало исторических деталей, но в них нет общего ключа, помогающего понять и объяснить чудеса Иисуса.
В Ветхом Завете описаны чудеса, сотворённые людьми - пророками Илией и Елисеем , которые, по кр. мере, не уступают чудесам Иисуса
Более того, многие чудеса Иисуса имеют очевидные параллели с чудесами этих пророков, что не говорит об их особой оригинальности.
Вот некоторые из чудес , связанных с Илией:
По слову пророка пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3 Цар. 17:13-16); он воскресил сына сарептской вдовы (3 Цар. 17:21-22), который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой; pазделял реку Иордан подобно Моисею (4 Цар. 2:8) и т.д.
С именем пророка Елисея, ученика и последователя Илии, также связывается множество чудес — от чудесного перехода Иордана до исцеления больных и воскрешения сына сонамитянки. К известным его чудесам также относятся: умножение елея по просьбе бедной вдовы (4Цар. 4:1-6); умножение хлебного начатка из двадцати ячменных хлебцов и сырых зерен в шелухе для накормления сотни людей. (4Цар. 4:42-44);исцеление Неемана, военачальника царя Сирийского от проказы (4 Цар. 5:14) и др.
В Библии говорится, что чудо —не является свидетельством религиозной истины (Втор. 13:2–4).
Чудеса Илии, Елисея и других пророков нередко имеют своей целью демонстрацию величия Бога, но никогда - собственной силы.Никогда бы oни не посмели сказать о себе: "Я есмь" или прощать| грехи грешников от своего имени.
Чудеса, связанные с умножением пищи, также описаны в Новом Завете.
«Чудесное насыщение Христом 5000 человек» - это единственное чудо, о котором рассказывают все четыре Евангелия (Мк 6:32–44/Мф 14:13–21/Лк 9:10–17; Ин 6:1–14)..
"Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около 5000 мужей."
В Ветхом Завете в числе испытаний, которым народ израильский после исхода из Египта был подвергнут во время странствования по пустыне, значится и голодовка, притом не фигуральная, а подлинная . То чудесное насыщение народа, которое совершено было Всевышним в этом случае, принадлежит к числу знаменитейших чудес, имевших место в древнейшей истории евреев. Бог стал кормить народ сначала суррогатом хлеба - манной, но, когда народ потребовал мясной снеди, он стал посылать ему перепелов. Поэтому из рассказа Моисея (Втор. 18: 15) мудрецы вывели то заключение, что последний спаситель народа, Мессия, будет тоже одарять народ благами вроде манны небесной.
В легендах о пророках Илии и Елисее с течением времени изменился характер повествуемых чудес: сначала весь необходимый запас пищи посылался прямо с неба, а позднее обыкновенная земная пища стала просто размножаться, или возрастать количественно. Поэтому в рассказах о великом чуде Мессии- Христа мы тоже видим, что чудесное насыщение алчущих происходит путем размножения наличного запаса пищи и что в отличие от древнейших пророков, Иисус успевает насытить малым запасом пищи гораздо большее число алчущих. Но Иисус, чудесно насыщающий народ, не посылает с неба манны, а делит и раздает хлебы, и это обусловливается следующей причиной: важнейший из обрядов христианской церкви - евхаристия состоял в раздаче или преломлении хлеба.Евхаристия считалась антитезой Моисеева насыщения народа манной . В этом евангельском рассказе все рассчитано на то, чтобы сочетать прообраз Моисея и пророков с христианской евхаристией.
Рыба евангельской легенды представляется отражением совместных трапез христианских, дополнявших собою обряд причащения, и, таким образом, рассказ о насыщении народа имеет отношение не только к евхаристии в собственном, узком смысле слова, но и к древнехристианскому обычаю совместных братских трапез.
При этом вся сцена основана на "прообразе" - событиях Исхода.
Между рассказом о чуде и самим чудом нельзя ставить знак равенства. Представления о том, что «вероятно» и «исторически возможно», основаны на аналогии с нашими представлениями о характеристиках бытия. В основе любой реконструкции исторического портрета Иисуса должна лежать литературная история преданий о нем.
Противоречие между историческим и чудесным представляют трудность при интерпретации текстов. В исторических исследованиях нет объективных фактов, лишь так или иначе интерпретируемые данные.
Чудеса не были самоцелью для Иисуса. Это был способ донести до иудеев своё Послание - своё учение о Царстве, о спасении, свой призыв к покаянию. Иисус придавал исключительное значение вере человека, так как без искренней и глубокой веры человек не сможет попасть в Царство Бога.
Однако, с верой обстояло плохо всегда, даже 2000 лет назад. Чтобы поверить словам Иисуса, люди требовали от Него чудес и знамений.
В этой связи знаменательно признание человека, который привёл к Иисусу своего сына, чтобы изгнать из него бесов:"Верую, Господи!-восклицал он со слезами, - помоги моему неверию!" (Мк 9:24).
Одной из причин вызывающих сомнения и маловерие, помимо того, что многое в проповеди Иисуса не соответствовало традиционной вере иудеев, было и то, что в Писании были описаны чудеса пророков, аналогичные чудесам Иисуса, что несколько ослабляло их уникальность.
С реальностью некоторых событий, таких как исцеления, согласны даже самые скептически настроенные учёные-материалисты . Но в отличие от христианских комментаторов, оъясняющих исцеления как проявление Божественной силы Иисуса, как "чудо", они не признают их "сверхъестественными".Практически все учёные согласны, что ряд рассказов об исцелениях основан на реальных случаях. Даже «Семинар по Иисусу», который отрицает достоверность практически всех исцелений и экзорцизмов, считает, что Мк 1:29–31 «очень похож на описание подлинного происшествия». Хотя, конечно, в зависимости от своих мировоззренческих убеждений учёные расходятся в объяснениях: одни (обычно христиане) готовы допустить чудо, другие приписывают исцеление действию психосоматических факторов.
В своей практике Иисус не пользовался ни лекарственными препаратами, ни хирургическими средствами. Все это заставляет некоторых современных исследователей видеть в Нем что-то вроде народного целителя, чей успех достигается за счет комбинирования различных целительских практик и технологий или использования методологии внушения.
Относительно длительности эффекта исцеления в евангельских историях - не сообщается.
Можно предположить, что абсолютное большинство людей веровали в Иисуса Христа потому, что хотели жить вечно и счастливо. Они жаждали исцелений, они полагали, что если Иисус воскрешал мертвых, то Он воскресит и их ..
В евангелиях говорится о "толпах народа", которые, повсюду следовали за Иисусом. Возможно,многих более привлекали не проповеди, а слава Иисуса как целителя-чудотворца.
При любом объяснении,чудеса Иисуса привлекали народ, Он возвещал ему хорошие вести - о спасении для "грешников". Это вовсе не означает, будто Его проповедь не привлекала слушателей.Хотя чудеса сами по себе не содержат указания о своем значении, можно предположить, что последователи Иисуса, а возможно и Он сам, видели в них свидетельство Его статуса как истинного представителя Бога.
Во всех библейских пророчествах о Мессии (за исключением Ездры : "Он защитит народ свой и тогда покажет множество чудес" 3 Ездр.13:50 ) нет ни слова о том, что он будет совершать чудеса или изгонять демонов. Главное, что ожидалось от Мессии : он должен уничтожить врагов и стать Царём Израиля.
И тем не менее, в народе было убеждение,что Мессия должен также творить сверхъестественные вещи. Иисуса современники воспринимали как «власть имущего», чьи необычайные способности могут проявляться в разных сферах и ситуациях. Люди чувствовали, что между необычайными способностями и притязаниеями Иисуса существует определенная связь..
Конечно же, не в чудесах сила личности Иисуса. Прав был выведенный Цельсом иудей, который, обращаясь к Иисусу, говорил: «Допустим на минуту, что правда все то, что рассказывают морочащие [людей] ученики Твои насчет исцелений, воскресения, о нескольких хлебах, насытивших толпу, причем еще остались большие излишки, и о всем прочем; поверим, что Ты все это совершил: [но ведь ничем не хуже] дела чародеев, обещающих еще более удивительные вещи, и то, что совершают выученики египтян, отдающие посреди рынка за несколько оболов свои замечательные знания, изгоняющие бесов из людей, выдувающие болезни, вызывающие души героев, показывающие призрачные роскошные пиры, трапезы, печения и лакомства, приводящие в движение не существующих в действительности животных, являющихся таковыми лишь для воображения. Так что же, если они проделывают такие вещи, нам придетсясчитать их Сынами Бога?..» (Цельс у Оригена. ).
Не в чудесах сила Иисуса. Но несомненно, что чудеса в значительной мере объясняют способность Иисуса собирать толпы народа и поэтому - помогают понять, почему Он был казнен. даже те, кто не признавали в Нём Мессию, верили, что Он творил "удивительные вещи". Причём свои исцеления Он совершал бесплатно в то время, как экзорцизм и целительство были профессией, приносившей хороший доход. Можно констатировать, что всё это вызывало в обществе резонанс вокруг Его проповеди. Пророк сам по себе не мог бы вызвать такого энтузиазма, как он же, но со способностями и чудотворца и целителя. Многие шли к Нему не только и не столько, чтобы поучиться праведной жизни, сколько в надежде вылечить себя и своих близких. Вызовом для властей были не сами по себе Его слова, абстрактно рассматриваемые, а то, что Он привлекал к Себе внимание и возбуждал народ.
Свидетельство о публикации №224102200096